За электронными госуслугами – будущее

Новости

Какие госуслуги станут доступны смолянам в ближайшее время? Когда всем жителям региона станет доступно цифровое телевидение? Что будет с телевышкой в Смоленске? На эти и другие вопросы ответил Андрей РУДОМЕТКИН, начальник регионального департамента по информационным технологиям, ставший гостем пресс-клуба «РП».

- У нас на протяжении уже нескольких лет последовательно реализуется проект по переходу на цифровое телевидение. Расскажите, пожалуйста, на каком этапе сейчас эта работа? Возникают ли какие-то трудности?

- Еще в 2015 году Смоленский регион выполнил все возложенные на него обязательства по созданию второго мультиплекса (пакета из 10 каналов), еще раньше мы закончили работу с первым. На третьем этапе планировалось сделать доступными «в цифре» региональные каналы. С помощью ОРТПЦ мы построили больше двух десятков базовых станций. Аналоговое вещание должны были отключить еще в прошлом году, но федеральный центр этого не сделал. И операторы оказались перед выбором: работать через аналоговое вещание, которое идет на всю страну, или через цифровое. Было принято решение о временной приостановке второго мультиплекса везде, кроме городов с численностью населения более 300 тысяч человек.

Соответственно, в Смоленске можно увидеть вещание двух мультиплексов, в остальном регионе идет только первый. Зона покрытия составляет порядка 97 процентов, сюда не попали малонаселенные районы. На сайте компании РТРС (smolensk.rtrs.ru) указан телефон «горячей линии» (8-800-220-20-02), по которому любой гражданин может обратиться с проблемой.

Сейчас ждем указаний Министерства связи и массовых коммуникаций по поводу второго мультиплекса. Что касается населения, во все новые телевизоры декодеры встроены. Тем, у кого телевизоры старше четырех лет, нужно покупать приставки. Их стоимость в последние годы снизилась в разы: если раньше они обходились в 3 - 4 тысячи рублей, то теперь меньше 1 тысячи.

- На сколько километров пробивается второй мультиплекс?

- Порядка 100 километров. Дело в том, что вещание идет через Смогири. То есть вышка, которая стоит в Смоленске, утрачивает свое функциональное назначение.

- Вопрос ее сноса не стоит?

- Не стоит - снос обойдется гораздо дороже, чем ее содержание.

- А что касается радиоточек…

- Тут история тянется еще с советских времен, когда каждую квартиру оснащали проводными радиоточками. Сейчас большинство застройщиков этого не делает. Но и там, где они есть, многие отказываются платить за радиовещание, и оператор - «Ростелеком» - его отключает. В регионе сейчас всего несколько тысяч абонентов.

О картах

- В прошлом году было принято решение о закрытии проекта универсальной электронной карты (УЭК), который пытались развивать. Обращаются люди с вопросом: что с ней будет дальше? Одной из УЭК-функций была электронноцифровая подпись. Ею можно будет пользоваться?

- Я сам являюсь владельцем этой карты. Электронно-цифровая подпись действует три года. С ее помощью можно пользоваться многими услугами, которые выведены на порталы госуслуг. Для этого нужен картридер, который стоит несколько сотен рублей. Что касается самой идеи УЭК, то изначально планировалось запустить этот проект за федеральные средства. Некоторая сумма была вложена, но затем развитие и реализацию проекта переложили на регион. Выпуск одной карты стоил несколько сотен рублей. А мы должны были выпустить УЭК на все население от 14 лет и старше - это 600 с лишним тысяч человек.

Карты надо было выпустить, содержать - а это сотни миллионов рублей. Дважды переносили сроки реализации этого закона, в результате с этого года проект полностью отменили. Это было связано также с тем, что планируется выпуск электронного паспорта.

- Что такое электронный паспорт? Завязан он на карту «Мир» или это отдельный проект?

- Карта «Мир» - это уже реализуемый проект. Все бюджетополучатели, зарплатные проекты должны будут перейти на нее до середины следующего года. Карта «Мир» - это банковская карта. А паспорт, как тот же УЭК, подразумевает наличие большего функционала. Электронный паспорт будет включать биометрические, персональные данные и многое другое. Этот проект находится в стадии разработки, им занимается Министерство связи и массовых коммуникаций. Перспектива введения – ближайшие три года.

- Это будет обязательно?

- Нормативной базы пока нет.

О работе МФЦ

- Давайте поговорим о портале госуслуг и нашем многофункциональном центре. Как вы оцениваете работу «единого окна» и каковы его перспективы?

- Это основная тема, на которую направлено внимание департамента. Сейчас тенденция такова, что территориальные представительства федеральных органов власти закрывают точки приема населения и передают эти функции МФЦ. Мы отстроили довольно большую их сеть - это 296 окон. Зона покрытия составляет 98 процентов. Помимо районных центров, мы создали так называемые территориально-обособленные структурные подразделения (ТОСПы), которые открыты в небольших населенных пунктах. Какие-то из них работают пару-тройку дней в неделю на базе администраций сельских поселений, какие-то, например в Озерном, Верхнеднепровском, пять дней в неделю. Есть мобильный офис, который по графику ездит в малые населенные пункты для принятия заявлений.

Федеральные органы власти сокращают у себя персонал, идет большая нагрузка на наших региональных сотрудников. Но Москва для регионов сделала послабление: 50 процентов госпошлины за услуги, которые оказывают многофункциональные центры, поступает в региональный бюджет. В прошлом году МФЦ таким образом заработали порядка 80 миллионов. В ближайшие год-два мы планируем выйти по зарплате на самоокупаемость. Это может быть единственное не дотационное учреждение.

В прошлом году губернатор Алексей Островский поставил задачу лицензионно-разрешительную деятельность наших региональных органов власти переориентировать на МФЦ. Проделана серьезная работа. Соответственно, мы перевели в электронный вид такие услуги, как лицензирование медицинской деятельности, лицензирование торговли алкоголем, выдача разрешений на строительство, у заявителя есть возможность подать заявление через МФЦ.

Центры являются неким независимым экспертом, сторонним наблюдателем этого процесса. Это было сделано с той целью, чтобы «отгородить» заявителей от чиновников, исключить субъективный фактор.

- Кадры для решения этих вопросов имеются?

- На «фронт-линии» непосредственно с заявителями работают 296 специалистов, по количеству окон. Общий штат всех МФЦ - чуть более 450 человек. Чтобы туда устроиться, нужно высшее образование. Всего мы оказываем более 200 услуг. Готовых специалистов такого широкого профиля не существует. Мы внедрили информационную систему МФЦ, которая позволяет подсказывать сотруднику, какие документы нужны. Отлажен процесс обучения, сотрудники проходят трехмесячную стажировку. После испытательного срока специалисты начинают работать с заявителями. Конечно, бывают жалобы. Проводим «разбор полетов», обсуждаем типовые ошибки, чтобы впредь этого не допускать. Текучка в МФЦ есть: зарплата в этой сфере для Смоленска не такая большая, в среднем 17 тысяч рублей, а заявителей много, работа сложная.

- Какие услуги МФЦ будут предоставлять в ближайшее время?

- Мы подписали соглашение с СОГАЗ на выдачу и продление медицинских полисов. С учетом нашего ограниченного финансирования будем развивать направление платных услуг. В частности, заключено соглашение с Промсвязьбанком об открытии банковских лицевых счетов. Одно из наших основных преимуществ - сетью покрыта вся область. МФЦ работают по принципу экстерриториальности: человек в Гагарине может подать заявление на услугу, которая предоставляется в Смоленске. Результат он получит там же. То же самое с банком. МФЦ будет выступать в качестве агента и получать агентское вознаграждение.

В целом политика практически всех федеральных ведомств направлена на перевод всех услуг в МФЦ. По региональным органам власти - то же самое. В ближайшее время станем принимать заявления на добычу охотничьих ресурсов и получение градостроительного плана земельного участка. Мы эти услуги переведем в МФЦ, а также выведем на региональный портал pgu.admin-smolensk.ru. Через него уже производится выдача лицензии на торговлю алкоголем, разрешения на строительство, лицензии на медицинскую деятельность, запись на прием к врачу, электронный дневник для школьников.

Но хочу подчеркнуть: мы никого не загоняем в МФЦ. Наша задача - предоставить право заявителю выбрать, куда ему пойти. Если он не хочет идти в многофукциональный центр, всегда может пойти в орган исполнительной власти, который предоставляет эту услугу. А может воспользоваться порталом госуслуг. То есть есть три варианта на выбор. Кстати, работники МФЦ выезжают на дом к маломобильным гражданам для оформления документов на месте.

- Во всех ли школах пользуются электронными дневниками?

- Мы создали техническую возможность для всех, но пока работают с этой опцией не все.

О разном

- Возникает много вопросов по поводу нового порядка записи к врачу. Сейчас для этого нужно сначала зарегистрироваться на «Госуслугах». Как следствие, в поликлиниках появились очереди. А что делать людям старшего поколения, которые не умеют или не могут пользоваться Интернетом?

- Сейчас, когда эта процедура тестируется, сбои возможны. Мы постоянно исправляем, дорабатываем систему, чтобы не было ошибок с регистрацией и записью. В этом плане радует, что квота на онлайн-запись увеличена до 40 процентов. Раньше аноним мог забить всю очередь. Теперь есть система идентификации, и врач точно знает, кто к нему придет.

- А бывают ли хакерские атаки?

- Они происходят регулярно, ежедневно и в большом количестве. Мы с ними боремся. У нас единая точка входа в Интернет на все региональные и муниципальные госучреждения, что позволяет более оперативно справляться с хакерами и эффективно выстраивать систему защиты.

- Как сейчас отлажено межведомственное взаимодействие? Насколько помнится, теперь госорган не вправе запрашивать у гражданина информацию, если она уже есть в распоряжении другого ведомства. По идее, у граждан должны требовать меньше документов.

- Эта сфера регулируется 210-м Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Если гражданин подает заявление и его сведения уже есть в базе данных, он не обязан приносить дополнительные справки - учреждения сами должны запрашивать нужную информацию в других ведомствах. То есть обратившемуся нужно иметь паспорт, а остальное - вопрос межведомственного электронного взаимодействия. Но пока еще многие граждане по наитию приносят кучу справок, хотя не обязаны это делать. Возможность такого документооборота предоставлена всем учреждениям, система работает без сбоев.

Мы отслеживаем нарекания со стороны посетителей, проводим соответствующие рейтинги (например, если ведомство не запросило ни одного документа в рамках межведомственного взаимодействия, наверное, что-то с этим не так). Так, ежемесячно проводится мониторинг осуществления межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, анализируется количество запросов в сопоставлении с численностью населения в муниципальных образованиях Смоленской области.

Губернатором в систему оценки эффективности деятельности руководителей ОМСУ Смоленской области включен показатель «Доля предоставленных сведений, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти».

- Лет пять назад в Смоленске открылся Центр космических услуг, созданный совместными усилиями Роскосмоса, администрации области и корпорации, уполномоченной на использование результатов космической деятельности. Тогда были анонсированы масштабные проекты, типа «Безопасного города». Речь шла об отслеживании движения карет скорой помощи, пожарных расчетов и т. д. Расскажите, на какой стадии эта работа.

- В планах - нанести всю инфраструктуру (газопроводы, паропроводы, линии электропередачи и т. д.) - на геоинформационную карту, на которой будут слои как для служебного пользования, так и для обывателя. Эта работа идет, ее перспективы огромны. Особый интерес она представляет для инвесторов - им было бы удобно в одном месте увидеть, например, где расположена электроподстанция, какие доступны мощности, какие коммуникации подведены к желаемому объекту и т. д.

По системе ГЛОНАСС диспетчеры службы скорой помощи могут определить, где находится каждая машина. Их перемещение отслеживается. До 2014 года все маршрутки были подключены, но после изменений в законодательстве некоторые вышли из этой системы.

Мы внедряем систему «112», которая позволяет определить местоположение звонящего - кому-то нужна медицинская помощь, кому-то МЧС или полиция.

- А как обстоят дела с высокоскоростным Интернетом по области, в глубинке?

- Там, где есть техническая возможность, «Ростелеком» ведет эту работу. Мы вошли в Федеральную программу по развитию скоростного Интернета в школах и муниципальных учреждениях с 2014 года, и по ней 135 населенных пунктов подключили ко Всемирной паутине.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров