Дровяным страданиям пришел конец

Общество

На рассмотрение депутатов Государственной Думы внесен законопроект, после принятия которого людям разрешат собирать на дрова сухостой и бурелом для личных нужд.

В России трудно найти министерство или ведомство, не упражнявшееся в законотворчестве. Вот и Рослесхоз «разродился» законотворческой инициативой, повергшей в недоумение всю страну. В своем письме от 25 февраля 2016 года №ЕК-07-54/1985 эта госструктура разъяснила органам управления лесами субъектов РФ и своим территориальным органам, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных и буреломных деревьев следует рассматривать как хищение. Это означает, что любой человек, нарубивший или напиливший дров из лежащих в лесу мертвых деревьев, с точки зрения Рослесхоза является лесонарушителем и должен быть привлечен к установленной действующим законодательством ответственности. Какой именно - зависит от ситуации и толкования законов конкретным должностным лицом.

Таким образом, сбор сухих веток и никому не нужных гнилушек был приравнен к такому преступлению, как кража имущества, и должен был караться по ст. 158 Уголовного кодекса РФ. Санкции по ней предусмотрены весьма суровые: «… штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

То есть любая бабушка, доживающая свой век в отдаленной деревне и вынужденная собирать в лесу хворост, чтобы не замерзнуть, может в любой момент лишиться своей пенсии за полгода, пойти на исправительные работы, а то и вовсе загреметь на нары? И самое главное - степень наказания, а значит и меру вины, должен определять не суд, а какое-то непонятное должностное лицо? А если этому лицу захочется за счет местного населения поправить свое материальное положение?

И сделать это можно вполне реально. Ведь еще в 2014 году Смоленщина входила в ТОП самых отсталых по газификации областей ЦФО, занимая 15-е место из 18 позиций. Поэтому и спрос на дрова неиссякаем. А поймав дедушку или бабушку с вязанкой сухих сучьев, да припугнув «статьей», можно добиться многого.

В свое время мне удалось получить некоторые разъяснения, касающиеся этого злополучного письма. Все юристы в один голос утверждали, что это всего лишь «хотелка» Рослесхоза, не подтвержденная никакими законными обоснованиями. Оказывается, присвоение далеко не всякого бурелома можно считать кражей. Одни «законники» сомневались, а другие - уверенно утверждали, что 158-ю статью можно применить только тогда, когда у человека в руках или на багажнике машины находятся стволы деревьев хвойных пород диаметром не менее 8 см, лиственных - не менее 12 см. Все, что тоньше, к деловой древесине не относится, а значит, вывоз их с территории земель лесного фонда кражей не считается.

Но пока юристы спорят, на жителей деревень составляются протоколы как на лесонарушителей, а проще - на воров.

Эксперты уже активно обсуждают новый законопроект и сходятся во мнении о том, что в него надо обязательно ввести понятие «валежник» - сухие и ветровальные деревья или их части, находящиеся на земле. До сих пор слова «бурелом» и «валежник» каждым гражданином и должностным лицом понимались сугубо индивидуально.

- Если речь идет именно о валежнике, то есть деревьях и их частях, лежащих на земле, то не вижу причин запрещать людям брать их для личных нужд, - считает заместитель директора по охране территории национального парка «Смоленское Поозерье» Георгий Рагонский. - Бороться надо с теми, кто занимается незаконной вырубкой зеленых насаждений. В год у нас заводят по два-три уголовных дела на таких людей. Все это очень серьезно, потому что достаточно спилить пару деревьев, чтобы ущерб оказался весьма значительным. Население у нас без дров не остается, все жители деревень в установленном законом порядке полу- чают делянки для заготовки дров, что ни для кого не представляет трудности.

- Сбор валежника можно разрешить, но под контролем, - говорит заместитель директора национального парка по лесохозяйственной деятельности Оксана Андреева. – Не исключено, что этим разрешением некоторые воспользуются, чтобы вместо валежника срубить хорошее дерево. Проблема с дровами для населения деревень, находящихся в границах наших территорий, полностью решена. Есть много полей, заросших березняком и другими лиственными породами, проводятся санитарные рубки… Так что дров хватит для всех.

К сожалению, далеко не во всех районах области дровяные проблемы в полной мере решены. В некоторых населенных пунктах дела так плохи, что закрываются последние лесопилки, снабжавшие местных жителей дровоотходами. Заготовкой древесины занимаются один-два частника, имеющие хот какой-то трактор и бензопилу. А поскольку самостоятельно выехать в лес на делянку, в силу возраста, может далеко не каждый, то присутствуют и очереди, и ценовой беспредел. А это, в свою очередь, гонит людей в ближайшие леса заготавливать то, «что бог пошлет». Для них новый «разрешительный» закон может стать спасением от зимнего холода и аппетитов некоторых «должностных лиц».


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
29 минут назад
42 минуты назад

Об этом рассказала сестра погибшего в одном из местных пабликов....

сегодня, 11:25
Единый федеральный телефонный номер горячей линии 8-800-220-0-220...
сегодня, 11:19
Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 103