Особенности академического обмена

Общество
Продолжение приключений смоленских учителей в Хагене, и некоторые подмеченные там педагогические хитрости.

Система образования в Германии совершенно не похожа на то, к чему мы привыкли в России. При первом взгляде она вызывает много вопросов и даже критики. Однако, поразмыслив, понимаешь, что во всем этом есть нерушимая немецкая логика.

Лучше меньше, да лучше

В профессиональном колледже имени Куно в Хагене, похожем на наше ПТУ, в класс к ребятам лет 17 - 18 входит учитель в черной футболке с надписью Hard Rock Cafe, джинсах, с рюкзаком за плечами и серьгами в обоих ушах. Он громко приветствует всех, садится на стол и начинает общаться с классом. Обсуждают итоги контрольной работы, которую все писали перед каникулами. Оценки не самые блестящие: очень много «пятерок», а в Германии как известно шкала отметок выстроена от 1 до 6, где 1 - «отлично». Большинство ребят нескрываемо радуются даже «четверочке». При этом нельзя сказать, что кто-то расстраивается из-за своих «пятерок» и «шестерок». Атмосфера в классе сохраняется довольно бодрая и дружелюбная. Учитель заявляет новую тему: строительство стен.

По привычке ожидаешь монолога на полурока, прерываемого борьбой за дисциплину. Вместо этого аудитории предлагается сконцентрироваться и изобразить в виде ассоциативной карты, что они думают о строительстве стен. Начинается фаза подготовки, все общаются, делятся мнениями, некоторые листают учебник в поисках подсказки, другие - жуют бутерброды, что во время урока не возбраняется. Постепенно ученики начинают предлагать свои идеи, очень нескладно и обрывочно, но учитель старается натолкнуть их на правильную мысль, и в итоге, когда необходимый ответ сформирован, он записывает его на доску (кстати, доски в Германии очень интересной конструкции, они состоят из двух частей, перемещающихся вверх-вниз относительно друг друга). Схема постепенно растет и ширится, на ней отражаются способы строительства стен, материалы, инструменты, примеры интересных сооружений. В целом, глядя на эту картинку, у учеников складывается достаточно полное представление о процессе строительства стен, изложенное максимально просто и схематично. И тут мы замечаем, что прошло уже полтора часа, урок подходит к концу. Поначалу нашему «возмущению» нет предела.

«За это время у нас на уроке любой преподаватель «прогнал» бы огромное количество материала, - говорят Анна Миронюк и Ольга Исаханова, учителя из Смоленска. - Для нас это очень непривычно, с другой стороны, может быть, именно так у детей в голове останутся самые важные вещи».

Переходим на следующий урок, как заявлено - немецкого языка. Учительница раздает ребятам отрывки из произведения, а также их анализ на отдельном листочке. Абзацы в анализе переставлены местами. Это было домашнее задание, но, так как дело было аккурат после каникул, никто, конечно, ничего не сделал. Задача на урок – прочитать текст, правильно структурировать анализ и добавить к нему свои мысли.

После долгой и усердной подготовки начинается обсуждение текста, все делятся тем, что они поняли, предлагают свои мысли по поводу, почему так, а не иначе поступил литературный персонаж, что о нем говорят его поступки. Единственное, чего не касаются, так это средств художественной выразительности текста. На это снова уходит полтора часа.

После занятий встречаемся с остальной частью группы и обсуждаем, на каких уроках были они, что видели. Некоторые ходили наблюдать за подготовкой зубных техников, другие - механиков-водителей. Интересно, но в Германии несколько лет тратят на учебу по тем специальностям, которые являются чем-то само собой разумеющимся или вовсе ненужным. Например, в этом заведении можно выучиться на дальнобойщика или трубочиста. И это займет у вас три года.

Первый насыщенный день в немецких школах наполняет голову самыми разными мыслями, которыми хочется поделиться со своими гастгеберами Лукасом и Валентиной. Они с интересом наблюдают за моей реакцией. Когда я рассказываю им, как сейчас проходит школьное обучение в России, они вспоминают, что когда-то так было и в Германии, но система очень сильно изменилась.

«У современной русской системы образования есть свои преимущества, она помогает лучше готовиться к экзаменам, тогда как немецким детям приходится это делать в основном самостоятельно, - говорит референдар Лукас Зайферт. - С другой стороны, у нас во главу угла ставится формирование собственного мнения ребенка о той или иной проблеме. Причем помочь сформировать это мнение учитель должен достаточно творчески, используя многочисленные наглядные пособия».

«Шуле» школе рознь

И вот тут стоит рассказать о том, как примерно выглядит система школ в Германии. Сначала дети идут в так называемую «грундшуле» - начальную школу, условно говоря - наши 1 - 4-е классы. Это всегда отдельное здание, где находятся и обучаются только дети данной возрастной группы. Далее сдаются экзамены, которые определяют подготовленность к среднему звену. И вот тут начинается дифференциация. Можно пойти в «хауптшуле» - основную школу, которая предусматривает, что потом ты, вероятно, отправишься в колледж и будешь обучаться какой-то конкретной специальности.

«Гезамтшуле» - единая школа - предложит вам нечто похожее на наш образовательный процесс, но для тех, кто не набрал достаточно много баллов после экзаменов, чтобы пойти, скажем, в гимназию.

«Реальшуле» - реальная школа – в большей степени «заточена» на практический и технический уклон.

«Беруфсшуле», или профучилище, - тоже часть среднего звена школы, там вчерашних школьников сразу начинают готовить к выбранной профессии.

Кстати, в последних двух типах школ предполагается много профессиональной практики в компаниях и на предприятиях. За нее платят деньги, не полную зарплату, конечно, но все же. Самая высшая ступень – это гимназия, туда попадают те, кто сдал экзамены в начальной школе лучше всего, она отличается высокой долей теории в процессе обучения.

«Гезамтшуле» и гимназия предполагают поступление после них в высшее учебное заведение: университет, если мы говорим о гуманитарной направленности, или «фаххохшуле» (что-то вроде технического института). Конечно, когда в столь юном возрасте приходится делать выбор и сразу определяться с профессией, очень просто ошибиться и уже на первом году обучения понять: это «не твое». Никаких проблем! Предусмотрен процесс перехода из одной школы в другую, правда, в любом случае ты потеряешь год.

Высшее звено - 10 - 13-е классы, это по большому счету прерогатива гимназии и «гезамтшуле». В немецких школах учатся 12 или 13 лет (под конец обучения ученикам может стукнуть и 20, и 21 год). В первые моменты такая система может вызвать недоумение, но если разобраться, то ее логика вполне очевидна. Немцы – люди практичные, сделали все возможное, чтобы, с одной стороны, максимально занять своих чад, а с другой - предельно дифференцировали все возможные пути образования. И что важно, здесь за «вышкой» никто не гонится, зачем тратить полжизни, если хорошие деньги можно начать зарабатывать гораздо быстрее.

Главное - на выходе из школы получить востребованного специалиста, который будет обладать конкретным набором знаний и умений. Из-за парты никто вас не выпустит до исполнения 18 лет, таков закон.

Гимназисты румяные...

На следующий день у нас в расписании стояли гимназия имени Фихте или школа имени Рикарды Хух (по профилю тоже гимназия). Эти два учебных заведения произвели отличное впечатление и во многом напомнили наши школы. Единственный минус (или плюс, это кому как) состоит в том, что детей не обязывают пользоваться гардеробом, то есть всю свою одежду и прочие пожитки все носят из класса в класс. Классы на перемене чаще всего закрывают на ключ.

В Фихте я попал на урок рисования, правда, больше похожий на наше черчение, только попроще. На белом листе бумаги нужно было изобразить несколько фигур: куб, конус, шар и другие. Интересно, что детям не воспрещается ходить и помогать друг другу или просто включить в телефоне радио и спокойно рисовать. Классы в Германии сейчас достаточно большие, зачастую по 30 человек, при этом учитель старается максимально уделить внимание каждому.

В школе имени Рикарды Хух мы попали на урок под названием Politik, на поверку оказавшийся чем-то вроде нашего обществознания. Его вела одна из наших гастгеберов фрау Мелек Кескин, турчанка, родившаяся в Германии. И на этом уроке снова во главу угла ставится человеческая личность. Ребята обсуждают осознание человеком себя как индивида. Интересно, как оценивать такие занятия?

«Оценки как таковые мы ставим в большей степени после контрольных работ, а после каждого урока отмечаем, насколько каждый из ребят проявлял активность. Все это в будущем идет им в зачет, - говорит фрау Кескин. - Кстати, если гимназисты получают плохую оценку, то могут взять себе дополнительное задание и исправить ее».

Кстати говоря, Рикарда Хух - одна из тех школ Хагена, которая активно сотрудничает со Смоленском, ее делегации стараются ежегодно приезжать к нам в гости. С нашей стороны самыми активными участниками педагогического обмена стали 11-я, 34-я школы и гимназия имени Пржевальского.

Национальный вопрос

Сегодня типичный класс в Германии наполовину состоит из детей выходцев из Турции, Сирии, других арабских стран, Индии, Африки. Это главный вызов для всей системы образования. В большинстве случаев мигранты не говорят по-немецки, а их дети не умеют читать и писать.

Немецкие учителя воспринимают сложившуюся ситуацию довольно стоически, раз канцлер сказала открывать границы и образовывать мигрантов, значит, будем стараться делать это как можно лучше. В большей степени это проявляется в начальных классах.

В одной из младших школ, которые нам удалось посетить, солидную часть учеников составляют дети мигрантов. И проблема даже не в том, сложнее или проще они воспринимают программу, а в том, что, приехав в страну, они не ассимилируются с местным населением, а скорее привносят свою культуру в новую среду.

К тому же большинство мигрантов на первых порах очень бедные, часто их дети не могут ходить в школу, потому что у них попросту нет одежды или денег на школьные принадлежности.

Настоящий педагог чувствует личную ответственность за детей в любой стране, где бы он ни находился, поэтому в таких случаях немецкие учителя просто сами покупают все необходимое для этих детей.

О проблемах современной Германии в целом и Хагена в частности зашел разговор и на встрече с первым заместителем бургомистра города др-м Хансом-Дитером Фишером, которая была организована специально для смоленской группы.

Как выяснилось, проблема мигрантов сегодня - самая острая в Германии, и Хаген здесь не исключение. В небольшом городке примерно 4 тысячи человек, которых надо обогреть, прокормить, образовать. Причем далеко не все из них бегут от войны, многие под видом беженцев просто переселяются из менее благополучных соседних стран. И чем ближе к зиме, тем больше со всем этим сложностей. Сейчас администрации всех уровней в Германии тратят на них огромные деньги, но пока нельзя спрогнозировать, как ситуация будет развиваться в будущем.

«Все это очень непросто, но мы справимся», - говорят немцы.

Математика и русский

В один из дней практики мы отправились в соседний городок Эннепеталь, где посетили местную гимназию. Для города с населением 30 тысяч человек это просто огромное (1,2 тысячи учеников) и отлично оснащенное учебное заведение. Здесь нам довелось побывать на уроках русского языка в 12-м(!) классе и математики. Никто из нас раньше не видел, как преподают наш язык за рубежом, поэтому посмотреть и принять участие в процессе было очень увлекательно.

Всех разбили на группы, и школьники должны были узнать у нас, кто мы и чем занимаемся, а потом рассказать обо всем этом по-русски. С заданием все справились с разной степенью успешности, но дело было сделано. А мы были просто в восхищении, ведь так приятно, когда иностранцы, пусть и путано, пытаются говорить с тобой на твоем родном языке. Отсюда вывод: учите иностранные языки и никогда не бойтесь говорить, пресловутый языковой барьер – это просто уловка мозга или запавшая глубоко в подсознание страшилка из школы о том, что никогда нельзя ошибаться. На самом деле, как бы вы ни сказали, вас в любом случае только поддержат.

Вторым уроком в этой школе была математика. Линейные уравнения - как вспомнишь, так вздрогнешь. Увы, по современным немецким стандартам (это не поддерживают учителя старой закалки) их нужно решать с помощью калькулятора. Калькулятор выдается каждому ученику в школе. Но вы бы видели эти машины - это настоящие компьютеры покруче ipad’а. В них запрятано столько функций для решения всех типов математических задач, что остается только выучить, как правильно «вбить» в систему заданные параметры.

Визит на завод

После этого мы посетили небольшой местный заводик по производству опалубочных систем, траншейных крепежей, геотехники и литейных изделий. Предприятие семейного типа, работают на нем всего 160 человек, но когда смотришь на карту зарубежных представительств и стран, куда поставляется их продукция, просто диву даешься - практически весь мир. Нас провели по цехам, показали готовый товар, в большей степени металлические балки и аналогичные конструкции, которые используют для креплений стенок оврагов, траншей, котлованов. По немецким меркам, если строители роют траншею глубиной больше 1 м 20 см, ее стенки обязательно нужно укрепить, иначе -огромный штраф, не дай бог кого засыплет. Вот скажите, вы в Смоленске такое хоть раз видели?

Я не мог не поинтересоваться по поводу брака, который бывает на производстве. Инженеры сначала не поняли вопроса, а потом, правда, сказали, что на такие случаи закладывается 1%, но фактически его нет. Если машина случайно неправильно скрепит какие-то металлические конструкции, то их просто разбирают и сваривают вручную.

Кстати, экскурсию по предприятию проводила смолянка Ксения, уже почти 20 лет назад эмигрировавшая в Германию.

Старые мысли о главном

За неделю в Хагене и его окрестностях произошло много всего интересного, но самое главное, эта поездка оставила огромное количество разнообразных впечатлений. Легко задаться вопросом: где же лучше учиться - в Германии или у нас? Отвечать на него однозначно, наверное, было бы неправильно.

С одной стороны, продолжительность уроков, начиная со среднего звена, выше (70 – 90 минут), но материала проходят значительно меньше. С другой - у них в каждой школе налажена система дополнительной подготовки отстающих. К примеру, английский язык учат как у нас, так и у них, но на выходе в Германии на нем все более или менее изъясняются, им не требуются репетиторы, частные школы и прочие мытарства.

А еще в школах почти не пользуются учебниками, учителя приносят все на распечатках, но ведь книга - лучший друг и товарищ, если только не рисовать на ее страницах каляки-маляки. Как верно подметила одна моя знакомая, в Германии готовят рабочий класс, а у нас - интеллигенцию.

Чего нам не хватает, так это немецкой свободы образовательного процесса и ориентации на личность, которые порождают большую открытость и инициативность учеников. Учитель - это друг и товарищ, а только потом уже надсмотрщик.

В итоге мы с коллегами подумали, что, вероятно, если объединить русскую и немецкую образовательные системы, нашу высокую дисциплину и теоретичность знания с немецкой свободой мышления и самовыражения, развивающего человека как личность, а не просто члена общества, то получилась бы вполне интересная практика.

В немецком есть такой термин: Vorbild – образец для подражания. В педагогическом процессе он полностью применим к школьным учителям, которые должны быть совершенно открыты и при этом являть собой пример человека, хорошего во всех отношениях. В конце концов, плохого эти дети еще успеют насмотреться в жизни.

P. S. Побратимские связи Смоленска и Хагена – отличный способ познакомиться с прекрасными людьми и еще раз осознать, что все мы - русские, немцы, китайцы - в чем-то очень друг на друга похожи. И еще это отличная возможность одним глазом взглянуть на прекрасный город Кёльн, куда по традиции возят на экскурсию всех смолян. Высокий полет готической и романской архитектуры на берегах величавого Рейна – знаменитейший собор, который ежегодно посещают около семи миллионов человек. Потрясающие музеи, о-де-колон, вода из Кельна и щедро сдобренная вкуснейшим немецким шоколадом жизнь. Очарование поражает сердце практически мгновенно, но это уже совсем другая история.


Автор: Михаил Ефимкин







Загрузка комментариев...
Читайте также
7 минут назад

Еженедельно по четвергам директор филиала ПАО «Россети...

16 минут назад
Федеральное издание «Коммерсантъ» рассказало о достижениях В...
39 минут назад

Инцидент случился сегодня, 19 марта, на 320-м километре ...

сегодня, 09:45

Организация не спешила расставаться с деньгами. Восстановить...

Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 101