Четверг, 18 января 2018 года

Погода -3..-5 С о

И прыгают «чистоговорки», как караси на сковородке

Общество 11:47, 13 октября 2017
И прыгают «чистоговорки», как караси на сковородке

В каком возрасте малыша нужно показать логопеду? Что именно должно насторожить родителей? Как заниматься с крохой, чтобы у него не было проблем с речью? На вопросы читателей «РП» отвечает Валентина ЧЕРНЯКОВА, учитель-логопед высшей категории.

- Валентина Николаевна, много ли сегодня подопечных у смоленских логопедов и когда родителям в первый раз нужно прийти на прием к специалисту этого профиля?

- Учителем-логопедом я работаю 17 лет, и, к сожалению, в последнее время наметились очень тревожные тенденции: практически у 60 - 70% детей есть те или иные нарушения или отклонения, связанные с речью. Поэтому первый раз показать ребенка логопеду не будет лишним уже в возрасте 10 - 12 месяцев (а иногда и раньше), чтобы специалист проверил уровень развития мелкой и общей моторики малыша, его артикуляцию (рот, язык, щеки). Следующий раз это желательно сделать в 2 годам, когда словарный запас малыша «обогатился» уже до 200 слов.

К 3 годам его словарная копилка активно пополняется, он умеет рассказывать небольшие стихи и простые сказки, а к 5 годам ребенок должен научиться правильно выговаривать все звуки и активно пользоваться разговорной речью.

- Какие проблемы с речью чаще всего встречаются у смоленских детей?

- Многие родители считают, что страдает только звукопроизношение, но эта проблема гораздо глубже.

- А что имеется в виду под «страдает произношение»? Ребенок не выговаривает какие-то звуки?

- Да, как правило, основные три группы звуков: свистящие, шипящие и саноры - «р» и «л». У некоторых детей есть проблемы и с другими группами звуков. И родители часто обращают внимание именно на звукопроизношение. А того, что у их чад не сформирован достаточный словарь, наблюдается замена одних звуков другими, их перестановка, что ребенок опускает и искажает некоторые звуки, страдает грамматический строй речи, связная речь, не замечают. Мол, это ерунда – со временем все нормализуется! Но эта проблема должна рассматриваться шире - ведь у большинства детей сегодня бедный запас слов, и они даже затрудняются выражать свои мысли.

- Почему это происходит?

- Потому что в их жизни недостаточно общения. Родителям, а также бабушкам и дедушкам надо как можно больше разговаривать с детьми, использовать для этого любую свободную минутку. Например, идет мама с сыном или дочкой в детский сад и ведет диалог с ребенком о том, что он видит вокруг. Они обсуждают, какие на деревьях и на земле листочки, какие на клумбе цветочки. Как поют птички, дует ветер. Мама рассказывает, как называются деревья, и т. д.

Дома тоже найдется масса интересных и нужных занятий: пускать с ребенком воздушные пузыри, играть на губной гармошке, лепить, рисовать, складывать мозаику, ведь тактильные упражнения тоже влияют на развитие речи. При этом всей действия сопровождать речью.

- Есть комплекс упражнений, который может помочь восстановить или нивелировать речевые проблемы? Или можно сделать проще - набрать в рот орешков и попытаться рассказать стишок?

- Это упражнение подходит только взрослым - для развития просодической стороны речи, (дикции), более четкого произношения слов. А вот уделять как можно больше внимания при общении с детьми всевозможным пестушкам, прибауткам, «чистоговоркам» - очень эффективно. А еще играм-потешкам - «Ладушки», «Сорока-воровка» и «Расти коса до пояса»…

- Я правильно поняла: ребенок говорит «чистоговорку», а мама, например, загибает на его руке пальчики, потом они вместе в ладошке варят кашку, т. е. еще идет параллельно и массаж активных точек?

- Да, ведь уже ни для кого не секрет: ум и речь детей находятся на кончиках их пальцев. Там расположены рецепторы, которые напрямую связаны с речевыми центрами коры головного мозга. Поэтому, если у ребенка неактивные пальчики, то у него, увы, и проблемы с языком.

- Получается, что если у ребенка проблемы с речью, то это, прежде всего, недоработка родителей, которые своим дочке или сыночку уделяли слишком мало внимания?

- Да, среди многочисленных проблем мы не должны исключать и влияние окружающей среды, т. е. экологический фактор. В этом вопросе важно все: как протекала беременность мамы, были ли какие-то внутриутробные инфекции, перенесенные заболевания, асфиксия, кесарево сечение? Или все-таки речь идет о куда более желанных естественных родах?

Все имеет свои последствия. Многие родители, кстати, не знают, например, о том, что на ранних сроках беременности ребенок воспринимает только мужскую речь, поэтому папа должен с ним в это время как можно больше разговаривать. А главы семейств это делают?

- А что скажете по поводу одного-двух бокалов шампанского в честь праздника во время беременности?

- Алкоголь в это время употреблять категорически нельзя! А вот кормить малыша грудью надо как можно дольше, оптимально - до года. Но сколько у нас детей, которые, к сожалению, практически с самого рождения находятся на искусственном вскармливании! Отсюда также могут возникнуть проблемы с развитием речи.

- Валентина Николаевна, мамы, с детьми которых вы занимались, рассказывали о разработанном вами эффективном авторском комплексе, который помогает даже малышам с задержкой психоречевого развития. Интересно, а заниматься самостоятельно, используя эту методику, можно? Ведь, к сожалению, к логопеду в детских дошкольных учреждениях малыши попадают, когда им уже исполняется 5 лет, и драгоценное время, когда можно было что-то быстро исправить и скорректировать, увы, упущено…

- Да, еще Лев Николаевич Толстой в 40-летнем возрасте написал, что от рождения до 5 лет - это вся жизнь, а от 5 лет до меня 40-летнего - это один шаг, так как все основные психоречевые процессы формируются до 5 лет. И очень жаль, что именно этот самый важный период в жизни ребенка, как правило, упускается, а потом, уже в начальной школе к проблемам с речью прибавляются и проблемы с письмом. Заниматься с детьми нужно обязательно, используя при этом любую методику, в том числе и разработанную мною.


Автор: Татьяна Андреева


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленской области «Калина» попала в жесткую аварию
вчера, 23:25
Дорожный инцидент случился вечером 17 января в Кардымовском ...
Какой штраф грозит смолянам, которые отказываются принимать новые купюры
вчера, 23:30
Роспотребнадзор напомнил продавцам о штрафах за отказ приним...
Смолянка "при должности" пыталась совратить белорусского стриптизера
вчера, 21:58
Об этом стриптизер с десятилетним стажем Дмитрий рассказал l...
В Смоленской области открылся избирательный штаб Владимира Путина
вчера, 18:15
В Смоленской области открылся избирательный штаб кандидата в...
  1. Если бы вы на улице увидели валяющийся кошелек, то чтобы сделали?
    1. Не стал (а) бы вообще его поднимать, это может быть опасно. - 1 (100%)
       
    2. Попытался (ась) бы найти его владельца, чтобы вернуть. - 0 (0%)
       
    3. Взял бы все себе, денег не хватает. Как говорится: что упало, то пропало. - 0 (0%)