Что принес новый Лесной кодекс?

Общество

ЛесНакануне Дня работника леса состоялась беседа с нашим давним консультантом - заместителем генерального директора ООО «Смоленское лесохозяйственное производственное объединение», заслуженным лесоводом Российской Федерации, кандидатом сельскохозяйственных наук Владимиром Григорьевичем Потылевым, в которой он затронул ряд проблем лесного комплекса региона.

- Владимир Григорьевич, с каким настроением встречаете нынешний профессиональный праздник?

- Настроение зависит от обстановки в производственной сфере, которой я посвятил сорок лет жизни. За все это время ситуация в лесном комплексе еще никогда не отличалась такой сложностью и неопределенностью, как сегодня. Поэтому настроение далеко не праздничное. Приходится больше думать о проблемах, чем радоваться достижениям...

- Что же вас так беспокоит?

- Не могут не волновать проводимые в лесном хозяйстве реформы. Вся прежняя система его ведения фактически демонтирована новым Лесным кодексом Российской Федерации, принятым в 2006 году. В результате многократных реорганизаций вошли в кризисное состояние и находятся в стадии банкротства бывшие лесхозы. А ведь именно они были главными государственными подразделениями по организации использования, воспроизводства, охраны и защиты леса. Они выполняли целый комплекс многообразных работ и содержались частично за счет бюджетных средств. Им также предоставлялась возможность зарабатывать путем бесплатного отпуска древесины на корню в порядке рубок ухода за лесом. Лесхозы содержали государственную лесную охрану, осуществляли довольно эффективный контроль за лесозаготовителями, в целом обеспечивали относительный порядок. Руководило ими областное управление лесами.

- Судя по вашим словам, структура лесного комплекса резко изменилась. Что же пришло на смену лесхозам и областному органу управления лесами?

- Вместо единой структуры появилось три: Департамент лесного хозяйства, ОГУ «Смоленское управление лесничествами» и унитарное предприятие «Смоленсклеспром». Кроме того, контроль в отрасли выполняет Россельхознадзор. Это связано с разделением функций лесного комплекса по трем направлениям: управленческому, хозяйственному, контрольному. Ну а главными хозяйствующими субъектами, по замыслу, должны стать арендаторы лесных участков. Кстати, впервые об аренде заговорили еще при губернаторе А.Д.Прохорове. В то время лесной комплекс курировал его первый заместитель С.В.Антуфьев. Для руководства лесопромышленным производством в то сложное время при областной администрации создали лесопромышленный комитет, что помогало осуществлять координацию деятельности основных лесозаготовителей и переработчиков древесины. Но затем при смене руководства области этот орган ликвидировали.

- Поясните, пожалуйста, что такое арендатор леса?

- Это коммерческая структура, которой посредством аукциона передаются лесные участки сроком до 49 лет для того или иного вида лесопользования. Но арендаторы, заключившие договор на заготовку древесины, оказываются в весьма сложной ситуации из-за ряда проблем. Так, не все передаваемые в аренду участки представляют коммерческий интерес для их потенциальных «владельцев». Это связано и с низким качеством лесофонда, и с его транспортной труднодоступностью. Кроме того, ограничено лесопользование в защитных лесах, доля которых - около трети всей площади. Также лесным законодательством предусмотрено, что арендатор должен обеспечивать не только в полном объеме лесопользование (заготовка древесины и другой лесопродукции), но и за свой счет, то есть за счет получаемой прибыли от лесозаготовок, проводить весь комплекс лесохозяйственных работ. Перечислю их: лесоустройство, лесовосстановление, уход за лесом, охрана его от пожаров и самовольных рубок - без реальных полномочий, защита деревьев от вредителей и болезней - без специалистов и техники, подготовка лесофонда к рубке, строительство лесовозных дорог. К этому надо добавить целый комплекс профилактических противопожарных мероприятий, включая приобретение спецтехники.
Своевременное и качественное выполнение этих работ и соблюдение условий требует содержания лесохозяйственного аппарата, а в целом - значительных финансовых средств.
В то же время сами лесозаготовки всегда были на Смоленщине низкорентабельными или убыточными по ряду причин. Помимо низкого качества лесосечного фонда и его транспортной труднодоступности, здесь сказываются и неблагоприятные погодные условия, и неустойчивые рынки сбыта заготавливаемой продукции, и прочие чисто коммерческие условия функционирования частного бизнеса. При таких обстоятельствах арендатору сложно даже выживать, не говоря уже об эффективной деятельности.
А ведь арендаторы, помимо всего прочего, находятся под постоянным давлением и угрозой расторжения договоров за малейшее невыполнение навязанных им многочисленных обязательств.

- А что же государство? Неужели оно полностью отказалось финансировать лесное хозяйство?

- Федеральный центр передал полномочия по его ведению субъектам РФ в надежде, что они обеспечат и рациональное использование лесных ресурсов, и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства. В то же время выделяются и субвенции из федерального бюджета на осуществление субъектами переданных им полномочий в части лесных отношений. Однако зачастую эти средства расходуются не на хозяйственные функции, а на чисто управленческие.

- Но ведь лесное законодательство постоянно совершенствуется, столичные специалисты, видимо, учитывают специфику регионов...

- К сожалению, законодательство не всегда меняется в лучшую сторону. Так, в текущем году внесены изменения в Лесной кодекс РФ, запретившие проводить аукционы по продаже древесины на корню. Тем самым нанесен удар по малому лесному бизнесу. Ведь во всех районах области работало более 500 пилорам. После упадка производства в сельском хозяйстве это была спасительная возможность для сельских жителей заработать. А сейчас эти люди поставлены перед дилеммой: или идти подрядчиками к арендаторам, или заниматься, прямо скажу, воровством, то есть самовольной рубкой леса. А иначе им просто не выжить...

- Наверное, нельзя говорить только о негативной стороне лесных реформ. Приходилось слышать от специалистов и хорошие отзывы...

- Очень важно изучить положительный опыт лесных реформ в других регионах и применить их на практике. Недавно специалисты лесного хозяйства из числа арендаторов совершили поездку в Вологодскую область. Как выяснилось, там сохранили все прежние государственные лесхозы, несколько подкорректировав их статус и функции. А на содержание лесной охраны и для обеспечения воспроизводства лесов в текущем году из областного бюджета Вологодского региона выделено 90 миллионов рублей. На строительство лесохозяйственных дорог – 40 миллионов рублей. Тем самым эффективно реализуются положения Лесного кодекса РФ о передаче полномочий субъектам. Словом, к реформам надо подходить творчески, думая о конечном результате. И здесь нужно объединить усилия как представителей власти, так и лесоводов.

- Владимир Григорьевич, вы назвали немало проблем лесного комплекса, хочется верить, что общими усилиями они будут решены. Давайте вернемся к рофессиональному празднику...

- На Смоленщине трудится немало замечательных лесоводов, которые самоотверженно выполняют свой профессиональный долг. Они не боятся трудностей и с оптимизмом смотрят в будущее. Поздравляю работников лесного комплекса Смоленщины с нашим профессиональным праздником. Хочу пожелать всем, кто имеет отношение к лесу, глубокого понимания наших проблем, бодрости, уверенности в своих силах, крепкого здоровья. И, конечно же, желаю моральной и финансовой поддержки государства, всех уровней власти. Россия была и останется могучей лесной державой. Лес - наше будущее, наша надежда.








Загрузка комментариев...
Читайте также
10 минут назад
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
18 минут назад
сегодня, 20:16
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
Новости партнеров