Под Смоленском есть своя Красная Площадь

Общество

На карте Смоленской области можно найти самые удивительные деревни. По интересным, а порой смешным названиям топонимов на Смоленщине можно написать трактат. Как живут обитатели  этих населенных пунктов? Для начала мы нанесли «рабочепутейский» визит жителям Луны и Красной площади.

Последние обитатели Луны
Чтобы добраться до Луны, необязательно иметь в гараже ракету или луноход. Луна находится совсем близко — всего в 5 километраж от Кардымова. Почему деревне дали такое «космическое» называние сейчас уже никто не помнит. В администрации Тюшинского сельского поселения «подкинули» такую идею: возможно, территория деревеньки похожа на лунный рельеф. Но в Луне не оказалось ничего сверхъестественного: проселочная дорога, кое-где выложенная кирпичом, несколько беспорядочных построек и стандартный признак цивилизации — синий таксофон. Курчавый дым валил только из трубы одного дома. Но подобраться к нему оказалось не так-то просто - грозный пес, охраняющий территорию, вероятно, думал, что гости существуют для того, чтобы их «попробовать на зуб». Дверь приоткрылась, и на пороге появилась сухонькая пожилая женщина в цветастой юбке. Мария Никифоровна  Борисенкова и ее муж Владимир Васильевич - единственные обитатели Луны. Чета Борисенковых от «Большой земли»  не оторвана: есть и телевизор, и радио... Борисенковым не раз предлагалось сменить место жительства — уехать в город, но корни всегда тянули сюда, в родную Луну. Сказать, что деревня совсем скоро испустит свой последний вздох нельзя: летом на лунную землю высаживается целый десант дачников. Тут не летают на тарелках, а передвигаются на телеге с лошадью. Вот такая она, космическая романтика.
- Я же тут родился! В Луне раньше 32 двора было, а сейчас...  - Владимир Васильевич замолкает и многозначительно машет рукой. - Хорошо, что дети постоянно у нас гостят -  приезжают из Смоленска и Кардымова, привозят все, что надо. Ладно, всё, до свидания...
Дверь захлопывается, но я не обижаюсь: на деревню начинает опускаться ночь,  погружая в полумрак и  заросшее поле, и мертвые дома - страшновато...
Как живешь, Красная площадь?
По этой Красной площади никогда величественно не шли ни цари, ни президенты, а о борьбе с бюрократами слышали только по телевизору. А еще здесь нет Кремля, мавзолея и Казанского собора. К Красной площади даже не на любой машине подъедешь: вместо брусчатки — вязкая проселочная дорога, вся в рытвинах и лужах.
- Что я могу вам рассказать?  - неторопливо начинает свое повествование жительница Красной площади Надежда Щерба. - До войны это был поселок Красный, а потом его переименовали. Была у нас раньше прекрасная деревня: окружал ее сосновый лес, до районного центра было рукой подать, а через сто метров текла чистая река Сож, зеленели заливные луга — колхоз был как-никак. А сейчас ничего нет. Налоги  платим, а что толку? Поля как зарастали бурьяном, так и зарастают. У нас с мужем свое «сельское хозяйство» - под окнами трактор стоит, картошку выращиваем, на огороде копаемся, пруд недавно вырыли — теперь там утки плавают...  А еще есть куры, кролики, поросята и охотничья собака. Так и живем. Мы, кстати, единственные работающие в деревни. Трудимся в Хиславичах: я - медсестрой в неврологическом отделении, муж — фельдшером на скорой помощи. До Хиславичей можно и за 40 минут дойти. А еще такси ходит — плати сто рублей и поезжай себе до Красной площади. Но это, конечно, при копеечной зарплате непозволительная роскошь.  Магазина здесь вообще никогда не было, а автолавка сюда заруливать забывает... Я иногда сюда продукты приношу. Живу здесь уже 31 год. Деревня у нас хорошая, но умирающая. Я ее очень люблю, всем сердцем, поверьте...
Голубой газ так и остался голубой мечтой для жителей Красной площади. «Провести его стоит около ста тысяч. А где такие деньги взять?» - резонно спрашивает другой обитатель деревни Иван Тимашков. Даже если твоя прописка «Красная площадь», многие проблемы просто так не решаются. Тимашков — коренной жители Красной площади, в родном колхозе отработал трактористом почти всю жизнь. Сейчас Иван Евменович живет  один, внуки навещают его нечасто, но каждый день он выходит прогуляться по Красной площади  вместе с двортерьером Тузиком - скучно лежать целыми днями на печи. У Тузика умные и верные глаза. Создается впечатление, что  собак здесь вообще больше, чем людей.
Провожая меня, Надежда Борисовна просит прислать ей газету «Рабочий путь».
- Диктуйте адрес, - прошу я.
- Пишите. Красная площадь, Надежде Щербе.
Все просто, как в песне: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз».


Справка «РП»
Как Чертовщину превратили в Дружбу
В 1962 году переименование деревень приобрело массовый характер: Чертовщину «превратили» в Дружбу (Шумячский район), Чертово - в Черемушки (Вяземский район), Кресты  - в Лесную (Екимовичский район)
Давали новые имена населенных пунктам и из-за их неблагозвучности: деревня Всходы в Гжатском районе до 1962 года величалась... Пустым Вторником. Березовками стали называть Брехаловку (Духовщинский район) и Воровскую Буду (Монастырщинский район). Небезызвестная Красная горка в Руднянском районе раньше писалась на конвертах как «Пузеки». Деревня Хонюки в Новодугинском районе стала Зеленой, Дурышкино в Руднянском «превратилась» в Соловени, деревня Безмозгие (Монастырщинский район) - в Майскую, Харино и Корытовка (Сычевский район) — в Черемушки и Заселье, Пустошь Поберезная (Касплянский район) стала называться «Заломаи».
До 1943 года, например, на карте области была деревня Горелая Елка (Шумячский район), Горные Синяки (Слободской район), поселок Америкашино (Вяземский район) и Бабин Дуб (Касплянский район). А не так давно «умерла» и еще одна деревня - Хреновая под Сычевкой.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 14:45
Теперь они не подлежат ремонту, поэтому их пришлось демонтир...
сегодня, 15:23

Информацией об этом поделились в СОГБУ «Смоленскавтодор»....

сегодня, 14:07

Напомним, инцидент произошел в Ярцевском районе. Очевидцы...

сегодня, 13:29
Планируется, что в этом году в нормативное состояние приведу...
Новости партнеров