Пять дней до трагедии: шестеро смолян поделились с «РП» впечатлениями от посещения Саяно-Шушенской ГЭС

Общество
впечатлениямиот посещения Саяно-Шушенской ГЭС17 августа нашу страну потрясло известие об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
В восемь утра в машинный зал под огромным давлением хлынула вода, разбивая оборудование и круша перекрытия. В результате были полностью разрушены три гидроагрегата, 74 человека погибли, 1 пропал без вести. Экономический ущерб колоссален. На восстановление уникального объекта уйдут годы. По некоторым оценкам - пять лет.
Официально причины аварии обнародуют через два дня - 26 сентября. Но уже опровергнуты некоторые первоначальные версии, в частности, теракта. Глава Ростехнадзора Николай Кутьин основными причинами аварии считает недочеты в эксплуатации второго гидроагрегата и несработавшие системы защиты.

Объект из книги рекордов Гиннесса


Из репортажей с места аварии, информационных сводок многие узнали о колоссальной роли Саяно-Шушенской ГЭС в энергетической системе страны. Гидростанция была занесена в книгу рекордов Гиннесса как самое надежное гидротехническое сооружение гравитационно-арочного типа. Построенная в Хакасии, на далеком от нас Енисее, в силу своей грандиозности и удивительной окружающей её природы она представляла собой еще и уникальный туристический объект.
Шестеро смолян побывали в этих местах незадолго, за пять дней, до трагедии.
Рассказывает Павел Караваев:
«Наша группа возвращалась из поездки на о. Байкал, и Саяно-Шушенская ГЭС была «гвоздем программы» по дороге домой. Мы планировали увидеть это уникальное сооружение со стороны, попасть внутрь даже и не мечтали. В силу того, что СШ ГЭС - федеральный объект стратегического значения, договариваться о посещении музея истории строительства электростанции надо заранее. Разрешает экскурсии руководство ГЭС по согласованию со службой безопасности. Нам же просто повезло: мы познакомились с женщиной, более 30 лет проработавшей на электростанции. Она прониклась нашей заинтересованностью и организовала экскурсию».

Из истории строительства


Непосвященному человеку трудно представить, как удалось перегородить могучий Енисей. Выяснилось, что это сделали благодаря оригинальному техническому решению: установке на первых двух турбинах временных рабочих колес, способных работать при промежуточных напорах воды. Так появилась возможность до окончания строительно-монтажных работ начать в 1978 году эксплуатацию первой очереди станции. К концу строительства Саяно-Шушенская ГЭС уже полностью окупила затраты. Одно из временных колес гидротурбины установлено сегодня на площадке перед входом в электростанцию как памятник, и на её лопастях видны трещины - разрушение от воды.
«В музее мы рассмотрели модель гидроаргегата, демонстрирующую принцип его работы, продолжает свой рассказ Павел. - Но наибольший восторг у нас вызвала показанная в действии модель гидроэлектростанции, выполненная в масштабе 1:500. По маленьким водоводам на лопасти модели гидротурбины так же, как и в настоящей, подается вода, и турбина вращается.
В здании ГЭС мы посетили машинный зал - светлый, чистый, просторный, длиной 304 м, где находятся «вершины айсбергов» всех десяти гидроагрегатов. Передвигаться по машинному залу без каски категорически запрещено.
Поселок энергетиков Черемушки с ГЭС соединяет трамвайная линия. Трамвай самый обыкновенный - как в Смоленске, но «посажен» он на широкие рельсы и передвигается очень быстро - до 70 км/ч. Приятно также, что проезд бесплатный: уж чего-чего, а на Саяно-Шушенской ГЭС энергии для трамвая хватит всегда.
Посетили мы и контррегулирующую Майнскую ГЭС, входящую в Саяно-Шушенский гидроэнергетический комплекс и расположенную в
20 км ниже по течению Енисея. (Кстати, до аварии на СШ ГЭС эта гидростанция главным образом сглаживала колебания уровня воды в реке, сейчас выработка электроэнергии - её прямая задача. Мощность Майнской ГЭС - 321 тыс. кВт - это половина Днепрогэса!)»


Водохранилище удлинило лето


«Вода в реке ниже электростанции настолько чистая, что используется для выращивания форели. Создание водохранилища способствовало тому, что в Черемушках повысилась среднегодовая температура. Несмотря на то что эта местность - зона рискованного земледелия, здесь люди выращивают виноград, арбузы и дыни, а мы своими глазами видели зреющие абрикосы!


Самая дорогая автодорога


Удивительна по своей красоте и природа вокруг: с вершин Саянских гор открывается прекрасный вид на Енисей и на электростанцию. На левом берегу видна двухсотметровая ослепительно белая скала - начало Кибик-Кордонского месторождения мрамора, протянувшегося по берегам Енисея на несколько километров. Часть дороги Саяногорск - Черёмушки проходит прямо по мраморной жиле. Проложенная в тяжёлых геологических условиях, большей частью пробитая среди скальных отрогов, она является одной из самых дорогих автодорог в мире.
 «Конечно, самое большое впечатление на нас произвела сама плотина, - вспоминает Павел Караваев. - Издали она смотрится эдаким монолитным целым, и невозможно поверить, что на самом деле сложена она из блоков. Увидеть плотину ночью - отдельное удовольствие: она очень эффектно подсвечивается. Водосбросная часть - 11 искусственных водопадов высотой по 220 м! Клочья пены от такого потока плывут ниже по течению еще несколько километров.
Когда смотришь на эту плотину колоссальных размеров (примерно 80-этажный дом километровой длины), искусно врезанную в прибрежные скалы, удерживающую 31 кубический километр(!) воды, испытываешь чувство гордости за страну, за то, что не швейцарцы, не японцы, не немцы или кто-нибудь еще, а именно мы, русские, создали столь уникальное сооружение».


Цена восстановления


Неоднократно говорилось, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС, надолго остановившая гидростанцию, приведет к подорожанию электроэнергии. А представьте себе масштабы трагедии, если бы произошло разрушение плотины?! Но сейчас, по словам экспертов, угрозы обрушения и затопления близлежащих населенных пунктов нет.
Восстановление станции займет не менее четырех-пяти лет. По словам экспертов, на это потребуется около 40 млрд. рублей. Предстоит не только заново отстроить машинный зал, но и пересмотреть устаревшие нормы по проектированию и эксплуатации энергообъектов. Остается только надеяться, что 17 августа больше не повторится.

Саяно-Шушенская ГЭС в цифрах и фактах


Работы по строительству станции начались в 1961 году, завершились - в 1985 году.
Рабочие колеса турбин доставили из Ленинграда в верховья Енисея водным путем длиной почти в 10 тыс. километров - через Северный Ледовитый океан.
Высота бетонной гравитационно-арочной плотины - 245 м (для сравнения: высота здания МГУ на Воробьевых горах со шпилем - 242 м).
Длина плотины по гребню 1074,4 м, с шириной по основанию - 105,7 м, по гребню - 25 м.
Среднегодовая выработка - 22,8 млрд. кВт/час электроэнергии.
Мощность ГЭС - 6400 МВт (десять радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 640 МВт - авария полностью уничтожила три гидроагрегата и повредила все остальные). Между тем подобный гидроагрегат способен развивать мощность до 720 - 740 МВт!
Пропускная способность водосброса плотины  - 13600 м/сек.
Диаметр водовода - 7,5 м - среднестатистический размер тоннеля метро!







Загрузка комментариев...
Читайте также
17 минут назад
Сомнительный алкоголь крепостью 32-34 градуса и безакцизный ...
54 минуты назад
Мужчина не смог смириться с разводом и напал на экс-супругу,...
сегодня, 10:28
Женщина не пропустила другую машину и получила травмы.
сегодня, 09:51
Соответствующий указ 15 апреля подписал губернатор Василий А...
Новости партнеров