В Смоленске бездомных собак ждет ОСВ

Новости

Об этом стало известно во время пресс-клуба «РП», гостем которого стал главный государственный ветеринарный инспектор Смоленской области Игорь Кугелев.

- Игорь Меерович, давайте начнем наш разговор с животрепещущей темы – о бродячих животных, которых одни предлагают отлавливать, стерилизовать и снова выпускать на городские улицы, а другие считают, что барбосов-беспризорников нужно просто… усыплять. Хотелось бы узнать ваше мнение.

- Мне практически каждый день приходят сообщения от смолян, которых напугала или покусала бродячая собака. Мы стали интересоваться, как решают эту проблему в других регионах. Можно, конечно, создать приют для бездомных животных, но дело это очень сложное. Представьте питомник, где содержится сразу полторы тысячи животных, это какая какофония звуков будет вокруг! Лай, визг, рычание! А как удержать псов от любовных утех? Куда девать их многочисленные фекалии? Если навоз от коров можно использовать, то экскременты животных-мясоедов никуда не идут.

Поэтому содержать небольшие приюты могут только отдельные энтузиасты, чтобы потом отдавать этих псов сердобольным горожанам и селянам. К слову, во многих европейских странах считается престижным брать животное из приюта, за это даже деньги платят.

А во Франции отлавливают собак и отправляют их… в Америку, где не хватает бродячих псов для проявления актов милосердия. В Белгородской области принят региональный закон, который разрешает уничтожать бродячих собак и кошек, как источник очень многих болезней. Самая главная причина - бешенство, потом следует паразитарное заболевание токсоплазмоз, характеризующееся поражением нервной системы, а еще всевозможные инвазии, связанные с проникновением паразитирующих червей в организм человека.

В других российских регионах строят пункты временного содержания. Специалисты ЖКХ, обладающие такими полномочиями, занимаются отловом безнадзорных животных, привозят в пункт передержки, где собакам делают прививку от бешенства, проводят обработку от глистов и стерилизуют. По данным европейских исследователей, за 5 - 6 лет такой работы можно снизить на 89 - 92% популяцию бродячих собак. Потому что стерилизованные животные не размножаются и не очень долго живут. Но есть проблема – далеко не все бродячие псы добрые, ласковые и могут похвастаться отменным здоровьем. Поэтому, если с собакой что-то не так, например, она ведет себя агрессивно, то принимается решение о ее эвтаназии и кремации.

- В каком регионе такая система уже функционирует?

- В Брянске - три года.

- Но проводить стерилизацию дорого - от полутора тысяч и выше!

- Дорого, когда этим занимаются частные клиники. А если дело поставить на поток, то вполне доступно.

- Игорь Меерович, вы подсчитывали, сколько примерно будет стоить система ОСВ (отлов-стерилизация-возвращение) для одной собаки?

- 10-дневное содержание (со стерилизацией, вакцинацией, отловом и всем прочим) обойдется в 2 - 2,5 тыс. рублей. Ведь в пункте временного содержания для кормления беспризорных псов можно будет частично использовать просроченную продукцию из супермаркетов и магазинов.

- А когда такой пункт временной передержки животных начнет работать у нас, в Печерске?

- В этом году, точнее пока не скажу. Нужно решить еще много вопросов. Сейчас мы работаем с приютом «Верность» - уже выпустили на улицы девять животных с пластиковыми желтыми бирками на ушах. Если где-то увидите их, знайте - это бродячие псы, которые подверглись операции по холощению.

- Кошек тоже будете стерилизовать?

- С такими жалобами к нам обращаются реже. Но если потребуется, тоже начнем стерилизовать.

- У наших читателей наверняка возникнет вопрос: куда по этим вопросам можно обращаться? Хотелось бы узнать какой-то конкретный адрес или телефон.

- На сайте Главного управления ветеринарии разместим номер телефона организации, которая будет заниматься решением проблемы бродячих псов в Смоленске. Информация об этом появится также во всех социальных сетях.

- И все-таки скажите, когда ждать официального открытия пункта передержки для собак-беспризорников: летом, осенью или зимой? И сколько вам денег уже выделили?

- 6 млн рублей. Эти деньги пойдут на частичный ремонт небольшого строения, которое уже есть в Печерске, и на приобретение спецмашины.

Нам нужно провести конкурсы и на закупку дротиков и ловушек. Планируем, что в этом году сумеем принять, а потом выпустить около тысячи бродячих собак. Но, признаюсь, пока все идет довольно тяжело. Хотя нас поддерживает вице-губернатор Ростислав Леонидович Ровбель. И губернатор Алексей Владимирович Островский очень заинтересован в быстрейшем решении проблемы с бродячими животными. Никто раньше таких денег из бюджета на эти цели не выделял.

- Как вы оцениваете популяцию диких собак в Смоленске?

- Мы сделали запросы в районные администрации. Итоговая цифра - 1,2 - 1,5 тыс. бездомных собак. Но нужно понимать - мы не сможем охватить своим вниманием сразу всю популяцию. Ведь главная проблема – не содержание или стерилизация, а отлов. Псы, которые живут на улицах более полугода, как правило, очень умные, острожные и хитрые. А еще у них просто феноменальная память - уже после одного столкновения с «обидчиками» они способны в дальнейшем, как говорится, за километр вычислять и обходить стороной людей - ловцов животных.

В нашем распоряжении будут специализированная машина с клеткой и два человека, которые станут использовать гуманную технологию отлова - применять ловушки или дротики с транквилизаторами.

Но чтобы стрелять дротиками, надо иметь большой опыт и сноровку, потому что попаданию в цель может помешать даже слабое дуновение ветра.

- Есть опасение, что собак под предлогом дальнейшей стерилизации будут попросту уничтожать, а трупы отправлять на переработку, делать из них костную муку…

- Чтобы не было подобных сомнений у защитников бездомных животных, мы будем привлекать для контроля за процессом общественных наблюдателей, чтобы они могли проверять и документацию, и нашу работу. Но сразу скажу: мы не будем выпускать обратно на улицы всех собак. Приведу пример. Весной нам позвонила женщина из Рославля. Она шла в гараж, и на нее набросился питбуль - вожак стаи. Женщине повезло, в это время на машине мимо нее проезжали мужчины, которые только битами смогли утихомирить собаку-агрессора. Но пес на нее все-таки успел напасть, укусил за руку, порвал куртку. Разве можно такого после стерилизации оставлять на свободе?

- Как вы будете решать проблему в районах области?

- Наши подразделения наделены полномочиями по отлову и содержанию бездомных животных. Но, не открыв такой пункт в Смоленске, мы не можем тиражировать их в других муниципалитетах. Затем планируем заняться и этой работой. Районные администрации тоже заключают договоры со специализированными организациями на отлов собак.

Есть фирма «Фауна», работники которой отлавливают собак и отвозят куда-то в Белгород. В Дорогобуже конкурс на отлов бездомных псов выиграл частный предприниматель. Но лучше всего, на мой взгляд, дело поставлено в Ярцеве. Там предприниматель Новиков имеет приют, отлавливает животных, стерилизует их (платит ветврачам), ставит пластиковую бирку на ухо и выпускает.

- У всех будут желтые бирки?

- В 2017-м - желтые, в 2018-м - красные, и так далее.

- Интересно, смоляне жалуются на соседей, который устроили у себя приют в квартире для очень большого количества кошек или собак?

- Да, но только когда это переходит все разумные пределы. Например, пожилая женщина в доме на ул. Багратиона в Смоленске держит в своей квартире 37 представителей семейства кошачьих. А на ул. Тимирязева на участке перед домом нашли приют более 40 собак. У еще одной женщины всего две собаки в квартире, однако, по словам соседей, уже два или три года она вообще не выводит их на улицу. Псы справляют нужду прямо в квартире. Представляете что творится в ее хрущевке?

- Но что вы в таких случаях можете сделать?

- Мы проверяем условия содержания, интересуемся, зарегистрированы ли животные, идентифицированы, привиты. Если выявляем нарушения, штрафуем владельцев. Но штрафы невысокие - от 500 до 5 тыс. рублей. Потом мы еще раз проверяем, выполнены ли наши предписания или нет. Но чаще всего такое количество животных дома содержат не совсем неадекватные люди.

Кого и как будут чипировать

- А чипы собакам не планируете вживлять?

- Согласно указу правительства, к 2018 году все животные в РФ получат УИН - уникальные идентификационные номера. Собственники домашних любимцев и фермеры должны будут снабдить своих «подопечных» специальными чипами либо другими идентификаторами с УИН. Планируется создать федеральную государственную информационную систему (ФГИС), в которой будут зафиксированы сведения о каждом животном с УИН. Чипировать будут крупный рогатый скот, оленей, лошадей, свиней, домашнюю птицу, собак, кошек, кроликов и т. д. Правда, пока нет разработанных Минюстом мер наказания в отношении тех, кто откажется это делать. И многие считают так: зачем платить 150 рублей за чип, если можно не платить?

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал поручение Министерству юстиции до конца года внести в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» дополнения об ответственности хозяев, которые отказываются идентифицировать своих«подопечных».

- Как в нашем регионе обстоят дела с опасными заболеваниями у сельхозживотных?

- Круглый год на повестке дня - работа по обеспечению выполнения государственного задания. Есть перечень особо опасных болезней, общих для человека и животных. Областная казна выделяет Главному управлению ветеринарии деньги на профилактические и диагностические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию опасных заболеваний у животных.

- Денег много выделяют?

- Около 130 млн рублей в год. Мы полностью охватываем всех сельскохозяйственных животных, а также находящихся на частных подворьях и, конечно, домашних питомцев. Ежегодно бесплатно прививаем от бешенства порядка 70 тыс. кошек и 65 тыс. собак. Сельхозживотным делаем прививки против сибирской язвы, бруцеллеза, классической чумы свиней, проводим диагностические исследования на трихинеллез на всех мясокомбинатах и убойных пунктах.

- А против африканской чумы свиней?

- Против АЧС прививок нет. Мы проводим профилактические мероприятия, но конкретно для этой цели деньги из областного бюджета не выделяются.

- Остались ли в Смоленской области очаги напряженности по АЧС?

- К сожалению, приходится быть в постоянной боевой готовности: вирус АЧС продолжает мутировать. Я был на совещании, на котором выступала заведующая центральной лабораторией Испании (а Испания и Португалия - две страны, которые за 12 лет избавились от АЧС). Она рассказала, что им приходится мониторить состояние с АЧС по всему миру, потому что они очень боятся завезти на территорию страны это вирусное заболевание, поражающие представителей семейства свиней. Но бороться с каждым годом все сложнее: появляются атипичные формы АЧС, когда на комплексе заболевают два-четыре животных. Их уничтожают, хотя признаков «африканки» вроде бы нет, через две-три недели происходит вспышка чумы, и 60 тыс. голов идут под нож. В Европе основным источником этого заболевания остаются дикие кабаны.

На днях смотрел сводку: в Саратовской области есть очаг АЧС, в Ростовской – после обнаружения птичьего гриппа пришлось уничтожить индеек. В трех или четырех российских областях тоже находят павших кабанов, у которых выделяют вирус чумы свиней.

У нас «чистых» кабанов нет

- А что у нас?

- В 2016 году было два очага в Ярцевском районе. А в 2017-м пока все благополучно.

- Как же в Испании победили АЧС?

- Очень жесткими мерами по завозу свиней. Кабанов там почти нет, сельское хозяйство - на высоком уровне, практически вся земля распахана. А у нас - гуляй, не хочу, да и кормовая база отличная. Но на Смоленщине «чистых» кабанов нет - только помеси кабанов с венгерскими кучерявыми свиньями. Поэтому наши дикие хрюшки очень выносливые, дают два помета в год, тогда как обычные «чистые» кабаны поросятся только раз в 12 месяцев.

- А если выбить всех кабанов, экосистема не пострадает?

- Конечно, пострадает. Мы недавно обсуждали этот вопрос и вспоминали, как в Китае истребили всех воробьев. В итоге в Поднебесной потеряли урожая больше, чем съедали воробьи.

- Птичий грипп в нашем регионе пока не досаждает?

- У нас есть птицефабрика «Сметанино», ферма «Хуторок» в Темкине и частник в Гагаринском районе, который содержит большое количество домашней птицы. Мы ее прививаем и контролируем содержание. Как только началась проблема с птичьим гриппом, мы объехали все хозяйства, провели необходимый инструктаж. Например, в Сметанине приходится отстреливать диких голубей, которые прилетают на кормовые склады.

- Сколько у вас, как у главного ветеринара области, мычащих, блеющих и хрюкающих «подопечных»?

- По годовому плану мы должны исследовать: на бруцеллез - 107 тыс. голов, на туберкулез КРС - 164 тыс. А как известно, основной метод диагностики и предупреждения распространения туберкулеза - постановка аллергических проб всему поголовью.

- Как велико поголовье у агрохолдинга «Мираторг» на территории нашей области?

- Сейчас около 18 тыс. животных, но их количество планируется увеличить до 30 тысяч.

- Что скажете по поводу мясокомбината «Останкино»?

- Количество свиней на территории Смоленского региона - 363 тыс., в «Останкино» - около 250 тыс. Но это немного. Например, в Псковской области, в ОАО «Великолукский мясокомбинат», 1 млн свиней.

- Может, нам и не надо больше свиней?

- Все зависит от сбыта. Сегодня, по данным статистики, мы производим 107 - 114% свинины и 110 - 115% курятины - больше, чем потребляем. Поэтому Гагаринский мясокомбинат поставляет свою продукцию в Гонконг и Китай. Нашей руднянской сгущенкой с удовольствием лакомятся не только в Азербайджане, Казахстане и Киргизии, но и в Америке.

Четыреста скотомогильников

- Как обстоят дела в регионе со скотомогильниками? Нанесены ли они на карту? Нет ли здесь белых пятен?

- Существуют два вида стационарных неблагополучных пунктов. Например, есть данные о том, что, допустим, в 1898 году в районе какого-то населенного пункта были захоронены павшие от сибирской язвы сельхозживотные.

Но где именно, мы не знаем. А есть скотомогильники, которые были в прежних колхозах и совхозах. И мы в курсе, где именно они находятся. Эти скотомогильники взяты на баланс, частично огорожены. Таких в нашей области около 400. Часть их – давно законсервирована. Число действующих - 96. Их расположение можно посмотреть в Интернете, если набрать в поисковике «Атлас скотомогильников Смоленской области».

- Почему малым предприятиям разрешили переработку конины? Раньше подобные привилегии были только у крупных предприятий.

- В нашем регионе не осталось крупных. Но мы ежегодно в обязательном порядке исследуем всех идущих на убой животных. И на каждом даже небольшом пункте, где ведутся убой и переработка, работает наш ветврач.

Контроль от фермы до прилавка

- Игорь Меерович, расскажите, что собой представляет новая модель электронной ветсертификации «Меркурий».

- Россельхознадзор разработал новую государственную информационную систему (ГИС) «Меркурий», в рамках которой вся ветеринарная сертификация будет осуществляться в электронном виде. До 1 января 2018 года мы должны всю пищевую продукцию перевести в электронную систему «Меркурий». Например, если на свинокомплексах «Кайдаково» или «Тропарево» убивают животное, они заносятся в электронную систему. Мы не только должны видеть, что свинья правильно убита, проверить внутренние органы и провести исследование на трихиноскопию, но и контролировать перемещение мяса, его хранение и реализацию. Надеюсь, что у нас когда-нибудь будет как в Аргентине. Там приходишь в ресторан и просишь досье на заказанную тобой отбивную. Приносят, и ты видишь, что бычок, из которого для тебя приготовили еду, был годовалого возраста, весил 120 кг и что задняя правая нога у него, к примеру, была белого цвета…

- И что, с 2018-го каждый смолянин тоже сможет узнать «историю» лежащей у него на тарелке котлеты?

- Сомневаюсь. В нашем регионе до сих пор не охвачено ветнадзором около 600 предпринимателей, которые занимаются продажей поднадзорных ветеринарам продуктов. Всего же их в Смоленской области около 900, то есть в сфере «нашего доступа» только треть частников. Сегодня закон позволяет им, находясь на рынке, который называется торговым домом или ярмаркой выходного дня, торговать животноводческой и птицеводческой продукцией без заключений ветеринарной лаборатории. Когда мы просим документы, они отвечают: извините, у нас в стране действует мораторий на проверку частных предпринимателей!

- С предпринимателями понятно, но, допустим, живет в Рославльском районе пожилая женщина, которая в качестве прибавки к своей невысокой пенсии вырастила поросенка, чтобы выйти потом на рынок и поправить свое финансовое положение, продав мясо и сало. Ей тоже придется заморачиваться со справками?

- Мы предупреждаем всех производителей, что с 1 июля перестаем выписывать справки, позволяющие им торговать, если они не внесены в наш единый реестр.

- Они об этом знают?

- 1 июня мы разослали им всю необходимую информацию и дали месяц на подготовку. Конечно, будет много недовольных. И среди производителей, и среди покупателей. Понятно, что частники предпочитают работать безнадзорно, но мы хотим в этом деле навести элементарный порядок.

- А сколько стоит вступление небольшого частного предприятия в единый реестр?

- Мы должны аттестовать предприятие (меньше 1 тыс. рублей). Далее по договору раз в 3 месяца сделать смывы с рабочего оборудования, прилавков, холодильников и мест хранения, это еще около 300 рублей. И все, больше ничего. Потом мы будем проверять только санитарные документы на мясо. Особенно это важно во время обострения ситуации с АЧС, ведь она завозится или с живым скотом, или с мясом.

- Так что делать бабушке из Рославля?

- Информацию для размышления нам дал заместитель председателя Госдумы Сергей Иванович Неверов. К нему на прием пришел вяземский фермер и говорит: «У меня 50 баранов, восемь быков. Что мне с ними делать? Требуют, чтобы убивали их на убойном пункте. Убой одного барана стоит 1 тыс. рублей. Надо еще перевезти его. Туда – на машине и обратно - в холодильнике. А все реализованное мясо стоит 3 тыс. Какой смысл работать себе в убыток?».

В советское время ветеринар смотрел, что свинка здорова, потом ее забивали, везли на станцию, там проводили экспертизу, ставили на тушу печать. Это был надежный барьер для любых ветсанзаболеваний. Сегодня придумали убойные пункты. У нас их по области более 50 - это требования ЕС. Но, к сожалению, получается, что частное мясо практически вышло из-под надзора.

Что касается рославльской бабушки, то она, когда решила отправить свинью на сало, звонит, приглашает ветврача. Специалист осматривает место, где все это будет производиться. Оценивает, есть ли там вода, специальные крючья. Потом осматривает и само животное. Затем свинью лишают жизни, а ее тушу вместе с внутренними органами и головой, как в советское время, привозят в ветеринарную лабораторию. Там проводят необходимые манипуляции и ставят клеймо, выписывают направление на рынок. Стоит это около 300 рублей за свинью и мелкий рогатый скот, еще в 100 рублей оценивается выезд ветврача (за исключением возможных транспортных расходов).

- Теперь наш последний традиционный вопрос: чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

- Люблю читать, путешествовать, ходить в театр и на концерты.


Автор: Татьяна Андреева







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров