Модные идеи смоленского дизайнера Елены Арайс

Общество

В отличие от фабричной штамповки, в связанных вручную вещах есть душевность. Они словно хранят тепло рук мастера. Елена Арайс вяжет с детства. Научилась у мамы подруги, которая ловко управлялась со спицами, накидывая петлю за петлей. С годами ручные изделия Елены становились все сложнее и интереснее. Когда фантазии много, а руки знают свою работу, проблем с изготовлением красивого предмета гардероба или интерьера не будет.

Математика и вязание

- Елена, вы увлечены вязанием с детства. Теперь хобби переросло в профессию?

- У нас в школе были уроки рукоделия, но они почему-то мне в душу не западали. А вот «мастер-классы» мамы моей подруги, которая учила меня, девочку-подростка, шить и вязать, запомнились навсегда. Тогда, в 15 лет, это стало моим увлечением. Но переводить его в разряд профессии я не думала. У меня был явно выраженный математический склад ума, и я поступила в энергоинститут, где получила специальность «Электроснабжение промышленных предприятий», после чего трудилась конструктором. Но чего-то мне не хватало… И я, вспомнив, что в школе хорошо рисовала, отправилась в художественную школу «Вечёрка» к Владимиру Коробову. Правда, с первого раза ее не закончила. Вышла замуж, родила ребенка… Только потом завершила начатое и пошла работать в Союз художников.

- Большинство женщин в то время шили из-за дефицита одежды…

- Я шила только для себя, семьи и друзей. Тогда, в 80-е годы, все так делали. Женщины занимались своим гардеробом сами. Кто-то на больничный на работе уйдет, приходит уже в новой кофточке. Может, причиной и был дефицит одежды. Это не сегодняшнее перепроизводство! К тому же были доступны натуральные ткани хорошего качества.

Бумажные костюмы

- Какими были первые вещи «от Елены Арайс»?

- В конце 90-х годов, не бросая работу в Союзе, я стала преподавать начертательную геометрию в колледже экономики и права. Оживить предмет решила следующим образом: мы со студентами начали клеить из бумаги всякие геометрические формы. Потом привлекли к этому делу художников. Те консультировали, как лучше их раскрасить. И вдруг меня осенило: все это можно надеть на человека! Так появилась коллекция бумажных костюмов из геометрических фигур. И это были не традиционные люди-сэндвичи, которых можно встретить на улицах раздающими листовки ресторанов быстрого питания. Модели в наших платьях и шапочках рекламировали театральные спектакли, кинофильмы, даже предприятия. Помню, одна девочка дефилировала в платье из газет «Рабочий путь»… Мы ей сделали каркас из ватмана, сверху наклеили газеты. Позже из этих нарядов появилась экспозиция для выставки дизайна в Москве. Мы получили достойную оценку профессионалов и… решили не продолжать. Идея-то реализована. Делать то же самое дальше стало неинтересно.

«Самый активный период в жизни женщины - с 45 до 50 лет»

- И вы начали создавать коллекции одежды...

- Я решила сделать коллекцию, связанную крючком. Но и тут во мне проснулся учитель геометрии. Появился «Лабиринт». Наряды создавались из полос, которые меняли свое направление, переплетались. Там были одни прямые линии, углы… Ничего округлого…

Коллекция удостоилась приза на ежегодном городском конкурсе в номинации «Авангард». После «Лабиринта» появились еще три коллекции в тандеме с моей бывшей студенткой Ольгой Сидоровой. Потом к нам присоединилась Елена Чекризова. Она делала аксессуары, пояса, сумки. Свои коллекции мы представляли в Москве, Брянске, Харькове. На национальном конкурсе дизайна получили серебряную «Викторию» в номинации «Дизайн одежды». Затем этим составом мы сделали еще коллекцию «Билет в Андорру». А потом у меня «родилась» коллекция ярких объемных вещей «Праздник города». В общем, это был самый активный период в моей жизни. Уверена, у женщины он как раз длится с 45 до 50 лет.

- Зачастую вязаные вещи очень эффектно смотрятся со сцены, но вот носить их каждый день проблематично…

- Мы много работали на широкой сетке, и вещи действительно не были созданы для бытовой носки. Зацепишь где-нибудь, все потянется и распустится… Но позже стали адаптировать их для носки.

Работа медитативного типа

- Какую технику вы используете в работе?

- Моя основная техника - это протяжка нитки по сетке, имитация тканого полотна. Работаю по кругу, так, чтобы не было швов или они были замаскированы. Люблю кружева, но мало их использую. Новые техники мне тоже интересны, например, тунисская. Зимой стараюсь их изучать - время свободное есть. Летом его не бывает – занимаюсь дачей. С растениями тоже приятно, не только с нитками… Там, кстати, накидки на печку, диваны, подушки, занавески, скатерти – все моего производства.

- У вас есть день, когда вы не вяжете?

- Сейчас, да. Хотя вязание снимает напряжение, успокаивает. Но, как я уже сказала, у меня имеется и другая работа медитативного типа: косьба травы... (улыбается).

- Сколько времени уходит на вязание одного платья?

- Если придумывать что-то новое, необычное, можно и месяц потратить. А если вещь уже наработанная и есть выкройка, то хватит и недели. Шапку делаю за два вечера.

- Вы не задумывались открыть свое дело?

- Нет. Как я уже сказала, активный период жизни закончился, энергичность уже не та. Пусть мое увлечение приносит только расходы, зато в каждое изделие я вкладываю частичку своей души на радость моим близким и друзьям.

А вы знали, что…

Первой вязаной вещью принято считать детский носочек, найденный в одной из гробниц Египта. Археологи установили, что носочку более 4 тысяч лет! Он напоминал современную рукавицу: большой палец на нем был вывязан отдельно, чтобы продевать его в ремешок сандалий, который отделял в древней обуви большой палец от всех остальных.

В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков возникли промышленные предприятия. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное. Но чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относится к вязанию крючком. Историки утверждают, что ручное вязание придумали мужчины. Женщинам пришлось побороться за спицы и крючок. Вплоть до XVIII века в Европе существовали гильдии вязальщиков, членами которых были только представители сильной половины человечества. В 1612 году пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы плели преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

Одно из модных направлений сегодня - вязаное граффити. Появилось оно случайно, в 2005 году, с легкой руки жительницы города Остин (США) Магды Сайег. Она просто украсила свой магазин одежды, связав чехол для дверной ручки. Эта небольшая деталь привлекла внимание покупателей. Клиентов стало больше, появились поклонники такого рода искусства, причем как в Америке, так и в Европе.

Участники движения уличного вязания и их почитатели считают вязаное граффити «способом украшения общественных мест». Обычно вязаные элементы помещаются на деревья, фонари, будки, поручни, стойки, пожарные насосы, дорожные знаки, памятники и даже на городской транспорт.


Автор: Ольга Градова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров