Сельский школьник стоит больше, чем студент «Бауманки»

Общество
Об оптимизации образования рассказывает первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке Николай Колпачков.
- Николай Николаевич, общественность всполошило известие о том, что меры по оптимизации образования прежде всего подразумевают сокращение сельских школ. Так ли это?
- В соответствии с Федеральным законом об образовании любое общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности, может быть закрыто только с согласия сельского схода всех жителей. Без этого решения никто эту школу закрыть не может.
У нас в области 553 школы, 70 процентов из них - сельские. Они малокомплектные - менее 100 человек. Но и это громко сказано, есть учебные заведения, где и 25 детей, и 8… Итак, в 70 процентах сельских школ обучается всего 30 процентов детей. Следовательно, в остальных  30 - 70 процентов детей. Получается дисбаланс. Процесс сокращения школ абсолютно естествен - нет детей, некого учить. Соответственно, при такой ситуации школа закрывается. Каждый год это происходит с 10–15 школами.
Мы говорим о том, что образование должно быть качественным. Как вы думаете, можно ли дать детям качественное образование в здании, которое не только требует ремонта, но и разваливается на глазах? Есть другая сторона медали: к сожалению, педагогический состав имеет тенденцию к старению. Не всегда на селе достаточно кадров - один преподаватель вынужден вести несколько предметов. В старшем звене не хватает лабораторного оборудования по химии, приборов по физике… В таких школах мы с трудом можем найти и специалиста по компьютерным технологиям. Часто бывает так - Интернет подключили, а работать с ним не можем…
Наша основная цель - дать детям качественное образование, создать некие базовые школы на разумном удалении, оснастить эти школы необходимым оборудованием. За время нацпроекта с 2006 года мы оборудовали более 200 кабинетов по химии, биологии и физике за счет средств федерального и областного бюджетов. Установлено более 100 интерактивных досок с мультимедийными проекторами. В идеале была бы такая школа, а при ней - хороший интернат. Чтобы ребенок был под присмотром, получал знания, посещал кружки и т.д. К сожалению, с интернатами у нас дела обстоят не очень хорошо. Они, конечно, есть, но в недостаточном количестве. Построить новый достаточно проблемно. Как вариант - такая же базовая школа с подвозом детей специальным школьным автобусом.
- Такой автобус есть в каждой школе?
- Порядка 40 автобусов у нас приобретено за счет федерального и областного бюджетов. Транспортное средство закреплено за базовой школой. Оно отвозит детей не только в школу, но и на внешкольные мероприятия, скажем, какие-то районные соревнования, на экскурсию в Смоленск… Конечно, это удовольствие дорогостоящее: нужен водитель, имеющий стаж такой работы не менее трех лет, техническое обслуживание, ГСМ… Но цель оправдывает средства.
- Наверняка не все родители приветствуют такие преобразования…
- Если школу планируют реорганизовать, то тех родителей, которые воспринимают это в штыки, сажают на школьный автобус, привозят в школу, водят по кабинетам, показывают, где ребенок будет учиться, где будет жить. Есть пара уникальных примеров, когда собирались реорганизовать школу из средней в основную и попались родители, у которых дети учатся и в основной школе, и в средней. Взрослые посмотрели на новые условия, вспомнили свои - и младших детей тоже перевели. В итоге ту школу, в которой они должны были оставаться, пришлось закрыть.
Есть и другой пример - Мурыгинская школа в Починковском районе. Она пошла по другому пути. Школа базовая, а вокруг себя объединила все основные школы. Приобрели специальную «ГАЗель», превратили ее в передвижную условную лабораторию. Надо провести урок информатики - в автомобиль загружают ноутбуки и выезжают в малокомплектную школу, на базе этой «ГАЗели» проводится урок. Надо провести практику по физике - пожалуйста, машина оборудуется физическими приборами и выезжает на место... Подарить приборы школа, конечно, не может, зато может помочь многим школам… Штук пять в неделю она по сетевому графику обкатывает.
- Это же здорово!
- Конечно. Задача не ликвидировать школу, задача - дать каждому ребенку качественное образование. Хотя мы и сейчас не жалуемся на наших выпускников. Результаты ЕГЭ говорят о том, что наши дети на общероссийском фоне весьма неплохо знают предметы. Наши показатели почти по всем предметам намного выше, чем среднероссийские. Получилось, что по всей России по русскому языку получили «двойки» 5,2 процента, а у нас только 3,2. По математике, правда, примерно одинаково - 6,9 процента против 6,8 процента. По обществознанию минимальный порог не преодолели
8 процентов российских школьников, а у нас - только 4 процента. Этим можно гордиться. По физике 147 россиян получили 100 баллов, шесть из них - смоляне. А ведь среди таких детей много сельских ребят. Те школы, которые работали в нацпроекте и зарабатывали свои миллионы, достаточно эффективно вложили эти деньги в процесс образования. Свой миллион получила и Мурыгинская школа, а все благодаря своему передвижному чудо-автомобилю, который помогает другим школам.
У нас есть требование - профильное обучение на старшей ступени. На сколько профилей можно разделить трех детей в 11-м классе? Когда же ребенок в группе, его уже можно специализировать. Есть и эмоциональная составляющая. Давайте представим ситуацию: один учитель - один ученик. И так 36 часов в неделю. И каждый день - домашнее задание. И каждый день - объяснение только для одного. Дети и учителя в этой ситуации устают. Индивидуальное обучение перестает быть во благо. А еще есть голод общения! Когда детей много - пусть даже 15 человек - можно проводить досуговую деятельность. А когда ребят двое, то любой ребенок устанет от воспитательных воздействий.
- Во сколько обходится сельский ребенок государству?
- У нас такой ребенок стоит больше, чем студент «Бауманки»: причины тому - отдаленность школы, содержание здания, выплата зарплаты... И чем меньше детей в школе, тем дороже ребенок. Если у нас городской школьник стоит по нормативу 5,5 тысячи, то там доходит до 40 - 45 тысяч в расчете на одного ребенка. А эффект этих затрат, извините за тавтологию, не всегда эффективен. Мы вкладываем деньги, а в результате ребенок не всегда получает то образование, которое должен. У него и способности могут быть, но нет того образовательного ресурса, который поможет ребенку их развивать. Ему нужна библиотека - ее нет, а с Интернетом он, допустим, обращаться не умеет.
- Сельский ребенок получается этаким феноменом российской глубинки.
- Такие дети действительно уникальны. У нас есть одна маленькая средняя школа в Краснинском районе, в Авадове. Так там несколько лет назад из
11 выпускников было семь медалистов. И они поступали в МГУ, Оксфорд и Кембридж… Я сначала сам не верил. А потом приехал - у ребенка действительно комфортные условия. Половина учителей - выпускники этой же школы. На перемене вся школа - и дети, и учителя - играют вместе в волейбол. Звонок прозвенел - они пошли назад, в классы. Школа живет единым коллективом. В этом смысле никакая городская школа с 1,5 тысячи учеников с ней тягаться не может.
Курс - на талантливую молодежь
- Мы продолжаем закупать оборудование, несмотря на то что Федерация прекратила это направление. Все это благодаря губернатору Смоленской области Сергею Владимировичу Антуфьеву, он очень трепетно относится к проблемам образования. И как только стало понятно, что нацпроект будет финансироваться лишь на региональном уровне, было сказано однозначное «да». Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, Интернет, оборудование и школьные автобусы не перестают оплачиваться из областного бюджета. Администрация Смоленской области продолжает делать все, чтобы и сельский выпускник был реально конкурентоспособен. Поставлена задача сделать все возможное, чтобы такой ребенок не только поступил в вуз, но и вернулся к нам работать.
Недавно у нас состоялся очередной оргкомитет, на базе выездного лагеря «Смола», по поводу проведения Года молодежи. И наше решение было следующим - проработать к осени специальную программу поддержки талантливой молодежи.
- Ремонт школы осуществляется за чей счет?
- За счет средств местного бюджета. Плюс расходы на учебный процесс - мел, карты, учебники, зарплаты, содержание здания…
- А если школа находится в здании - памятнике федерального значения? Например, как школа в Сыр-Липках Смоленского района, в Тюшине Кардымовского района…
- Тогда внешняя сторона здания может ремонтироваться при помощи федерального бюджета.
- И все же, Николай Николаевич, уже известно, какие школы в этом году не откроют свои двери?
- Пока неизвестно. В прошлом году закрылось 13 школ. Сейчас в области демографический подъем, но проблема в том, что эти дети пойдут в школу только через несколько лет. Хотя…  В этом году первоклассников в области будет на 100 человек больше, чем в прошлом.







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 14:44

Инцидент произошел сегодня, 19 апреля, на улице 25 Сентября....

сегодня, 15:18
Новости партнеров