Делегация московской фирмы-производителя кассового оборудования представила смоленской администрации проекты по оборудованию муниципального транспорта автоматизированными системами бесконтактной оплаты за проезд, а также установки паркоматов.
В минувшую пятницу со столичными технологиями ознакомился замглавы города по инвестициям и комплексному развитию Андрей Куличков и депутаты городского Совета. Именно к народным избранникам, а точнее, в комиссию по вопросам городского хозяйства, московская компания в начале 2017-го обратилась впервые. По мнению столичных бизнесменов, установка автоматизированного оборудования в муниципальном транспорте принесет пассажирам удобство, а муниципалитету - дополнительный доход. При этом система имеет разную комплектацию (а значит, варьируется ее стоимость): от устройств для бесконтактного снятия денег со специальной карты до более серьезной версии с уличными автоматами для пополнения счета карт и информационных табло. Все это «завязано» на единый центр, откуда ведется управление системой.
Прибыль, по словам разработчиков, сложится в результате экономии средств на кондукторах, ведь при установке автоматов держать их в штате не нужно. Это, конечно, является и минусом.
Представители московской фирмы отметили, что понимают возможное социальное возмущение со стороны этой части сотрудников. Но тут же уточнили: в ряде городов система успешно прижилась, и даже удалось снизить показатель «зайцев», то есть безбилетников в транспорте, до 0,3%.
Второе предложение - оборудование единого городского парковочного пространства. Как известно, в центре Смоленска и на окраинах нет единого подхода к организации парковок, зачастую они имеют хаотичный характер.
Суть предложения - организация порядка 2000 машино-мест в городе с условиями оплаты стоянки через автоматизированную систему. При этом тариф может разниться, по опыту других регионов, - от 10 до 300 руб./час. Конечно, верхняя планка – это вариант московской таксы, для регионов средней полосы характерна сумма 20-30 рублей в час.
На презентации от представителей московской фирмы прозвучало, что деньги от парковок будут идти исключительно в бюджет города. Москвичи отметили, что готовы инвестировать средства в развитие и первого, и второго проектов, но предпочтительнее участие муниципалитета, так как в этом случае казна может рассчитывать на гораздо большие поступления и меньший срок окупаемости (есть вариант участия «Ростелекома» в качестве соинвестора).
По примерным прикидкам первый проект может стоить около 50 млн рублей, а второй - 30-40 млн. И нужно подготовить муниципальную законодательную базу. Конечно, рассчитывать в нынешних экономических условиях на кризисный бюджет практически нереально, однако Андрей Куличков обязался проработать этот вопрос и дать в ближайшее время ответ.
МНЕНИЯ
Мирик Абалян, СРО «Союз архитекторов России»:
- О бесконтактной системе оплаты проезда рассуждать не стану - я не специалист в транспортной сфере, да и им (общественным транспортом) часто не пользуюсь, а инициативу по организации платных парковок поддерживаю двумя руками. Этим давно пора заняться. Я и другие смоляне-архитекторы несколько лет назад обращались в мэрию с аналогичной просьбой: мы совершенно бесплатно сделаем «съемку» территории и определим, где можно оборудовать парковки, а вы найдите инвестора и поддержите его стремление. Но, увы, тогда нас не услышали. Может быть, обратят внимание сейчас.
Я живу на улице Николаева, почти в самом «сердце» Смоленска, и готов на безвозмездной основе просчитать допустимую ширину каждой соседней улицы и двора. Думаю, что и коллеги, в случае надобности, просчитают свою «домашнюю» территорию.
Что самое важное - места для платных парковок есть. И для их организации совершенно необязательно вырубать зеленые зоны, «красть» детские площадки или дворы.
Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта:
- Рано или поздно Смоленску придется переходить на автоматизированную или карточную систему оплаты проезда в муниципальном транспорте. Другое дело, что этот процесс должен быть постепенным, неспешным. На первых парах - без бюджетных вливаний или с минимумом городских средств. Компании-инвестору, которая приходит в город, сначала нужно протестировать свое программное оборудование на обычных смолянах (не льготниках), получить какую-то выгоду, а потом включать в расчет льготные категории.
Чаще всего происходит наоборот. Городские власти в первую очередь думают о наименее социально защищенных гражданах и просят частников учитывать льготные категории. В итоге между инвестором и мэрией возникает спор: сколько раз за рейс тот или иной маршрут перевез «пассажиров со скидкой». Этот денежный спор портит отношения между сторонами, и они вовсе могут разойтись.
Пример неудачного внедрения бесконтактной системы оплаты проезда - Самара. Там ее за короткий срок меняли дважды, но в итоге вернулись к привычной - оплате проезда наличными. Некачественное программное обеспечение стало причиной необоснованного роста тарифа, который вызвал волну недовольства среди населения, а также заинтересовал УФАС. Произошел «откат», зато городской бюджет понес немалые убытки.