Форсайт в Смоленске: как это было

Новости

Специалисты нанесли тренды на карту будущего. В областном центре провели мозговой штурм по поводу того, как сделать перспективы города более радужными.

10 – 11 июня прошел форсайт на тему «Будущее Смоленска. Развитие городской среды», организованный городским сообществом урбанистов «Среда по четвергам». Слово это переводится на русский как «взгляд в будущее», и в данном случае оно обозначает мероприятие, на котором эксперты в неформальной обстановке выявляют тенденции по определенной теме, и намечают пути решения проблем.

В пресс-конференции, предваряющей форсайт, участвовали депутаты регионального парламента, представители областной администрации и крупных застройщиков. Мэр Владимир Соваренко отметил, что городские власти заинтересованы в проявлении общественной активности горожанами, и выразил намерение использовать итоги форсайта в работе. И.о. ректора Смоленского госуниверситета Михаил Артеменков считает, что СмолГУ, предоставивший площадку для мероприятия, должен стать одним из драйверов развития города и области.

«Новые интересные форматы, такие как «зеленый город», «обучение в течение всей жизни», «умная среда», «диджитализация всех процессов» - это то, что будет определять нашу жизнь не через 50-100 лет, а уже через пять-семь. Если посмотреть прогнозы, мы будем жить, по сути, в совершенно другом мире, где будут ездить машины без водителей, на заводах работать роботы, а компьютеры управлять городской средой», - отметил Михаил Николаевич, и выразил надежду, что такие форсайты помогут смолянам найти свое место в этой новой реальности.

Андрей Пуртов, преподаватель Британской высшей школы дизайна, эксперт в сфере брендинга территорий, который был приглашен в качестве модератора, пояснил задумку форсайта: «Будущее не предопределено, оно не однозначно вытекает из прошлого. Его нельзя предугадать, но о нем можно договориться, если мы хотим изменить его в наших интересах».

При этом советник главы города по архитектуре Анна Багрова отметила, что городская среда – многогранный живой организм. И чтобы им эффективно управлять и развивать, необходима стратегия, которая даст понимание и ответы на вопросы в какую сторону необходимо двигаться.

А Дмитрий Теплухин, представляющий «Среду по четвергам», назвал форсайт первым шагом в разработке пошаговой стратегии развития города.

Но обратимся к содержательной части мероприятия. Чтобы понять, куда движется город, нужно исследовать тренды, которые делятся на три группы, связанные с длительностью временного горизонта: ближняя перспектива (2017 - 2025 годы), средняя (2026 - 2035) годы) и дальняя (2035-2050).

Перед каждой из пяти групп, на которые разделились участники, стояла задача расписать основные тенденции по системе STEEPV (где S - это социальная тренды, T - технологические, E - экономические, E - экологические, P - политические, V – ценностные). Голосованием среди участников определили приоритетность аспектов будущего. Самый большой «вес» получила «Транспортная инфраструктура». На втором месте оказался «Досуг и отдых». Далее следовали «Общественные пространства», «Места отдыха» и «Озеленение». В следующую группу вошли такие понятия как «Визуальная среда», «Застройка и улицы» и «Комфортная пешеходная среда и инфраструктура для маломобильных граждан». Ещё одна группа была сформирована из «Туризма» и «Исторического наследия». Ниже расположилась «Экология». За ней «Развитие бизнеса» и «Коммунальная инфраструктура». И, наконец, «Здравоохранение и медицинское обеспечение», «Образование» и «Безопасность».
Затем участники разделились на «команды», представляющие пять основных субъектов, которые на эти аспекты влияют (власть, молодёжь, жители, бизнес и туризм). Для каждого из этих «стейкхолдеров» (заинтересованных сторон) выявили возможности и угрозы в контексте выявленных трендов. Сами тренды для этого сформулировали максимально сжато. Например, факторы, описывающие народнохозяйственные реалии (увеличение количества пустующих торговых площадей, снижения экономического развития города) обобщили до «Экономика снижается». Другие ведущие тренды – «Рост потребности в ЗОЖ, спорте и здоровье», «Рост реальной и трудовой миграции», «Увеличение турпотока», «Увеличение старения населения», «Снижение уровня образования», «Снижение уровня экологии», «Увеличение степени диджитализации» (внедрения новых технологий в повседневную жизнь. – Прим. авт.), «Увеличение транспортных проблем». Это всё касается ближайшей перспективы, о которой в основном и шла речь. В среднесрочном временном горизонте станут актуальны «Уменьшение времени на сообщение между городами», «Переформатирование улиц под пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт» и «Рост эстетической грамотности населения».

Чтобы сложился паззл желаемого будущего, нужно найти точки соприкосновения между группами, чтобы переломить негативные тренды. Так, бизнес, по мнению экспертов, видит перед собой в качестве ориентира высокую долю интеллектуальных производств и экспортоориентированность. Жители – интересную высокооплачиваемую работу, быстрое и комфортное перемещение по городу и насыщенную, доступную культурную жизнь. Молодёжь - благоустроенные зелёные общественные пространства, общую студенческую экосистему в виде кампуса и разнообразные развлекательные мероприятия. Власти – развитие системы «умный город», позволяющий управлять процессами с помощью высоких технологий, прохождения через город «Нового шёлкового пути» (который позволил бы городу, наконец, реализовать свои логистические преимущества) и так называемое «Нано-ЖКХ», выводящее на новый уровень «коммуналку».

В отличие от традиционных методов прогнозирования и планирования, ее результаты не предполагают решений из разряда «а вот здесь мы поставим шкаф!» Как сейчас говорят, «выхлопом» здесь является «карта будущего» - модель, позволяющая увидеть различные способы и пути достижения желаемого. По словам Дмитрия Теплухина, «разработка стратегии городской среды — это большая работа, которая будет включать в себя: исследования, интервью, наблюдения, прогнозы, выдвижение гипотез и их защита, и форсайт тут является лишь отправной точкой». Судя по настрою организаторов и участников, а также представителей власти, сгенерированные интересные идеи могут из виртуальной плоскости перейти в реальную. Ведь, как отметил Андрей Пуртов, важно отделять «хотелки» (то, что желаемо, но прилагать серьезные усилия для его достижения нет намерений) от целей (того, во что готовы инвестировать ресурсы).

Авторы: Евгений ПЛЁНКИН, Николай МЕДВЕДЕВ.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:30
В Смоленском драмтеатре им. Грибоедова по поручению губернат...
вчера, 22:01
С компании блогера Миши Литвина требуют больше 1 млн рублей ...
вчера, 21:09
Смоляне могут не только найти себе преданного пушистого друг...
вчера, 20:35
Последнее подорожание топлива «Роснефти» в Смоленской област...
Новости партнеров