Память, память, за собою позови…

Общество

Автор - очень уважаемый, любимый мной, родной, как писала известная смоленская поэтесса В.А. Иванова «не по крови, а по душе», человек, героически прошедший Великую Отечественную войну. Перелистываю еще раз, словно смотрю художественно документальный фильм о войне, любви, дружбе.

Михаил Семенович Кугелев, так зовут автора, много лет отдал журналистике – тонкий психолог, с душой высокой, доброй и теплой. Удивительно открытый, искренний, интеллигентный, обаятельный и мудрый. Сюжет трогателен, прост, и у меня, женщины, не лишенной сентиментальности, сжимается сердце и блестят глаза от навернувшихся слез.

Как страшна война, но как же все благородно, чисто в дружбе, в отношении к девушке у моего героя, какая светлая, нежная память о целомудренной первой юношеской влюбленности, к которой и приревновать-то грех! Разве что по-хорошему позавидовать! А какая долгая-долгая верность к той, ставшей ЕДИНСТВЕННОЙ на всю жизнь. Прочтите и вы. Думаю, вам станет теплее и легче в нашем непростом и не всегда добром мире. С уважением ваша Татьяна Озерова.


Трем вчерашним студентам на 19-м году жизни после краткосрочных курсов присвоили командирское звание – младший лейтенант. В петлицах засверкал квадратный знак, именуемый кубиком. В спешке оформили документы, и нас из Архангельска направили на передовые позиции сражений под Ленинград. Ранним утром, вздрагивая с непривычки от близких разрывов снарядов, предстали перед командиром полка в звании старшего лейтенанта. За первые месяцы сражений командный состав части почти полностью был обновлен. Ротный командир стал полковым.

Слова старшего лейтенанта: «Ребята, берегите себя, зря не суйтесь под огонь, хоть месячишко продержитесь», - запомнились мне по сей день. Мои товарищи отдали свои юные жизни за далекую тогда победу через 20 фронтовых суток. Мне на редкость повезло - после ранений, контузий остался в строю.

Накануне 1943 года от нашей 374-й Краснознаменной Любанской дивизии в строю осталось меньше батальона воинов. Но были сохранены знамена, и остатки соединения направили в тыл на переформирование. Комиссар полка поручил мне вести учет членов ВЛКСМ из прибывающего пополнения личного состава.

Как-то зарегистрировать свою принадлежность к комсомолу явились две девушки – рядовые из далекой Башкирии. В солдатском обмундировании, явно не по размерам, они казались цирковыми клоунами. А черные-пречерные глаза, чарующие улыбки привлекли мое внимание. Ради интереса узнал, что они после второго курса педагогического института окончили курсы связистов и добровольцами вступили в армию.

Долго засиживаться в глубоком тылу не пришлось. Получили новую технику, одели нас с иголочки, учитывая зимние условия, даже выдали валенки. Поездные составы следовали без остановки, паровозы менялись на ходу. Через несколько считанных дней дивизия заняла оборону на подступах к Ленинграду, который все еще находился во вражеском окружении, известном под емким словом - «блокада».

Начались земляные работы, копались нескончаемые траншеи, сооружались землянки для жилья. Мы, связисты, прокладывали основные и дополнительные телефонные линии. В части появились радиостанции новейшей конструкции. Начальником одной из раций назначили представительницу из Башкирии по имени Катя, знакомую мне по регистрации во время нахождения в тылу. Мы служили в одном отдельном батальоне связи, но из-за боевых действий встречались очень редко. Иногда, по ночам, хотя личные разговоры строго запрещались, перебрасывались несколькими фразами о прежней студенческой жизни. Из этих бесед узнал, что Катя старше меня на целых два года.

Она мне нравилась, и я с удовольствием слушал в ее исполнении чеканные ритмы стихов Маяковского или лирику Блока. При вызовах в штаб батальона я стремился нарвать букет полевых цветов, которые девушка-солдат принимала с радостными восклицаниями и даже прикасалась губами к моим щекам.

За короткий период наше соединение преобразилось, появилась новая техника, многие солдаты сменили винтовки на автоматы. Так получилось, что меня повысили в должности и присвоили очередное звание.

С Катей почти полгода не встречались, но особенно я не переживал. Для серьезной дружбы я, парень, выросший в деревушке, еще не дорос.

В наступательных боях зимой 1943 года нашему полку, где мне пришлось командовать ротой связи, выдали радиостанцию или, по-фронтовому, рацию из вышестоящего штаба. Начальником переговорного устройства оказалась та самая Катя в звании сержанта. При встрече среди грохота взрывов тяжелых снарядов, хлопков разрывных пуль лицо Кати озарилось такой миловидной улыбкой, что я забыл, что находились мы в считанных шагах от возможной гибели.

Прошло некоторое время. Не только офицеры, но и солдаты поняли: творится что-то неладное, противник предугадывал наши планы ведения боя. Во время довольно бурного обсуждения боевой обстановки радистка выстукивала морзянку (азбуку Морзе на ключе). Мужскую брань, где преобладали слова, которые можно встретить только в специальных словарях, перебил резкий крик Кати: «Фрицы разгадали наш код!»

Наступившую тишину нарушили связные из стрелковых рот. Донесения озадачили командный состав. Мы оказались в плотном окружении. Выход один - ждать темноты и выбираться мелкими группами, что сулило большие потери.

Пока шли дебаты командиров открытым текстом, Катя вызвала к микрофону свою землячку - сержанта-телефонистку. Послышался разговор. Я из отдельных слов понял: на английском языке. Артиллерийский майор тут же подскочил к рации с картой в руках. Он не особенно был силен в иностранных языках, но Катя поняла смысл. Появились помехи, опытный специалист перевела рацию на запасную волну. Раздался вздох облегчения.

В назначенное время по даным ориентирам послышался смертельный для врага напев знаменитых ЭРЭСОВ, прозванных «катюшами», в честь песни поэта-смолянина Михаила Исаковского. Залп целого дивизиона оказался очень удачным, а потом загрохотали тяжелые орудия. План удался. Полк выполнил боевую задачу.

После окончания боя наш командир в звании подполковника в знак благодарности приподнял девушку и торжественно произнес: «Представляю к награде!» Так получилось, что медали « За отвагу» мы с Катей получили в один и тот же день из рук начальника политотдела дивизии.

Блиндаж, где вручались награды, был довольно далеко от передовых позиций. Я с девушкой сумел в спокойной обстановке обменяться мнениями о нашей скорой победе. Уже не помню деталей, как это произошло, конечно, по инициативе Кати, но я ощутил прелесть прикосновения к девичьим губам. Тот первый в жизни поцелуй не забыт и по сей день.

После изгнания врага от стен Ленинграда накал боев пошел на убыль, не было налетов авиации, видимо, из-за дефицита горючего, замолкли танковые моторы. Новость взбудоражила окопников. К нам прибыл ленинградский ансамбль. Артисты выступали в течение светового дня, по очереди, по разрешению командиров мы попадали на часовое посещение. С тремя солдатами ровно в 13.00 я оказался в длинном, довольно глубоком котловане, где, по-видимому, немцы хранили технику.

На сцену вышла певица, для костюма которой явно экономили мануфактуру, то есть ткань. Встретили исполнителницу лирических песен бурными аплодисментами. При первом куплете песни «Синий платочек» раздался отработанный за долгие годы армейской службы голос: «Связисты, на выход!»

Мы поняли, что-то случилось с ЦТС - центральной телефонной станцией. Человек 15 опрометью бросились к выходу. Меня пыталась обогнать коммутаторщица- ефрейтор Лидия Пурис из Литвы, но ей мешал карабин, у меня был пистолет.

Еще издали увидел, что блиндаж, где располагался коммутатор, разрушен попаданием нескольких мин. Не раздумывая, прыгнул в развалины перекрытия. Старшина роты пытался поднять столб, под которым находился кто-то из телефонистов. В этот момент подбежал наш фельдшер в лейтенантском звании. Втроем подняли тяжелое бревно. Пока монтировали подпорки, медик осматривал раненого. Поднялся он со шприцем в руках и тихо произнес: «Спасти невозможно, а такая красавица».

Наклонился я к девушке, она была в сознании, меня узнала. Раздался шепот: «Поцелуй меня», а потом тихо, прерывающимся голосом: «Как я тебя...» Говорить дальше, по видимому, не хватило сил. Раздался крик: меня вызывали - требовалась помощь в установке коммутатора.

Когда подбежал к месту, где оставил Катю, там никого не было. Девушку моей мечты обнаружил недалеко: за траншеей лежали покрытые шинелями три солдатки и пожилой помком-взвода. Мне казалось, что у Кати сохранилась улыбка на лице.

На погребении мне присутствовать не пришлось. Получил срочное задание по проводке дополнительных линий связи. Только через несколько дней на могильный холмик положил букет васильков, влажных от моих слез. Подруги дали мне адрес Кати. Написал письмо ее матери.

Ответ меня взволновал. Оказывается, в боях за Родину из этой семьи погиб отец, затем старший брат Кати. Мать осталась одна. Лет через 20 после нашей победы правительство тогдашней Латвийской Советской Республики пригласило группу воинов, принявших участие в освобождении Риги. Встретились однополчане и после торжеств отправились к месту захоронения боевых друзей. На могилах лежали букеты роз. Я не поленился собрать целую охапку полевых цветов, которые полностью закрыли табличку «Азимова Екатерина Ароновна».

Одна из бывших солдаток нашего отдельного батальона связи довольно громко произнесла: «А Миша сэкономил на покупке букета, полевых цветов насобирал!» От такой тирады злобных слов у меня непроизвольно покатилась слеза. Рядом стоящая женщина перебила свою подругу: «Это он Катю вспоминает, часто таскал ей букеты васильков, они так друг в друга втюрились, что я даже им завидовала».

Я ушел из места вечного покоя своих боевых друзей и девушки, с которой ощутил радость поцелуя. А был ли я влюблен? Нравилась Катя, да! Трудное детство в глухой деревушке, строгое воспитание матери, видимо, затормозили мои чувства.

Только через три года, после той страшной войны, я посетил уже с другой девушкой учреждение, где соединяются, согласно закону, любящие сердца в одну семью, и промолвил: «С любовью на всю жизнь!» И уже 72 года держу эту клятву.

Автор: Михаил Кугелев.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров