Улица в лицах

Новости

Остро заточенный карандаш резво прыгает между тонкими пальцами. Темно-синие джинсы украшены кожаными заплатками. Идеально начищенные ботинки чудесным образом сочетаются с ремнем и черной рубашкой. Соломенная шляпа залихватски сдвинута на правый бок. Серебряные волосы под ней убраны в хвост. А из-под полей шляпы за вами пристально следят голубые глаза художника.

Александр Николаевич Захаров провожает взглядом детей, бегущих в гимназию имени Пржевальского, наблюдает за студентами, как всегда, опаздывающими в институт, внимательно изучает лица прохожих. Ведь именно их он рисует на улице уже почти 30 лет.

- Александр Николаевич, расскажите, с чего началось ваше увлечение живописью?

- Родился я давно, в Советском Союзе (смеется). И был в моем детстве товарищ Женька. Он рос в интеллигентной семье, у них была большая по тем временам библиотека. Родители на работе, а нам после школы делать нечего, мы у него и собирались. Возьмем по альбому, книгу с картинками на стол положим и сидим – перерисовываем Чапаева, лошадей, воинов разных, оружие. Родители все это увидели и отправили нас в изостудию, она была во Дворце пионеров. Я там целый год учился. В мае на День пионерии на площади был конкурс детского рисунка. Я занял первое место. А диплом победителя давал право на поступление в детскую художественную школу без экзаменов. Я, конечно, туда пошел. Там были хорошие, серьезные учителя. Анатолий Илларионович Попов, например! Он в первую очередь художник, а уже потом педагог. Это как играющий тренер.

Мне просто повезло, что я попал к нему. Вообще, в искусстве главное не то, где учишься, а у кого… Но художественную школу я в итоге так и не закончил. Я способный был, и когда мне было лет 12, отправили меня педагоги в Питер. При Академии художеств имени Репина есть средняя школа имени Иогансона, там был интернат для иногородних учеников. Поехал поступать, но, увы, не хватило одного балла. Вернулся в Смоленск злой, забросил рисование.

А потом, когда среднюю школу закончил, думаю, куда дальше-то поступать? И собрались мы с одноклассником в военное училище в Харькове. Год я там в сапогах протопал, думаю - нет, больше не потяну, ведь нужно постоянно кому-то подчиняться. А это не по мне. Потом была срочная служба в Луганске, два года. После пошел на заводы работать. Поступил в Смоленский филиал Московского энергетического института – на вычислительную технику. Ну а руки-то чешутся, захочется – порисую для себя. Все равно в душе это сидит и иногда всплывает. Иной раз себя спрашивал: «А тем ли в жизни я вообще занимаюсь?» Два года отучился и опять понял - «не мое».

Мне уже 22 было, когда поступил в СмолГУ на худграф. Но и оттуда через два года ушел. Худграф выпускал не художников, а учителей в школу. Мне нужно было набраться художественного мастерства, а там над этим никто не работал. Последней попыткой получить образование стал наш институт искусств.

- Попытка оказалась успешной, доучились до конца?

- Я ничего в итоге так и не закончил! И только теперь жалею об этом. Понимаю, что нужен именно диплом, а с проблемами профессионализма надо самому разбираться. Никто тебе на блюдечке с голубой каемочкой ничего не принесет, нужно научиться брать самому, что я потом и делал.

- А если бы диплом был, куда бы вы сейчас с ним пошли?

- Понимаешь, мне уже 50. Наступает в жизни такой момент, по молодости я об этом как-то и не задумывался, появляется потребность отдавать, делиться. Пошел бы преподавать. Особенно сейчас. Людям с детства внушают, что музыка, живопись - это вообще ничто, а главное - деньги, то, какая у тебя машина и где ты снимаешь виллу. Такая буржуинская шкала ценностей вбивается в голову. Я теперь завидую ребятам, которые работают по диплому. Очень уважаю этих людей.

- А когда вы начали заниматься уличными портретами?

- Первый раз вышел на улицу в 1990 году. Сидели мы возле колеса обозрения. Там целая тусовка была: я, Костя Бибичев (он тогда пятый курс худграфа заканчивал, первый был, кто на улицу вышел, а это в институте тогда сильно не приветствовалось), девчонки с керамикой были, кто-то с гитарой приходил. Это и не работа была, а скорее интересное времяпрепровождение. Маленький Арбатик такой у нас в Смоленске образовался. Потом возле центрального входа в парк работали, но там начали просить деньги за аренду места, причем приличную такую сумму.

Наша же работа напрямую зависит от погоды. Я сейчас заплачу, а потом все лето дожди идти будут. И что тогда? Перешли мы к Федору Коню, долго-долго я там под кленом сидел.

- Прошло уже 27 лет, а вы до сих пор рисуете на улице. Значит, это приносит неплохой заработок?

- Перерыв у меня все-таки был, несколько лет не рисовал уличные портреты. В целом заработанных денег мне вполне хватает на жизнь, ну не жирую, конечно. Портрет формата А3 - 1000 рублей, А4 – 700 рублей, цветной шарж - 400 рублей. Мои заработки - это барометр настроения в социуме. Если какие-то кризисные моменты - заказов нет. Бывает, сидишь неделю – вообще по нулям, а бывает, за два дня зарабатываешь то, что обычные люди за две недели. По-моему, 2015 год у меня неплохой был, в месяц по 20 – 25 тысяч рублей выходило.

В этом году очень мало заработал, потому что сезон практически и не начинался из-за погоды. Все утешают, говорят: «Не бойся, Саня, это погоды не было, потеплеет – пойдут клиенты».

- Кстати, о клиентах. Что это за люди?

- Примерно процентов 80 - приезжие, особенно москвичи, у них копейка всегда имеется. Но самые крутые для меня - сибиряки. Легко могут заплатить нужную сумму, у них нет зажима из-за финансов.

- Чем смоляне отличаются от остальных клиентов?

- У многих наших земляков материальные проблемы нарисованы на лице. Это же сразу видно, все читается. А моя задача – нарисовать то, что за душой. Похоже - не похоже, это можно у фотоаппарата выяснять. Я же вижу образ, тему в человеческом лице.

- А как удается понять, что за душой у человека, которого вы видите впервые?

- Опыт, чуйка. Столько лет здесь сижу, уже стал неплохим психологом. Иногда садится человек, начинаешь с ним общаться, находишь общие темы. Портрет сделал, отдавать надо, а тут в голове мысль такая шальная закрадывается: «А должен ли он мне вообще что-то?» Я уже готов подарить, а мне человек все равно платит, понимает, что это работа. Так поговоришь, а заряд энергии остается, и думаешь: «Да, я действительно что-то ценное из себя представляю!»

- Как проходит рабочий день? Чем вы занимаетесь, когда нет клиентов?

- Сидеть я особо не люблю. Нет клиентов - ухожу. А так в шахматы тут играю, ко мне товарищи приходят. Это вообще моя вторая страсть после живописи. Фотографирую еще, потом в социальные сети выкладываю. Пробовал книгу читать, но этого делать нельзя: человек идет, видит, что ты читаешь, значит, занят, и в кресло уже не сядет.

- Что читаете?

- Хорошую литературу, русскую классику: Лескова, Достоевского. Из современных Сергея Довлатова люблю. У него же каждое слово в предложении вбито, как золотой гвоздь.

- В произведениях Довлатова всегда есть место анекдоту, забавному случаю, произошедшему с ним во время работы журналистом. Случается ли что-то подобное с уличными художниками?

- Здесь постоянно что-то происходит. Запомнилась мне дама. Именно дама! Леди! Шла с молодым человеком. Я так сразу подметил: не из Смоленска - 100 процентов, не из России - скорее всего, социальный статус - не из крестьян. Попросила нарисовать портрет, даже цену не спросила. Поинтересовалась только, сколько это займет времени. Я говорю: «Минут 40, может, час». Она спрашивает: «Это же мне улыбаться нужно?» Смеюсь: «Ну если час сможете». Так что ты думаешь? Она час сидела с голливудской улыбкой, даже не пошевелилась – идеальная модель.

- Как вы считаете, уличный портрет - это творчество или скорее ремесло?

- Это моя работа, заработок. И, как ни крути, сидя здесь, как художника, я себя все-таки предаю. Но портреты я делаю не абы как, а по-честному. Появляется время – занимаюсь живописью для души. Но боюсь, что если буду делать то, что хочу, и в теме уличного портрета, мне столько не заработать.

- То есть вы рисуете что-то помимо портретов. Никогда не думали о выставке своих картин?

- Тут нужно сначала решить, для кого нужна выставка: для людей или для художника. Если выставка - это итог какого-то периода, то да, можно сделать. А так ты потратишь тысяч 15 - 20 на организацию. И чего ради? Что мне лично это даст? Кто на выставку придет? Смоленские художники, которые меня и так знают? А сколько обычных людей ходит на выставки? Там же пусто.

- Героя Сэлинджера интересовало, куда деваются утки из Центрального парка, когда пруд замерзает. Мне же интересно, куда пропадают уличные художники на зиму?

- Вне сезона спасает компьютер. Сейчас вообще зарабатываю больше в Интернете. Я почти во всех соцсетях есть. Сижу и с компьютера рисую по фотографии. Но это не то! Для шаржа, например, однозначно нужен живой человек, его мимика, эмоции. Хотя не все люди это понимают.

- А вы не собираетесь навсегда окунуться в глобальную паутину и уйти с улицы?

- Нет, но наверняка наступит такое время, когда я смогу достаточно зарабатывать в Сети. А на улицу буду выходить, уже не думая о деньгах, смогу просто рисовать, рисовать для себя и для людей. Скорее всего, буду просто дарить свои работы. Очень надеюсь, что такое время настанет.

Автор: Лина ЯКУТСКАЯ.

Фото: Ян ШАДУРОВ.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:59
Студентка Верхнеднепровского технологического техникума Свет...
вчера, 22:26
19 марта будут "обезвожены" 12 улиц Сафонова, об э...
вчера, 22:09
Страшная авария случилась сегодня, в 18.15, на 437 километре...
вчера, 23:33
41-летний житель Смоленска, имеющий инвалидность, долгое вре...
Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 99