Бюджет Смоленской области: жесткий, но реальный

Новости

31 октября в здании Дома Советов состоялись предусмотренные процедурой публичные слушания по проекту областного бюджета на предстоящую трехлетку, организованные профильным комитетом облдумы. В мероприятии приняли участие парламентарии, представители исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций.

Расчеты для внесенного губернатором законопроекта «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» сделаны на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно ему, в частности, индекс промышленного производства будет находиться в положительной зоне, рост составит от 1,1 процента в 2018 году до 4,2 - в 2019-м и в 2020-м - 1 процент. Динамика ВРП ожидается положительная, снижение не прогнозируется.

Василий Анохин, заместитель губернатора, давая характеристику проекту, отметил, что «профицит имеет больше технический характер, он направлен на то, чтобы уменьшать объем государственного долга в рамках графика, зафиксированного в соглашении с Министерством финансов РФ».

Прогнозируется, что в 2018 году по отношению к плану 2017 года налоговые доходы растут темпом 1 процент. Василий Николаевич остановился на некоторых интересных деталях.

Так, ожидается снижение объема поступления от штрафов за нарушения ПДД – граждане стали оплачивать их оперативнее, чтобы получить скидку. Некоторое снижение поступлений по налогу на прибыль по отношению к 2017 году обусловлено в том числе сокращением гособоронзаказа на ряде предприятий. А рост прогноза по налогу на имущество организаций связан с тем, что размер этого фискального платежа для торговых центров будет производиться исходя из кадастровой стоимости.

Все на зарплаты

Топ-5 самых важных областных госпрограмм выглядит так: развитие образования, социальная поддержка граждан, развитие здравоохранения, АПК, культура и туризм.

«Бюджет, как и в предыдущие годы, имеет четкую социальную направленность. По поручению губернатора не только сохранились все меры социальной поддержки, но также увеличено финансирование ряда направлений, - отметил докладчик. - Так, удельный вес госпрограммы «Развитие образования» увеличился с 23 до 24 процентов в общей массе расходов. Также мы произвели перераспределение средств в пользу программы экономического развития Смоленской области, а еще на «Повышение качества государственных, муниципальных услуг», что четко отражает те задачи, которые поставлены губернатором по повышению инвестиционной привлекательности Смоленской области.

Следует отметить, что основными видами расходов областного бюджета на 2018 год остаются расходы на оплату труда, социальные выплаты, дополнительное лекарственное обеспечение, страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, а также межбюджетные трансферты, расходы на коммунальные услуги, приобретение учебников, расходы на долговые обязательства. Серьезный рост расходов произошел на оплату труда: увеличение фактически на 1,120 млрд. На социальные выплаты добавили 188 млн, на дополнительное лекарственное обеспечение - 76 млн рублей к уровню 2017 года. Большое увеличение произошло по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 158 млн, по межбюджетным трансфертам в сторону муниципальных образований и муниципальных районов - на 119 млн. Расходы на коммунальные услуги увеличились на 139 млн рублей и на приобретение учебников – на 20 млн».

Одной из важных задач на 2018 год станет повышение зарплаты отдельным категориям работников в соответствии с майскими указами президента. Тех же работников соцсферы, которые не попали в этот перечень, ждет свое - 4-процентное - повышение. Также нужно довести до МРОТ доход низкооплачиваемых бюджетников (с учетом того, что «минималка» на 2018 год повышена до 9 489 рублей). «Чтобы сделать это, мы были вынуждены с некоторых направлений перераспределить средства в сторону заработной платы».

Лучшие получат по 3 миллиона

Одна из новаций - в проекте запланирован новый вид межбюджетного трансферта, так называемая дотация на стимулирование развития налогового потенциала, и увеличение поступлений доходов в областной и местные бюджеты. Его размер - 15 млн рублей. Если идею поддержит облдума, эти средства будут распределены между пятью районами, показавшими лучшие результаты, - по 3 млн каждый. Ключевыми по объему и удельному весу среди межбюджетных трансфертов муниципалитетам останутся субсидии на строительство и ремонт дорог местного значение (934 млн), формирование современной городской среды (242 млн), обеспечение населения качественными услугами ЖКХ (73 млн), развитие газоснабжения (50 млн).

Будет продолжено выполнение поставленной губернатором задачи по снижению объема государственного долга. Если по итогам 2017 года уровень объема госдолга запланирован в размере собственных доходов региональной казны, то в 2018 году мы планируем, что будет 98 процентов от этого показателя, в 2019-м - 93 процента, в 2020-м - 86 процентов. Объем коммерческого долга составит на протяжении трех лет не более 42 процентов.

Алексей Циганков, председатель региональной контрольно-счетной палаты в отзыве на проект бюджета сказал, что для разработки параметров областного бюджета взят базовый вариант прогноза соцэкразвития.

«Предлагается улучшение условий для предпринимательской деятельности, улучшение бизнес-климата за счет развития примышленных парков, территории опережающего развития, снижения регулятивной нагрузки, создания и эффективной работы необходимой инфраструктуры поддержки предпринимательства». На протяжении всей трехлетки планируется сдержанный рост промышленного и аграрного производств. При этом «индекс потребительских цен на 2018 – 2020 годы прогнозируется в размере 104 процентов при сложившемся в 2016 году 104,8 процента и оценке на 2017 год 104 процента, что свидетельствует о тенденции макроэкономической стабилизации и является положительным фактором развития региона. Реальные денежные доходы населения на 2018 год прогнозируются в размере 97,98 процента к предыдущему, на 2019 год этот показатель - 98,56 процента, на 2020-й - 99,04 процента...

Прогнозируется последовательное сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению: с 17,4 процента в 2017 году до 16 процентов в 2020-м. Основными мерами будет создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на основании ежегодной индексации социальных выплат и пенсий с учетом уровня инфляции…

Контрольно-счетная палата Смоленской области считает, что основные параметры бюджета возможны к исполнению, и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе не принять законопроект в первом чтении», - резюмировал Алексей Вячеславович.

ЦИФРЫ

Основные характеристики регионального бюджета-2018 по проекту

- Доходы - 37,63 млрд руб. (в том числе собственные - 31,3 млрд руб., плюс 2,0 процента к ожидаемой оценке 2017 года; безвозмездные поступления - 6,3 млрд руб.).
- Расходы - 37,56 млрд руб.
- Профицит - 66,89 млн руб.
- В настоящий момент количество социальных обязательств в регионе - 116, количество мер поддержки граждан по ним - 173. Основные из них касаются ветеранов труда и тружеников тыла, предоставления областного материнского капитала, субсидий на оплату жилого помещения; граждан, которым присвоено региональное звание «Ветеран труда»; семей при рождении третьего ребенка и последующих, а также и многодетных семей. Всего предусматривается на эти выплаты 6,245 млрд (из них средства федерального бюджета 1,476 млрд, средства областного бюджета - 4,769 млн рублей). По каждому из социальных обязательств произошел прирост расходов, это связано прежде всего с ростом количества заявителей.
- Расходы на капитальное строительство в 2018 году составят 392 млн рублей. 117 млн - планируется направить на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, 97 млн рублей - на газификацию Смоленской области.
- 82 млн - софинансирование к федеральным деньгам на завершение строительства двух индустриальных парков. 51 млн - на завершение строительства зданий общеобразовательных организаций (пристройка к 33-й школе), 45 млн рублей - возведение спорткомплекса с универсальным игровым залом и плавательным бассейном в моногороде Дорогобуже.

СКАЗАНО

Валерий Новиков, глава Рославльского района:

- В проекте увеличен объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов на 25 процентов, поселений - на 8,4 процента. Впервые предусмотрены межбюджетные трансферты на стимулирование развития налогового потенциала и увеличение поступлений в областной и местные бюджеты. Предусмотрена субсидия на премирование лучших проектов территориального общественного самоуправления, разработанных совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере благоустройства территорий, что даст возможность обеспечить более активное участие жителей в решении вопросов местного значения...

При этом предлагаем обратить внимание на вопрос обеспечения питания учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учреждений, так как расходы на питание в 27 рублей в день не обеспечивают натуральные нормы питания, установленные для данной категории детей.

Важно отметить, что сохранены областные программы, участвуя в которых муниципальные районы и поселения, не обладающие достаточными собственными ресурсами, за счет средств субсидий из областного бюджета с посильным софинансированием из собственных бюджетов имеют возможность решить вопросы ремонта образовательных учреждений, улучшения материально-технической базы учреждений культуры и другие... Представленный проект можно оценить как жесткий, но реальный.

Светлана Крючкова, председатель комиссии Общественной палаты Смоленской области по вопросам жилищно-коммунального хозяйства:

- Бюджет составлен квалифицированно, хоть и жестко, но все равно есть по многим статьям увеличение расходов, по некоторым - в два и более раз... Основное, на чем хотелось бы заострить внимание, - что было увеличено количество средств на обеспечение смолян бесплатными лекарствами.

Валерий Кузнецов, руководитель фракции КПРФ в областной Думе, отметил, что в той экономической ситуации, которая сложилась в России, региональной власти трудно было бы сверстать «бюджет развития»:

- К сожалению, политика федерального правительства не позволяет эффективно реализовать региональную социально-экономическую политику. Ведет к усилению долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ и не дает существенно увеличить их доходы. При этом имеется тенденция к существенному сокращению федеральных дотаций регионам... Администрация Смоленской области должна принимать самые решительные меры, чтобы доходы от деятельности предприятий нашего региона оставались здесь. Тем более что по-настоящему крупных предприятий у нас осталось не так много.

Александр Федулов, президент регионального объединения работодателей «Научно-промышленный союз», отметил, что проект бюджета «достаточно напряженный»:

- Вместе с тем мы видим, что профицит сохраняется и сохраняется социальная направленность бюджета. Ассигнования на основные программы растут. Анализ проекта бюджета подтверждает тот факт, что бюджетный курс администрации Смоленской области на поддержку социальной сферы будет продолжен. Хочется поблагодарить руководство региона и все ветви власти за внимание к такой проблеме, как подготовка высококвалифицированных кадров для всех отраслей. Для решения этой проблемы сделано уже немало, надеюсь, эти усилия принесут свои плоды... Стремление администрации области опираться не только на бюджет, но и на поиск дополнительных источников финансирования представляется единственно возможным. Это курс на развитие и улучшение инвестиционного потенциала Смоленской области, создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса. Мы видим в рамках реализации этого курса, что происходят структурные преобразования в экономике, создаются инновационные структуры, точки роста - в том числе ТОСЭР, индустриальные парки, кластеры. Заключаются крупнейшие в новейшей истории Смоленской области инвестиционные контракты, например, соглашение с ПАО «Акрон». Этот курс поддерживается законодательными инициативами. В частности, можно отметить недавнее принятие закона о промышленной политике в Смоленской области, который предусматривает серьезные механизмы поддержки реального сектора экономики, в том числе путем создания регионального фонда развития промышленности. Можно выделить и ряд других законодательных инициатив, например, налоговые льготы для крупных инвесторов. Думаю, что этот курс обязательно приведет к успехам в экономике Смоленской области.

Наталья Епифанцева, заместитель председателя регионального профобединения, констатировала, что майские указы президента в регионе исполняются в полном объеме:

- Считаем необходимым сохранить эту тенденцию и впредь... Профсоюзы удовлетворены решением об индексации зарплат на уровень инфляции специалистам бюджетных учреждений, не попавших в майские указы, в размере 4 процентов... Отрадно, что, несмотря на все трудности при формировании бюджета Смоленской области, он сохраняет свою социальную направленность... Большая часть бюджетных расходов - 61,5 процента – направлена на выполнение социальных обязательств в рамках пяти областных госпрограмм... Мы выражаем надежду, что педагогическим работникам, отработавшим более 10 лет в сельской местности и вышедшим на пенсию при увольнении из общеобразовательных организаций, будет возвращена денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг... Несмотря на сложную экономическую ситуацию, Смоленское областное объединение организаций профсоюзов выражает уверенность, что администрация региона и областная Дума при рассмотрении бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов не допустит принятия законопроектов, ухудшающих социально-экономическое положение жителей области и вызывающих возрастание социальной напряженности. При сохранении социальных программ и социальной ориентированности бюджета Смоленское профобъединение поддержит законопроект.

Артур Кольцов, директор ООО «Извеково» (Новодугинский район), высказался от имени аграриев:

- Отрадно видеть, что в проекте бюджета по программе развития сельского хозяйства предусмотрен рост ассигнований. В рамках существующих форм поддержки, которые могут получить смоленские аграрии (а их, я подсчитал, более 50 видов), хозяйства имеют возможность успешно развиваться. Даже несмотря на снижение софинансирования из федерального бюджета ряда направлений, в проекте сохранена поддержка стратегических направлений, таких как молочное животноводство, льноводство. Причем предусмотрена помощь на производство рапса, семеноводство многолетних трав, чего на федеральном уровне нет... Считаю, при том подходе к АПК, который заложен в бюджет, а также при том внимании, которое уделяется отрасли Алексеем Владимировичем Островским, аграрным блоком администрации, сельское хозяйство будет драйвером роста.

Сергей Леонов, председатель фракции ЛДПР в областной Думе, в частности, сказал:

- Убежден, что нужно продолжить работу с правительством по списанию долгов региона, которые были взяты, чтобы выполнить установки федеральной власти, обеспечить жизнедеятельность региона. Зарубежным странам мы прощаем огромные долги, а Смоленская область ежегодно тратит 1,1 млрд рублей на обслуживание госдолга и должна будет вернуть в 2018 году около 700 млн. А эти деньги мы могли бы потратить на развитие региона, на улучшение жизни смолян. Более того, у нас постоянно снижается доходная база. У нас забирают 1 процент от налога на прибыль в федеральный бюджет, более того, снижают норматив по акцизам на нефтепродукты... В целом, характеризуя бюджет, можно сказать, что он не плохой и не хороший. Он соответствует сегодняшней социально-экономической ситуации в стране и регионе. Этот бюджет – результат компромисса между Министерством финансов и регионом.

Николай Дементьев, глава комитета по бюджету, налогам и финансам, руководитель фракции «Единая Россия» в Думе, председательствовавший на публичных слушаниях, так подытожил мероприятие:

- Публичные слушания, являясь регламентным плановым мероприятием, дают старт нашей дальнейшей работе по рассмотрению проекта областного бюджета в трех чтениях. Позднее его обсудят все думские комитеты. При этом будут учтены рекомендации, выработанные на сегодняшнем мероприятии, приняты те замечания и предложения, которые поступят от муниципальных образований.

Надо отметить, что мы привнесли новшество: по просьбе районов и общественных организаций бюджет будет рассматриваться не месяц, как было раньше, а в течение 40 дней. Срок продляется для того, чтобы появилась возможность более детально разобраться с той финансовой ситуацией, которая существует на данный момент, и внести свои предложения.

Проект будет обсуждаться на заседаниях фракции всех политических партий, представленных в областной Думе, и все полезные инициативы будут обязательно учтены при принятии главного финансового документа региона.


Автор: Николай Медведев







Загрузка комментариев...
Читайте также
37 минут назад

Глава региона ответил на вопросы военкора Семена Пегова,...

1 минуту назад
Команда регионального ГУ МЧС победила на межрегиональном эта...
сегодня, 16:14

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

сегодня, 15:09
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
Новости партнеров