Тридцатилетняя вахта памяти Александры Рюминой

Общество

14 июля исполняется 95 лет ветерану Великой Отечественной войны, кавалеру ордена Ленина, многолетнему председателю Совета ветеранов 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Александре Ивановне Рюминой. Последние десятилетия она теснейшим образом связана со Смоленской областью, с городом воинской славы Ельней.
Александра Ивановна родилась 14 июля 1914 года в селе Синицыно Зарайского уезда Рязанской губернии в многодетной крестьянской семье.
Когда чуть подросла, поехала в Москву, а в сентябре 1931 года судьба привела её на «Трёхгорку», где она затем и трудилась прядильщицей.
Время было тревожное. Становилось ясно, что дело идёт к большой войне, и практически всё население оказалось вовлечено в военную подготовку. Большинство девушек занималось в кружках сандружинниц, в одном из них получила военную специальность и Шура Рюмина.
Когда война началась, она одной из первых вместе с подругами записалась в ополченцы, стала санинструктором 8-й роты 3-го батальона 23-го стрелкового полка 8-й дивизии народного ополчения Краснопресненского района Москвы. И 8 июля в составе дивизии пешим ходом отправилась на запад, навстречу фашистам.
Поначалу ополченческие дивизии рассматривались как вспомогательные формирования, 8-я дивизия строила Можайский оборонительный рубеж и одновременно обучалась военному делу. Однако обстановка на фронте была исключительно тяжёлой, и в сентябре 1941 года московские дивизии народного ополчения преобразовали в кад-ровые воинские соединения. 20 сентября дивизию перебросили под Дорогобуж, включив в состав 32-й армии Резервного фронта. А 2 октября, совершив 80-километровый переход, дивизия заняла позиции в районе села Уварово под Ельней. Трое суток на 18-километровой полосе обороны отражались атаки гудериановских танков. Было задержано наступление на Москву.
«Трудно было выжить, - продолжает А.И.Рюмина, - в том бою на полях и в перелесках у села Уварово. За первые сутки мы сдали в медсанбат 1200 человек. Когда слышу слово «фронт», я вспоминаю грохот. Еще издалека гремит так, что земля дрожит. И дрожит сердце, когда вспоминаю свой первый бой. Недалеко от меня разорвалась мина! Да так близко, что все во мне содрогнулось. Лежу за валуном и плачу: «Милая мамочка! Почему я тебя не послушалась, сама пошла на смерть...» Только запричитала, как услышала: «Помогите, помогите... Да пристрелите, что ли!»  И тут вся робость исчезла, бросилась к раненому...»
Дивизия, потеряв из 8 тысяч ополченцев только убитыми три четверти личного состава, оказалась в окружении. А.И.Рюминой удалось с группой ополченцев прорваться через кольцо к своим.
Она добралась до Москвы. Пришла в военкомат. 21 октября 1941 г. её направили на пополнение в 108-ю стрелковую дивизию в Красную Пахру. До марта 1942 г. в ее составе Александра и воевала под Москвой на Истринском направлении. Вынесла с поля боя 35 красноармейцев. О ней написал в своих воспоминаниях командир дивизии полковник И.И.Беричев.
Одного раненого Александра запомнила на всю жизнь. Это, как потом выяснилось, был подполковник, командир батальона из соседней белобородовской дивизии. Тащить его с передовой пришлось несколько километров до второй линии обороны. Он был грузным, под сто килограммов, а у Шуры вес - чуть больше сорока. Сил, чтобы тащить по снегу раненого на плащ-палатке, не хватало. Захватила угол зубами и всё же сдала в медсанбат. Вот только передние зубы до самого конца войны не давали ей покоя.
В одном из боёв Александру тяжело контузило и ранило. После госпиталя в мае 1942 г. ее назначили в 49-й пап (пушечный артиллерийский полк), в 1-й дивизион, 3-ю батарею на Западном фронте.
В феврале 1943 года санинструктор А.И.Рюмина получила первую боевую награду - медаль «За боевые заслуги».
Пришлось ей ещё и четыре месяца быть командиром орудия, 122-миллиметровой пушки. Дело было так: выбыл из строя по ранению командир одного из орудий батареи. Кем заменить? Людей мало. Поставить наводчика или заряжающего?
А вместо них санинструктора? Так она с панорамой незнакома, да и снаряд поднять не в силах. Вот и стала она командиром орудия, пока не пришло пополнение. Своим тоненьким голоском подавала команду «Огонь!».
Через 1 год и 2 месяца после первого ранения получила второе.
В декабре 1943 года после излечения она попала в 83-й гап (гаубичный артиллерийский полк) 3-го Белорусского фронта, снова была санинструктором. В составе этого полка и закончила войну в Восточной Пруссии. 15 июля 1945 года была демобилизована.
После демобилизации, когда осталось позади постоянное напряжение фронтовой жизни, нервная система дала слабину, сказались последствия ранений и контузии - отказали ноги.
И только благодаря усилиям сельского фельдшера в родных местах Александре Ивановне всё же удалось вылечиться.
Как только позволило здоровье, в начале сентября 1945 года вернулась в Москву на «Трёхгорку»...
Однажды случайно она узнала, что с 1965 года существует Совет ветеранов 8-й стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района города Москвы, и, конечно, поспешила встретиться со своими однополчанами. По рекомендации Краснопресненского райкома партии в 1979 году избрана секретарём президиума Совета и выполняла эти обязанности 10 лет. За это время были разысканы очень многие ополченцы, и список вырос с 96 до 224 ветеранов.
В 1989 году А.И.Рюмина избрана председателем Совета ветеранов дивизии и активно участвует в работе с ветеранами дивизии и их родственниками до сегодняшнего дня.
В 1985 году Совет решил, что необходимо соорудить мемориал дивизии там, где она приняла свой первый и последний бой - под Ельней на смоленской земле. Это потребовало исключительно большой работы. Помогали комсомольцы, районные власти и многие, многие патриоты. Проект был выполнен ополченцем Г.В.Куриловым, место у села Уварово определили ополченцы-геологи. Сами, в том числе и А.И.Рюмина, ездили за цементом в Воскресенск, к литейщикам в Тулу, на камнеобрабатывающий комбинат в Долгопрудный и т.д. Средства на памятник собирали как встарь, по подписке.
В дни 50-летия трагических событий проведена церемония захоронения найденных останков 21 ополченца возле ещё недостроенного мемориала. А спустя два года состоялось торжественное открытие памятника краснопресненским добровольцам. На митинге выступила председатель Совета ветеранов дивизии А.И.Рюмина.
После выхода на пенсию в 1968 году Александра Ивановна полностью отдалась работе в ветеранской организации.
Были организованы регулярные выезды на места боёв. Состоялись встречи с местными жителями. Ветераны включились в акцию «Вахта памяти». Каждый год, а то и по два-три раза, проводятся выезды в Ельню с участием не только ополченцев и их родственников, но и представителей молодого поколения.
В последнее время Александра Ивановна была озабочена тем, что остаётся безымянной могила командира 8-й Краснопресненской дивизии комбрига Даниила Прокофьевича Скрипникова, полного Георгиевского кавалера, близкого друга маршала Г.К.Жукова. Она мобилизовала своих молодых помощников, и недавно надгробная плита установлена на месте захоронения возле церкви села Уварово под Ельней. Денежные средства были собраны родственниками комбрига, ополченцами и другими людьми, которым дорога священная память о героях.
Один из героев Андрея Платонова говорит: «А без меня народ неполный». Думается, что наш народ зиждется именно на таких патриотах и тех, кто все силы без остатка отдает людям и Родине как в лихую годину, так и в мирные дни.
Пожелаем в день 95-летия Александре Ивановне сохранять бодрость духа, здоровье и ещё долгих лет жизни во славу Отчизны!









Загрузка комментариев...
Читайте также
32 минуты назад
Анастасия Корнеева из города Рославля рассказала свою истори...
сегодня, 19:16
Смоленская областная Дума по просьбе жителей населенных пунк...
сегодня, 18:41
Они утверждены Смоленской областной Думой 24 апреля. Обследо...
сегодня, 17:18
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjceC5M3

Tele2 удвоил список...
Новости партнеров