Смоленские мостовые: закопать нельзя оставить

Новости

Ремонт улицы Тенишевой не только порадовал водителей обновленным дорожным покрытием, но и позволил смолянам перенестись на 100 лет назад: во время работ под снятым слоем асфальта обнаружилась старинная мощеная мостовая.

 Этот кусочек живой истории моментально взбудоражил общественность, которая давно настаивает на сохранении, пускай и частично, булыжных дорог. С ними не согласны современные автомобилисты, предпочитающие передвигаться по ровному черному полотну.

Смоленский блогер Евгений Пленкин одним из первых обратил внимание на показавшуюся булыжную мостовую и поспешил поделиться мнением: «В городе не так много вещей, которым около 100 лет. Мостовая вполне могла бы дополнить и без того не самый большой список исторических объектов города Смоленска. И тем более это было очень интересно с точки зрения туристической привлекательности. Историческая мостовая рядом с историческими зданиями. Красота!»

Противоположную позицию занял смолянин Егор Семенов, считающий, что подобную романтику лучше оставить в прошлом, а выбор делать в пользу практичности и легкости передвижения: «Булыжники на дороге - прошлый век! Это будет мучение для пешеходов и автомобилистов. Первые будут подворачивать ноги, у вторых - рассыпаться подвеска на машине. Наши дороги и так не отличаются безупречным покрытием. Оставить каменную мостовую можно было бы на отдельном участке в туристической зоне, но не на одной из центральных улиц города».

И правда, плотная вереница булыжников под ногами стала редкостью, хотя раньше с помощью неотесанных «кругляков» создавалось удобство для перемещения транспорта. Историки рассказывают, что булыжник, который потом использовали для мощения, собирали на въезде в Смоленск с приезжающих. Если говорить в целом об улице Тенишевой, то тогда ее не существовало. Этот участок относился к шоссе, которое в середине XIX века вошло в состав магистрали Рига - Орел.

Свое название он получил в начале XX столетия в честь смоленской меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой, и неспроста - здесь находится дом-музей «Русская старина», построенный княгиней. В СССР улицу переименовали, и вплоть до распада государства она носила имя Надежды Крупской.

Долгое время булыжная мостовая существовала и на другой проезжей улице Смоленска - имени Тимирязева. Сохранить вымощенную камнем дорогу, которой не одна сотня лет, не удалось. В 2013 году она скрылась под глухим слоем асфальта. Сейчас такие раритеты, спрятавшиеся среди низких домов и пышной листвы, еще можно встретить в городе – на улицах Войкова, Красный Ручей, Фурманова.

Еще одна мостовая, разбитая временем и дождями, находится на улице Красина. Этим «осколкам» старины удалось спастись от стремительной урбанизации. Но надолго ли?

Как голосовали смоляне

«Рабочий путь» запустил в своем паблике «ВКонтакте» голосование: хотели бы жители города, чтобы в Смоленске восстановили несколько улиц с каменными мостовыми? Участие в опросе приняло около 400 респондентов.

- Однозначно «за» сохранение булыжных дорог, потому что это красиво, - 49,9%

- Согласны, только если это будет пешеходная зона, - 27,8%

- Категорически против - 22,3%.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Владислав Кононов, исполнительный директор РВИО, краевед:

- Специально улицей Тенишевой я не занимался. Знаю, что до революции участок Рославльского шоссе назвали в честь известного мецената, княгини Тенишевой, подарившей городу музей. Только называлась она на старый лад «Тенишевской». Потом была названа в честь Крупской, после распада СССР улице вернули историческое название. В том, что обнажилась старая мощеная мостовая, нет ничего необычного – до изобретения и повсеместного использования асфальта практически все улицы городов мостили булыжником. В некоторых городах сохраняют булыжные мостовые, попытки предпринимались и в Смоленске. Но, к сожалению, мастеров, владеющих укладкой таких мостовых, практически не осталось. Такая же проблема, например, есть в Калининграде, где много участков дорог общего пользования - старые, мощеные, однако ремонтировать их некому, и они постепенно приходят в негодность, уступая место асфальту и бетону. Хотя, конечно, для любого города с многовековой историей наличие пусть небольших, но мощеных участков улиц - не просто элемент исторической атмосферы, городского уюта, но и конкурентное преимущество в «битве» за туриста.

КСТАТИ

В некоторых регионах России стараются сохранять фрагменты мостовых как туристические объекты. Этим летом в мэрии Ярославля рассмотрели решение воссоздать булыжную мостовую в центре города. Градостроительный совет единогласно поддержал инициативу. Старинную брусчатку обнаружили и в Рязани. Представители городской власти и эксперты планируют сберечь находку и обсуждают варианты благоустройства: «подлинный участок старинной мостовой будет ярким историческим объектом, доступным не только для осмотра и фотографирования, но и для прогулок по территории бывшей Хлебной площади». А в Омске фрагменты мощеной дороги хотят поместить за стекло как музейный экспонат.

В ТЕМУ

Всемирная паутина тоже не молчит: в прошлом году один из пользователей популярной блог-платформы опубликовал пост, посвященный поиску брусчатых и булыжных мостовых на постсоветском пространстве. Он просил всех россиян, располагающих информацией, прислать фотографии сохранившихся дореволюционных дорог. И получил широкий отклик: к «флешмобу» присоединились жители Беларуси и Украины. На снимках - булыжные мостовые Псковской области, пролегающие возле церкви Святой Великомученицы Варвары и крепости Изборск, а также Республики Карелии, Архангельской, Тульской, Костромской, Кировской, Тверской и других областей страны.


Автор: Юлия Суханова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров