Военный хайвэй. Почему строительство трассы М1 было засекречено

Новости

Много лет история строительства главной дорожной артерии региона – трассы Москва - Минск – была засекречена. И лишь в последнее время в научных кругах о ней заговорили вслух... Почему? Об этом мы попросили рассказать кандидата исторических наук, заведующую научно-экспозиционным отделом мемориала «Катынь» и автора монографии «Как строили первую советскую автомагистраль» Оксану КОРНИЛОВУ.

Эх, дороги…

«В 1930-е годы Советский Союз был бездорожным государством. Между селами и городами пролегали грунтовые дороги и обветшалые деревянные мосты. Вторая «пятилетка» развития народного хозяйства провозгласила борьбу с бездорожьем страны. И началось…

До конца 30-х годов в наших краях были две крупные трассы - Старая Смоленская дорога и Духовщинский большак. Новая дорога должна была соединить Москву и Минск, пройдя «красной нитью» по всей Смоленщине.

Решение о ее строительстве было принято в марте 1934 года. В этом же году начались изыскательские и проектные работы. 5 февраля 1936 года совершенно секретным приказом НКВД №0050 было начато строительство магистрали. На это время по всей стране перестали строить даже узкие (шириной до пяти метров) дороги.

Было разработано несколько проектов строительства автомагистрали Москва - Минск. Сначала хотели просто расширить извилистый Старый Смоленский тракт. Но он пересекал большое количество сел, городов и не соответствовал техническим условиям, которые предъявляли к автомагистралям.

Другой проект предполагал возведение трассы напрямую от Москвы до Минска – проезжая часть шириной 18 метров с трехметровой разделительной полосой. Параллельно магистрали хотели устроить тракторный путь, через каждые пять километров – каменные арки для перегона скота. Такую магистраль должны были построить к 1942 году. Цена работ была заоблачной – более миллиарда рублей!

За основу этот проект взяли, но удешевили стоимость (до 600 млн рублей) и сократили сроки сдачи в эксплуатацию».

«Славную дорогу строят чекисты»

«Интересно, но в советской печати строительство автомагистрали широко не освещалось. В «Рабочем пути» - а в то время это была центральная газета Западной области! - не было ни одной статьи, рассказывающей о возведении дороги! Лишь в нескольких номерах вяземской районной газеты «Большевистский путь» вышла серия статей о «славных чекистах», под руководством которых вчерашние преступники «перековываются» в честных советских граждан.

Михаил Левин – главный инженер строительства трассы. Был осужден по печально известной 58-й статье. Расстрелян в апреле 1938 года. 16 сентября 1936 года американская газета The San Mateo Times опубликовала статью «Советское поспешное возведение дорог в Германию в страхе войны. Люди работают день и ночь».

В ней утверждалось, что СССР строит два военных шоссе прямо к границе с Польшей - мол, к неизбежной войне с Западом. А на Минском направлении в быстром темпе работают трактора, паровые лопаты и тысячи людей, которые трудятся по 24 часа в сутки. Насколько правдивы были сообщения о предстоящей войне?

В приказах советских властей говорилось о «важнейшей народно-хозяйственной и оборонной роли» новой трассы. Но налицо был явный военно-стратегический приоритет. Документы того времени абсолютно четко показывают нам расчеты: по шоссе Москва - Минск можно было перебрасывать на автомобильном транспорте две стрелковые дивизии в сутки (людей и материальную часть). Расчетное время нахождения в пути каждой дивизии определялось в 32-34 часа, включая все необходимые стоянки».

«В Вяземлаге я решил исправиться, скоро будет воля и весна…»

«Дорога - это не только механизмы и формулы покрытий, но и труд ее строителей – от чернорабочих до инженеров. На возведении трассы трудились лучшие инженеры страны: Ландау, Левин…

Основную массу рабочих составляли заключенные Вяземлага. Его подразделения располагались и в Подмосковье, и в Белоруссии. Но больше всего их было на Смоленщине: в Гжатске (ныне - город Гагарин), в деревне Горки возле Вязьмы, в Ярцеве, в деревне Гнездово под Смоленском и в отделении управления строительства в Вязьме.

Численность заключенных Вяземлага

1 апреля 1936 г. - 12 052 человека

1 октября 1936 г. - 56 180 человек

1 января 1937 г. - 31 305 человек

1 января 1938 г. - 24 100 человек.

Можно ли назвать магистраль центром «террора»? Не думаю. Это был лагерь «на виду» - в непосредственной близости к столице. Смертность, конечно, была, но по сравнению с другими лагерями ГУЛАГа она считалась не очень высокой, сообщают ис- следователи.

Основную массу заключенных составляли те, кто был осужден на сроки от двух до трех лет. Кроме того, трудясь на строительстве магистрали, можно было получить условно-досрочное освобождение.

В Вяземлаге выходила газета «За автомагистраль!», которая рассказывала о буднях заключенных и даже размещала их творчество:

«Ты не плачь, не плачь моя красавица,
Не грусти, любимая жена!
В Вяземлаге я решил исправиться,
Скоро будет воля и весна…»

Нужно сказать, что на строительстве трудились не только заключенные, но и вольнонаемные - пять тысяч жителей окрестных деревень!

И в 1940 году дорога была построена. Москва – Минск стала первой советской автомагистралью, которая по техническим характеристикам могла соперничать с американскими хайвеями и немецкими автобанами 30-х!».

Технические характеристики трассы Москва – Минск в конце 30-х годов:

1. Ширина земляного полотна - 18 метров.

2. Ширина проезжей части покрытий с асфальтобетоном - 12 метров.

3. Прямые участки дороги составляют 94%, кривые - 6%.

4. Видимость - 300 метров.

5. Расчетная скорость движения - 120 км/ч.


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
5 минут назад
Стелы с барельефами разместят возле главных исторических объектов...
50 минут назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

Новости партнеров