Строитель Новой Атлантиды

Общество

Николая Петровича Сенченкова знают не только выпускники Смоленского госуниверситета. Организация творческих молодежных лагерей, постановка театрализованных общегородских праздников, административная и общественная работа... Можно только поражаться многогранности его личности. 28 января Николай Петрович отметил юбилей. Наш корреспондент расспросил его о проделанном пути.

Университет

- Со СмолГУ связана практически вся ваша трудовая биография. Какое место занимает университет в вашей судьбе?

- Окончив с золотой медалью среднюю школу №2 в Починке, в 1984 году я поступил на исторический факультет Смоленского государственного педагогического института. Мне нравилось учиться в вузе. Чтобы готовиться к практическим занятиям, приходилось часами и чуть ли не днями просиживать в библиотеке, но было интересно. Прекрасные учителя в школе вложили в меня не только (и не столько) знания, сколько умение их добывать.

Например, изучая съезды КПСС, мы выискивали особенности, находили нестыковки - почему принималось одно решение, а через некоторое время по тому же поводу говорится совсем другое. И это все систематизировалось на многих страницах аккуратным почерком, за который нужно сказать спасибо моей первой учительнице Александре Никитичне Кучер. Будет порядок в тетради, будет порядок в голове, подчеркивала она. Кстати, моими конспектами студенты пользовались еще несколько лет.

Надо сказать, что исторический факультет был в вузе на особом счету - здесь готовили не только учителей истории, но и управленцев, партийную и советскую номенклатуру, поскольку специализированных учебных заведений не существовало. Выпускники истфака, считаю, получали (и получают) отличное гуманитарное образование, учились публично выступать. В этом плане хочу сказать слова благодарности и нашим преподавателям – блестящим лекторам, таким как Илья Натанович Неманов, Михаил Исаакович Рабинович, и другим. У нас был замечательный декан - Василий Иосифович Дерен. Строгий и притом демократичный. Мы только можем догадываться, насколько ему сложно было в переходный период. Факультет ведь бурлил: идеи свободного посещения, какие-то «революционные» по смелости мероприятия - все исходило от истфака. Это был такой центр притяжения, одновременно прогрессивного характера и вместе с тем анархического.

После первого курса, с 1985 по 1987 год, я служил в армии, в Краснознаменном Туркестанском военном округе, на советско-афганистанской границе в городе Термезе. В 1989-м я, студент четвертого курса, был избран секретарем вузовского комитета комсомола.

В 1991 году окончил институт с красным дипломом. Начинал работать в педагогическом лицее. После этого одно место работы: СГПИ, СГПУ, СмолГУ - это, по большому счету, мой второй дом.

- Как изменился вуз за эти годы?

- Во-первых, кардинально изменилось его лицо. Новейший корпус, потрясающий универсальный спортивный комплекс, своя гостиница-общежитие, где останавливаются иностранные студенты, преподаватели, участники международных конференций. Люди приезжают со всего мира и удивляются, что в губернском городе можно разместиться в таких отличных условиях. Да и участники школы «Одаренные дети», когда приезжают на весеннюю, осеннюю сессии, размещаются в нашей гостинице и очень довольны.

Совершенно по-другому выглядит университет и внешне, и внутри. Содержание тоже, безусловно, изменилось. Выросло количество преподавателей с учеными степенями, буквально по каждому направлению есть несколько профессоров, докторов наук. Качественный состав преподавательского состава - свидетельство высокого уровня вуза. Расширился и спектр специальностей: если мы учились только на педагогических специальностях, то сейчас есть социология, строительство, архитектура, дизайн, психология, землеустройство и кадастры и многое другое. Вуз соответствует самым современным требованиям, за качественным высшим образованием сейчас не нужно ехать в мегаполисы. Поэтому и конкурс у нас высокий, и высокий балл поступления.

Но ключевой момент – трудоустройство выпускников. Мы видим, что, например, студентов-строителей уже на третьем курсе берут на работу, программистов разбирают как горячие пирожки... То же можно сказать о других специальностях.

О педагогике как искусстве

- Многие знают вас по педотряду «Крылатый» и профильным сменам. Мне видится, что в этой своей ипостаси вы помогаете молодым людям раскрыть скрытые в них таланты, задатки пассионарности...

- Мы не делаем упор на индивидуализм, важная составляющая - это социализация, взаимодействие в коллективе. Работаем, применяя нетрадиционные подходы. Курс лидерства, творческие мастерские, тропа друидов - безумно интересное соревнование - стороннему человеку не понять, зачем бегать по лагерю с кроватями и подушками...

Через создание таких воспитывающих, необычных ситуаций мы видим, как ребята могут решить возникающие проблемы. Только так можно воспитать лидера.

- Хорошо, человек побывал на профильной смене, открыл в себе новые грани, по-новому взглянул на жизнь. А сможет ли он потом реализовать себя на Смоленщине?

- Сможет. Да, некоторые уезжают в Москву, Санкт-Петербург, но таких меньшинство. Мы не скрываем, хотелось бы, чтобы на наших сборах воспитывались будущие губернаторы, руководители районов, крупных предприятий и учреждений. Кстати, многие прошедшие через сборы уже сейчас занимают важные посты в нашем регионе.

- «Птенцы гнезда Петровича» - кто они? Как их можно охарактеризовать в общем виде?

- Очень креативные, позитивные люди, не боящиеся трудностей и знающие, как из той или иной сложной ситуации выйти. Мы в нашей работе используем древнекитайский принцип: нужно дать не рыбу, а удочку.

- Все говорят, что молодежная политика важна. А часто вам приходилось стучаться в закрытые двери?

- Раньше такое было постоянно. На протяжении 25 лет практически каждый год начинался с того, что приходилось объяснять, кто мы и чего хотим. Временами руки опускались, но нас поддерживали ребята, которые рвались поехать в лагерь на следующий год, и родители, которые видели, как меняются их дети. Ну и, конечно, наша сплоченная команда комиссаров. Я не могу их предать, бросив все. Это сейчас у нас отлажено взаимодействие с департаментами образования и социального развития. Будем надеяться, что такие же хорошие контакты сложатся с Главным управлением гражданско-патриотического воспитания, в ведение которого переданы сборы творческой молодежи.

- Как участие в профильных сменах влияло на судьбы людей?

- Не буду называть фамилии, но среди комиссаров педотряда есть ребята, которые были направлены в лагерь по линии детских комнат милиции, как они раньше назывались. Этим все сказано. Они попали в «хорошие компании» - я всегда говорю, что среда очень сильно влияет на человека, который оказался в трудной жизненной ситуации. Нужно показать ему другую жизнь, другие ценностные установки. Хотя говорят, что нельзя за такое короткое время изменить мировоззрение юноши, девушки, но такое случается.

- Ваши наработки педагоги привозят с профильных смен и используют в школах. Вы ставите общегородские мероприятия как режиссер. На вашем счету масса самых разнообразных проектов. А где вы черпаете вдохновение, откуда этот креатив?

- Я не считаю себя талантливым - не умею петь, танцевать, писать стихи, музыку. Но я могу увидеть тех, кто все это умеет, и объединить в команду. А если рядом такие люди, нужно только подпитываться от них, аккумулируя их заряд.

О гражданском обществе

- На профильных сменах вы строите детское государство Новая Атлантида, проводите выборы, прививаете молодежи вкус к демократическим институтам, процедурам и все такое. Но есть мнение, что гражданское общество в России как было в зачаточном состоянии, так и остается. Нет ощущения, что все зря?

- Почему же зря? Слава богу, мы не ринулись в оранжевую революцию по примеру Украины, хотя все предпосылки были. Мы не переживаем ситуацию как в Сирии. Видимо, мы сработали правильно с нашей молодежью в свое время, смогли направить ее энергию в русло созидания, а не разрушения. У нас нет ярко выраженных радикалов. Люди реализовались в чем-то другом, кто-то пошел в политику, кто-то в бизнес, кто-то в педагогику.

Впервые мы провели выборы в нашей детской республике в 1989 году, когда еще даже не избирали президента СССР. Мы работали под эгидой комсомола, Смоленский горком увидел в нас неких креативных людей, а не радикалов, которые могут разрушить историю. Видим в этом свою заслугу. Будучи членом областной избирательной комиссии, тоже стараюсь проводить эту линию. Считаю, что воспитывать гражданское самосознание у молодежи после 18 лет уже поздно. Нужно начинать с младших классов. Ребенок должен понимать, что он гражданин России, великой страны, имеющей славную историю. И Смоленск - ярчайший тому пример. В начале XVII века, когда российская государственность переживала одно из сильнейших испытаний, наш город оттянул на себя армию Сигизмунда III, выдерживая осаду на протяжении почти двух лет. Какая сил духа должна была концентрироваться за этими 38 башнями и шестью километрами крепостной стены? Это касается и 1812 года, и 1941-го. Об этом надо говорить с детьми. Как и о том, что город возрождался не потому, что сюда привезли кирпич, цемент и прочее, а потому, что люди возвращались на пепелища, надеясь на лучшее будущее.

- Да, историей Смоленска нельзя не гордиться. А что можно сказать о перспективах нашего города?

- Я позитивно настроен в отношении будущего нашего города. Вот пришел молодой мэр. У нас молодой губернатор. Могу судить по ситуации в сфере образования, которая мне ближе. Костяк педагогических коллективов сохраняется, и в школы приходят новые кадры. Бывая каждый месяц на педагогических семинарах, вижу, что аудитория омолодилась. В том числе это касается и руководства образовательных организаций. Среди директоров много идеалистов в хорошем смысле этого слова, для которых прагматизм не стал «золотым тельцом». Которые верят, что мы должны выстраивать отношения в обществе исходя из законов нравственности, культуры, духовности, что образование - это не услуга «чего изволите», а пассионарная человеческая миссия по формированию человека.

Случай из жизни

- 1989 год. Мы создаем городскую площадку актива, ставшую базой педотряда «Крылатый». До того я несколько лет работал в областной ШКИПА – школе комсомольского и пионерского актива под эгидой обкома комсомола. Областному центру и там выделяли немного мест. Старались никого из Смоленска и районов не обидеть. Вот горком и принял решение открыть свой лагерь.

Но нас все помнили в областном лагере и звали: приезжайте. А было неудобно – не хотелось, чтобы на нас смотрели как на перебежчиков. Тогда родилась идея поехать «инкогнито». Попросили доверенных людей в обкоме комсомола позвонить в лагерь и сказать, что едет иностранная делегация. Решили, что немецкий, английский, французский языки кто-то наверняка будет знать, лучше представиться итальянцами. Экипировались, собрав по всему нашему лагерю (мы базировались в «Звездном») все фирменные, стильные, как тогда считалось, вещи. Это сейчас, разглядывая фотографии, вижу, что те 30 человек больше походили на цыганский табор, чем на иностранную делегацию. А тогда нам казалось, что мы супермодно одеты.

Кепки цветные, смешные шорты, аксессуары в стиле 80-х... Так вот, 30 комиссаров и детей под видом итальянцев на обкомовском «пазике» едут в гости. Одну из коллег накрасили черным гримом, получилась вылитая, как сейчас говорят, афроитальянка...

Нас встретили чудесно. Мы представили подготовленную нами концертную программу. Тогда была итальянская музыка в фаворе... Несколько певучих ребят исполнили суперпопулярную песню Альбано и Рамины Пауэр «Феличита». Но поскольку, кроме этого слова, никто остального текста не знал, дальше шла тарабарщина - «непереводимая игра слов на местном диалекте». На ура пошла «Мы - бандито, гангстерито...», которую народ подхватил и хором пел вместе с нами.

В середине программы встает девочка и говорит: «Я хотела бы задать вопрос на итальянском языке». Мы все замерли. Естественно, ничего не поняли. «Профессиональная переводчица», которая нашу абракадабру переводила на русский язык, не растерялась: «Девочка, эти итальянцы приехали с юга Италии, а ты спросила на североитальянском диалекте. И вообще, сядь».

Через некоторое время нас раскусили. Но праздник был великолепный. Все остались довольны, кроме бухгалтерши, отличавшейся неимоверной экономностью. В тот день она расщедрилась: выписала чая, сахара сверх нормы, спагетти на двойные порции, сыр, чтобы сделать «с пармезаном макароны» и показать итальянцам, что здесь народ тоже не лыком шит. И когда наша мистификация раскрылась, она была вне себя.

СПРАВКА «РП»

Николай Петрович Сенченков - проректор Смоленского государственного университета, заведующий кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии им. Ю. А. Гагарина.

Н. П. Сенченков в 1989 году организовал педагогический отряд «Крылатый». С тех пор ежегодно педотряд проводит профильные смены, в число участников входят представители школьных активов, председатели и члены советов старшеклассников, руководители школьных детских республик. Более 300 комиссаров и более 10 тысяч детей прошли эту уникальную школу педагогического мастерства.

В СмолГУ уже два года реализуется проект «Ступени к олимпу» (куратор - Н. П. Сенченков), включающий подготовку старшеклассников к участию в областных и всероссийских школьных олимпиадах. Он реализуется через весенние, осенние сессии и летнюю школу «Одаренные дети».

Н. П. Сенченков является автором программ открытия и закрытия заключительных этапов олимпиады школьников Союзного государства и всех всероссийских предметных олимпиад школьников, проходивших в Смоленске. С 2013 по 2016 год Н. П. Сенченков являлся членом Общественной палаты Смоленской области.

С 2011 года работает в региональной избирательной комиссии. Является членом Общественного совета при УМВД по городу Смоленску, несколько раз избирался на должность его председателя.

Как проректор, Н. П. Сенченков разрабатывает и реализует международные программы университета. В частности, проекты международных летних/зимних школ, которые реализуются совместно с вузами-партнерами в Польше, Китае, Германии.

Еще будучи проректором по внеучебной работе, организовал системную работу с творчески одаренными студентами вуза. Среди самых известных ее результатов - вокальный ансамбль «Созвучие Алатона» (художественный руководитель – заслуженный учитель России Ольга Ногтева) и танцевальный коллектив Smile (художественный руководитель - Надежда Кузьмина), неоднократно становившиеся лауреатами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

В 2006 году Николай Петрович Сенченков защитил докторскую диссертацию на тему «Педологические исследования ребенка в отечественном педагогическом наследии первой трети XX века», в 2008-м за плодотворную научно-методическую работу ему присвоено ученое звание профессора. Под руководством Н. П. Сенченкова защищено девять кандидатских диссертаций. Им опубликовано более 160 научных работ, в том числе четыре монографии.








Загрузка комментариев...
Читайте также
36 минут назад
Глава региона прокомментировал происходящее в Кардымовском р...
сегодня, 13:35
В преддверии национального Дня донора в России смоленские мо...
сегодня, 13:01
Более 3,5 тысячи активистов «Единой России», МГЕР и «Волонте...
сегодня, 12:16
Законопроект рассматривался на заседании комитета Смоленской...
Новости партнеров