Нина Куликовских: «Когда я училась в институте, самой нелюбимой темой была война»

Общество

Накануне Международного женского дня мы встретились с Ниной Германовной Куликовских, руководителем поискового движения на Смоленщине.

– Нина Германовна, 8 Марта женщины нашей прекрасной страны получают поздравления от мужчин: цветы, внимание, теплые слова. Наверное, благодаря этому празднику особенно ощущается наступление весны. А вы рады приходу этого времени года?

– Конечно, рада! Наверное, как и все люди, потому что скоро будет тепло, природа пробуждается. Хотя у поисковиков совсем другие ассоциации с 8 марта. В этот день в 1943 году от немецко-фашистских захватчиков была освобождена Сычевка, 9 марта – Темкино, а 12 – Вязьма. Какой праздник тогда был для людей важнее? Наверное, в 43-м было важнее, что фашистов прогнали. Потом, когда стали затягиваться раны, вспомнили, что это праздник женщин. Вы знаете, я обожаю, когда в домах 8 Марта стоят желтые веточки мимозы. Никакие заморские орхидеи с ними не сравнятся, хотя и мимоза не цветок средней полосы.

– В одном из интервью вы сказали, что поисковое движение – это мужское дело и, по статистике, девушек в нем мало. Получается, вы не просто нарушили статистику, порой проводя на Вахтах Памяти по 80 дней в году, но и посвятили этому делу свою жизнь? Что определило ваш выбор? Историческое образование, дедушка, прошедший всю войну, школьное воспитание?

– Всё, что вы перечислили, и есть ответ на вопрос. Другое дело, что не сразу это осознавалось. Конечно, дедушка был для меня огромным авторитетом. Он встретил войну на Дальнем Востоке, был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За победу над Германией». Это и рассказы бабушки, которая во время войны осталась одна с пятью детьми и жила в эвакуации в Барнауле. Это и школьное воспитание, которое в Советском Союзе было правильным. Мне посчастливилось учиться в школе, которая носила имя героя Ефремова. И оно для нас действительно было святым. Я не помню того момента, чтобы я когда-то сделала выбор. У меня было много разных увлечений – от игры в народном театре до импрессионистов. Когда я училась на истфаке, самой нелюбимой темой была война. Если бы мне тогда сказали, что я буду с таким удовольствием работать в Центральном архиве Министерства обороны, склоняться над военными картами и читать оперсводки, я бы сама не поверила. Но так сложилось, что это поглотило и из обычного увлечения стало частью жизни, если не всей жизнью.

– Сложно было начинать работать в поисковом движении?

– Вначале были препятствия, и их приходилось преодолевать. Я ничего не знала, не умела, а сколотив отряд, несла ответственность за то, чтобы он был и живучим, и реально действующим. Мне нужны были мужчины, которые могли вести поиск, ориентироваться в лесу, потому что сама я этим не владела. Это был 90-й год. Я искала новые формы работы с молодежью – правдивые, не декларационные.

– В семье вашим двум сыновьям передалось такое же трепетное отношение к Великой Отечественной войне? Кто-то из них стал поисковиком?

– Они оба прошли школу поиска в юном возрасте. Старший сын Вася, ему 29 лет, сейчас не занимается поисковым движением, а младший Илья, ему 24, – моя правая рука. Он со мной ездит в Подольский архив, в экспедиции, некоторыми он сам руководит. Они хорошие у меня. Вася едет в машине, а у него играют песни о войне в исполнении Хворостовского.

– Вы неоднократно говорили о том, что цель поисковой работы – не найти последнего солдата, это сделать невозможно, слишком много воинов погибло, а вовлечь в это движение как можно больше людей, особенно молодежи. Как участие в Вахтах Памяти влияет на подростков?

– Вы знаете, подростки – это податливый материал, гораздо важнее, что взрослые тоже меняются, и меняются во многом. Я всегда повторяю, что нужно говорить не о патриотическом воспитании молодежи, а граждан. Мы занимаемся поиском ради живущих сегодня. Для того, чтобы современный человек научился сочувствовать, был благодарен за то, что сделало предыдущее поколение ради последующего, осознал, какое горе выпало на долю тех, кто родился в 20-м году и даже раньше. Мы ищем не только солдат, мы ищем смысл жизни, свое собственное предназначение, ищем в себе лучшие человеческие качества. Поэтому люди, которые проходят через поиск, просто не могут не меняться.

– Как можно попасть в поисковое движение?

Попасть-то можно, удержаться сложнее. Новый человек вливается в коллектив, и он должен принять все правила, установленные в поисковом отряде. Как мне говорил один командир: «В лес пойдем – там разберемся». Потому что ничего не скроешь в условиях походной жизни, твое нутро прорвется. Либо ты будешь меняться, стараться, либо тебе с нами не по пути. И бывают такие случаи, сходили в лес и сказали: «Всё!». В экспедиции сразу видно, готов ты помочь или будешь где-то отсиживаться, пока кто-то дров наломает или потащит самый тяжелый мешок с останками.

– Сегодня вы занимаетесь не только поисковым движением, но и политической деятельностью. Вы являетесь депутатом Смоленской областной Думы, доверенным лицом президента, советником губернатора, руководителем проекта партии «Единая Россия» «Связь поколений», сопредседателем Общероссийского народного фронта. Насколько сложно женщине в политике отстаивать свою точку зрения?

У меня всё соединено. Так складывается, что работая в Думе, во фракции «Единой России», у меня есть любимый проект «Связь поколений», который мы реализуем с Игорем Васильевичем Ляховым, есть движение доброхотов. Вместе с губернатором мы решаем вопросы, связанные с патриотической жизнью в регионе. Недавно я вернулась с парламентских чтений в Госдуме, где обсуждалось движение «Бессмертный полк».

– То есть праведное дело всегда найдет единомышленников независимо от политической принадлежности?

– Конечно! Женщине в политике легко, если она знает, что она делает и во имя чего. Если ты идешь к своей цели последовательно и прямо, то всё будет получаться.

– Что вы хотели бы пожелать смолянкам в день 8 Марта?

– Чтобы ни одна женщина в этот день не осталась без цветов! Особенно это касается старшего поколения. Чтобы нашлись внуки и правнуки, которые не забудут принести мимозы своим бабушкам и прабабушкам. И, конечно, чтобы мамы никогда в жизни не провожали своих сыновей на войну, чтобы никогда не было вдов, которые теряют мужей, никогда не было детей без отцов. Поэтому всем желаю только мирного неба!

Беседовала Мария Баркетова.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров