Смолянин строит на огороде самолет по уникальной технологии «Как никто еще не делал»

Новости

Этот двор около небольшого частного дома в Смоленске больше напоминает огромный гараж под открытым небом. Под навесом стоят токарный, фрезерный станки и какие-то другие умные приспособления для оч. умелых ручек.

У соседей на грядках растет картошка, бураки и морковь, в теплицах зреют помидоры, а здесь в центре земельного участка красуется… практически готовый самолет.

Я хожу, осматриваю это крылатое чудо и думаю: любовь к небу у Саши (свою фамилию он попросил не называть. - Прим. автора) с детства, и летает этот смоленский авиатор-самоделкин на всем, что в принципе способно взмыть в облака, в том числе и на самолетах. Правда, теперь он решил построить свой собственный…

«Я построю самолет, шлем надену - и в полет…»

- Недавно в Интернете видела ролик про чеха, который смастерил самолет и теперь каждый день летает на работу. А тебе он зачем? Вон твоя супермашина-аэросани, которая должна была «летать» на лыжах по толще снега, стоит недоделанной...

- Нормального-то снега зимой нет! Я для нее уже и лыжи купил - от самолета Як-52. Чтобы положил их на багажник и поехал куда тебе надо. Да тут и делов-то осталось: капот сделать да тормоза поставить… Мотор мы уже заводили, нормально работает…

- А сколько на это потребуется времени?

- Месяц, если работать каждый день. Как рак на горе свистнет, так и доделаю. Все, что начинаю, я всегда доделываю, но всему свое время. Я не пользователь, я изготовитель. Пусть всем этим пользуются те, кто сделать не может. Мне гораздо интереснее придумать, а потом сделать. (Смеется.)

- Понятно, нужно подождать, когда вновь появится вдохновение… Но, видимо, произойдет это не очень скоро, ведь сейчас все твое время наверняка забирает еще более крупнокалиберное детище - самолет!

- Я его второй год делаю, а реально на него потрачено, если трудиться каждый день, с утра до вечера, то месяца два.

- Почему?

- Нет ни какого-то образца, ни чертежей. А вариантов много. Но сделать то, что уже кто-то делал, мне неинтересно. Гораздо интереснее - как никто еще не делал. В этом весь смысл. Я на самолет смотрю, думаю, а потом решаю - вот тут, к примеру, надо доску прикрутить… Беру - прикручиваю. Потом снова смотрю и думаю - нет, что-то не то получилось, надо открутить эту доску - подхожу и откручиваю…

Нахожу ей другое место. А вообще это обычный классический самолет, ничего хитрого здесь нет. Все дело в «хитрой» технологии, которую я применяю. Например, надо мне нервюры (профиль крыла - Прим. автора), я беру ДСП (створки выброшенного на помойку шкафа), выпиливаю из них то, что мне нужно, а потом обклеиваю стеклотканью… Получается дешево и сердито. Нужны уголки, чтобы закрепить концы крыльев? Я беру их и склеиваю, потом работаю стеклотканью, эпоксидкой, засовываю в мешок, выкачиваю весь воздух, и там, в условиях вакуума, все и застывает… Алюминиевый профиль и стеклоткань покупаю в Питере, эпоксидную смолу - в Москве.

- Получается, что и посоветоваться тебе, в общем-то, не с кем…

- Да нет, не все так критично. Приезжают и ко мне «самолетчики», но у нас в Смоленске найдется человека три, которые в этом деле действительно что-то понимают. Но я приглашаю их скорее не для консультаций, а для критики. Прошу их все осмотреть, а потом обосновать, что им не нравится и почему. Если они не могут это сделать, значит, все нормально, можно думать-работать дальше. Выбирать самый оптимальный вариант. С моей точки зрения.

DSC06115.jpg

По 300 рублей за самолетный килограмм

- Получается, что это классика, а не какой-то эксклюзивный самолет. Но благодаря уникальной технологии изготовления у него должна быть низкая себестоимость…

- Если не считать трудозатраты, стоимость двигателя, то получится рублей по 300 за килограмм.

- И этих килограммов в нем…

- Без мотора самолет должен весить килограммов 200.

- А моторы для самолетов нынче почем?

- «Хондовский» движок купил за 42 тысячи во Владивостоке, в 5 тысяч обошлась доставка в Смоленск… Переделка электроники еще тысяч на 15 потянет.

- И что этот самолет сможет? Ему для разгона потребуется взлетная полоса?

- Для разгона ему нужно метров 100, не больше. А если чуть-чуть ветерок подует, то еще меньше… Пустой самолет должен весить всего 350 кг, для сравнения: американский легкий самолет «Цессна» с такой же площадью крыла почти в пять раз тяжелее. А у моего «ультралайта» максимальный расчетный взлетный вес - 650 кг. Поэтому в него, кроме летчика, еще можно двух человек посадить.

DSC06134.jpg

Подъем за копейки

- Можно будет парашютистов посадить, которые захотят с небесной верхотуры сигануть вниз…

- Почему бы и нет? Ведь у моего самолета нагрузка на крыло маленькая, а скороподъемность, наоборот, очень большая, поэтому себестоимость подъема получается мизерная. То есть самолет будет от земли подниматься со скоростью 7 метров в секунду, потом медленнее, но в любом случае, чтобы на «треху» (на трехкилометровую высоту. - Прим. автора) затянуть парашютистов, это будет обходиться каждому из них в 150 рублей. Чисто по расходу на бензин. А сейчас с прыгающих с парашютом за это тысячи берут.

«Облечу весь шар земной, а потом вернусь домой…»

- А если просто взять и куда-то полететь… Как говорится в детском стихотворении: «Облечу весь шар земной, а потом вернусь домой...»

- Бак буду ставить литров на 120. Пролететь на одной заправке можно будет тысячи полторы…

- И с какой крейсерской скоростью?

- Небольшой, в районе 150 км.

DSC06191.jpg

- «Расправил» крылья и полетел… А каков, кстати, их размах?

- Размах крыла - 10,5 м, а в длину самолет, с учетом винта, - 6,8 м.

- Теперь совсем уж провокационный вопрос: если все пойдет на ура, то можно будет наладить серийное производство этих уникальных в своем роде летунов?

- Почему бы и нет?

- Как они будут называться?

- А не все равно как? ПУ-ПУ-28, например… (Снова смеется.)

- Я правильно поняла, что в дальнейшем при желании за два месяца можно будет делать по самолету?

- В принципе, да. Ведь в моем арсенале появится главное - опыт, «сын ошибок трудных», и выкройки для изготовления нужных деталей.

- Чуть не забыла спросить: а как самолет транспортировать? Как ни крути, но он не сможет подняться в воздух без малейшего разгона…

- Это вообще просто! Крылья-то снимаются. На манипулятор его поставил - и вперед.

- А если у тебя кто-то захочет его купить?

- Продам!

- И сколько нынче стоят такие «небесные птицы» с мотором?

- Цены на уже налетавшие не одну тысячу километров самолеты начинаются от полутора миллионов рублей.

- Если не секрет, какое у тебя образование?

- Смоленский авиационный техникум. Правда, к авиации он никакого отношения не имеет. У меня специальность - обработка металлов резанием. Поэтому я знаю, какую железку взять и к какой именно ее можно приварить…

* * *

Я слушала Сашу и думала, что он не только талантливый и самодостаточный человек, но еще и очень счастливый. Потому что занимается тем, что ему действительно интересно, постоянно решая новые ребусы в сфере творческой аэронавтики, и идет по жизни своим путем, не боясь ставить перед собой, на мой взгляд, просто грандиозные задачи. У вас есть знакомые, которые строят во дворе дома самолет?

СКАЗАНО

Золотые руки

- Все выброшенные микроволновки я починил и раздарил знакомым. Потому что они прекрасно ремонтируются. Недавно ни в чем неповинную «стиралку» отправили в утиль, я и ее к жизни вернул. Люблю разбираться: почему тот или иной агрегат вдруг взял и перестал работать. На мой взгляд, это очень интересно. Сам я этими вещами потом не пользуюсь - отдаю кому-нибудь: и людям хорошо, и мне приятно.


Автор: Татьяна Андреева







Загрузка комментариев...
Читайте также
28 минут назад
Более 3,5 тысячи активистов «Единой России», МГЕР и «Волонте...
сегодня, 12:16
Законопроект рассматривался на заседании комитета Смоленской...
сегодня, 11:40
Недавно «Рабочий путь» поднял проблему, сложившуюся вокруг в...
сегодня, 11:13
Возрастающий спрос на отдых и оздоровление превратил туризм ...
Новости партнеров