Смоленскому авиационному заводу - 90 лет

Общество

С 1926 года Смоленский авиационный завод стал неотъемлемой частью истории нашей страны. Это одно из первых и самых крупных предприятий оборонного комплекса тогда еще только образовавшегося СССР. Он создавался во времена, когда в воздухе постоянно витало предчувствие большой войны.

Молодому государству нужны были надежные крылья. В летчиках недостатка не было, молодежь с воодушевлением записывалась в ОСОВИАХИМ, парни и девушки по вечерам, после работы, осваивали основы летного дела, выполняли парашютные прыжки. Но самолетов даже для первоначального обучения катастрофически не хватало. А еще крылатые машины нужны были армии, полярникам, геологам… Тогда и было принято решение об организации в Смоленске крупного промышленного предприятия по созданию летательных аппаратов и ремонту авиационной техники. Про то, как начиналась трудовая биография коллектива нынешнего АО «СмАЗ», и о сегодняшнем дне значимого для всей современной России завода рассказывает его генеральный директор Сергей Никольский.

Все выше, выше и выше

- Сергей Григорьевич, что в 1926 году было на месте авиазавода?

- Небольшие полукустарные мастерские по ремонту трофейных самолетов и двигателей к ним. И вот 8 ноября 1926 года состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода №3, предшественника нынешнего предприятия. Располагался он в тех же границах, что и сегодня. Уже в первый год работы на заводе было отремонтировано 32 самолета и 15 двигателей. В дальнейшем здесь изготавливались бомбодержатели, пулеметные ящики, мешки для гильз… Сохранился отчет за 1933 год, в котором говорится, что по сравнению с предыдущим годом завод на 53,7 процента увеличил выпуск самолетов и на 90 процентов нарастил изготовление моторов.

- В то время завод занимался только ремонтом авиатехники?

- Сначала - да, а когда в 1934 году сюда перевели Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением стало создание самолетов для стратосферных и сверхдальних полетов. Мы тогда соревновались в достижениях не только с Америкой, но и со всем миром, так что каждый вновь построенный самолет становился достойным вкладом в международный престиж страны.

Например, в тридцатые годы ХХ века в Смоленске разрабатывались и строились первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет «летающее крыло» БОК-5 и экспериментальный высотный БОК-7. Потом был рекордный БОК-15 для кругосветных перелетов. Делали даже гондолы для стратостатов СССР-2 и СССР-3, поднимавшихся на высоту более 24 тысяч метров.

Из самых знаменательных событий 30-х годов можно назвать изготовление смолянами двух самолетов для полетов в Арктике. О масштабах роста производства говорит тот факт, что к концу 1940 года на Смоленском авиационном трудились уже более шести тысяч человек, и это было крупнейшее авиационное предприятие в стране.

- Правда ли, что в 1941 году первые бомбы фашисты сбросили на территорию авиазавода?

- Вполне возможно, ведь при бомбардировках в первую очередь уничтожаются стратегически важные объекты противника. А завод, на котором выпускалась и ремонтировалась летающая техника, как раз таковым и являлся. Поэтому в ночь на 26 июня поступил приказ эвакуировать предприятие. Но более примечательно, что в течение двух недель, перед самым подходом к городу войск рейха, все оборудование до последнего винтика было демонтировано и вывезено в глубь страны. И уже в начале июля в Куйбышеве началась сборка боевых самолетов. Так что знаменитые штурмовики Ил-2 или, как их называли, «летающие танки», «черная смерть», поставляли фронту в том числе и смоляне.

- Когда завод вернулся в Смоленск?

- В 1944 году, после исторического Постановления Государственного комитета обороны (ГКО) от 3 февраля. Прошло немногим больше месяца, и 10 марта вступает в силу приказ № 181 по Наркомату авиационной промышленности СССР. В документе предписывалось восстановить на той же базе довоенный самолетостроительный завод теперь уже № 35 и в первую очередь выделить ему оборудование, средства и кадры. Примерно в то же время в Смоленск прибыла и первая группа строителей.

Конечно, от бывших цехов остались одни руины, все надо было отстраивать заново. В первую очередь приспособили помещение для ремонта прибывавших с фронтов, сильно пострадавших в боях самолетов. Единственный токарный станок, даже на то время уже устаревшей конструкции, поставили в здании заводоуправления, а кабинет и квартира самого директора располагались в чудом уцелевшей трансформаторной будке.

И вот, представьте себе, в таких условиях, без какой-либо механизации, люди восстанавливали, по тем масштабам, промышленный гигант. Несмотря ни на что, они верили, что все получится. И получилось! Постепенно выросли новые цеха, склады, появились электролинии, водопровод. Но даже без этого всего, практически под открытым небом, здесь сумели за неполный год вернуть в строй 42 самолета.

- Сергей Григорьевич, какие годы в развитии предприятия были самыми продуктивными?

- Трудно ответить на этот вопрос. И в предвоенные годы коллектив наращивал объемы выпуска продукции, и в военные на месте не стоял, продолжал развиваться и после победы. В 1950 - 60-е численность работающих постоянно росла, прибавлялся ассортимент. Например, в 70-х созданы два прекрасных среднемагистральных лайнера Як-40 и Як-42, получивших очень высокую оценку у летчиков. В более поздние годы начался выпуск легкомоторного самолета Як-18Т с двумя штурвалами для аэроклубов ДОСААФ. Машины довольно многофункциональные: медицинские, почтовые и даже учебные. Участвовали смоляне в разработке и изготовлении космического челнока «Буран».

Поэтому все этапы развития были по-своему продуктивны и успешны. К тому же, начиная с 1954 года, в Смоленске начали делать беспилотные самолеты - снаряды класса «земля - земля» главного конструктора В.Н. Челомея. А год спустя наладились тесные партнерские связи с филиалом ОКБ А.И. Микояна - Государственным машиностроительным конструкторским бюро «Радуга», что также дало хороший стимул к развитию производства.

Высококлассные специалисты востребованы всегда

- Сергей Григорьевич, ни для кого не секрет, что сегодня на региональном рынке труда обстановка очень напряженная. Многие люди, потеряв работу, хотели бы устроиться на «СмАЗ». Это реально?

- Вполне, мы с удовольствием принимаем на работу и специалистов с авиационным образованием, и людей, в совершенстве владеющих рабочими профессиями: токарей, фрезеровщиков, слесарей… Авиационная техника очень сложна. Погрешности при изготовлении каких-либо деталей могут не превышать нескольких микронов. К тому же токарю или фрезеровщику, как правило, довольно часто приходится осваивать новые изделия. Поэтому мы постоянно совершенствуем оборудование в цехах, и работникам нужно соответствовать предъявляемым требованиям.

Как правило, из десяти вновь пришедших к нам на работу через пару месяцев остаются два-три. Это обучаемые люди, с ними ведется определенная работа, они постоянно повышают свой профессиональный уровень. Есть даже специалисты, которым доверяем делать не просто редкие, а уникальные изделия.

Постоянно занимаемся подготовкой кадров в тесном сотрудничестве с Академией профессионального образования. Ее директор, Ирина Петровна Татаринова, с большой заинтересованностью отнеслась к такому деловому партнерству. Совместными усилиями на базе предприятия создан учебный центр, оснащенный современным оборудованием, задействованным в нашем технологическом цикле. Парни приходят, учатся на нем работать, получают необходимые навыки, а главное – осознают те перспективы, которые открывает для них работа на нашем заводе.

- Какова средняя зарплата по предприятию?

- Порядка 40 тысяч рублей, выплачивается регулярно. Соцпакет у нас стандартный, работа стабильная. Сейчас предприятие находится в стадии наращивания объемов производства, поэтому трудимся полную рабочую неделю.

На заводе действует мощная профсоюзная организация, ежегодно заключаются коллективные договоры, где полностью прописаны все права и обязанности сторон.

Сегодняшний авиационный завод - экономически устойчивое предприятие, имеющее замкнутый цикл производства. Мы вполне способны обеспечить надежными машинами авиаперевозчиков на местных и среднемагистральных маршрутах.

- Как пережили 90-е годы прошлого века, когда шел тотальный развал предприятий, не было заказов, высококвалифицированные специалисты уходили на отхожие заработки?

- Ситуация на всех предприятиях ВПК развивалась по одной схеме: недостаток заказов, массовые сокращения персонала, долги по зарплате, полубедственное существование или банкротство. В не столь далекие времена на заводе работало более 12 тысяч человек. А на 1 января 2012 года, когда я вступил в должность директора, явочная численность составляла 1450 работников. Тогда сохранились только те предприятия военно-промышленного комплекса, которые хоть как-то работали на экспорт. «СмАЗ» тоже выпускал востребованную за рубежом спецпродукцию, что в значительной степени помогло ему выжить.

Сейчас мы все же сохраняем свой авиастроительный профиль, надеемся, что малая авиация в стране будет развиваться и ей обязательно понадобятся надежные машины. При наличии конструкторской документации мы можем быстро запустить сборку любых востребованных заказчиками моделей. По качеству и надежности эта техника будет нисколько не хуже импортных образцов.

- Какие изделия завода можно назвать наиболее значимыми, своеобразным пропуском в историю российской авиации?

- Коллектив участвовал в изготовлении элементов космического челнока «Буран», уникальной разработкой является созданный к 1988 году самолет М-55 «Геофизика», который мог решать как задачи укрепления обороноспособности страны, так и внести весомую лепту в изучение геофизики Земли и верхних слоев атмосферы.

В будущее смотрим уверенно

- Насколько сильно экономический кризис, о котором говорят со всех экранов, коснулся коллектива АО «СмАЗ»?

- В 2015 году завод выпустил продукции на 9,5 млрд. рублей. Нынче ожидаем примерно такого же результата. О портфеле заказов могу сказать только то, что он уже полон. Предстоит освоение двух новых изделий, предполагается стопроцентная загрузка всего коллектива и оборудования.

Уверенности придает тот факт, что в июле текущего года Минобороны приняло решение о выпуске в Смоленске учебно-тренировочного самолета СР-10. Это разработка КБ «Современные авиационные технологии». Ее примут на вооружение Военно-воздушные силы страны для базовой подготовки летчиков к полетам на реактивных машинах. Эти самолеты востребованы не только военными, но и спортсменами, пилотами-любителями. Потребность в СР-10 огромна - сотни машин. А в целом у нас есть твердые оплачиваемые контракты с Министерством обороны (в рамках госзаказа) на ближайшие 5-6 лет.

- Планируете привлекать в Смоленск специалистов с авиационным образованием?

- Безусловно, будем приглашать на работу выпускников лучших авиавузов страны. Для этого со следующего года запускаем программу обеспечения их жильем. Суть в том, что выпускник авиавуза, приехав на наш завод и проработав год, может получить льготный заем на покупку квартиры, который будет постепенно погашать в течение 15 лет.

Такие программы уже успешно действуют в ряде регионов страны. С удовольствием принимаем на работу ребят из Смоленского энергоинститута. Сегодня в наших цехах работают 2850 человек, если объемы производства продолжат увеличиваться, будем набирать людей дополнительно.

От всей души поздравляю весь коллектив АО «СмАЗ» с 90-летним юбилеем нашего завода. Смоленский авиационный прошел большой и славный трудовой путь, отмеченный красной строкой в истории России. Сегодня, несмотря ни на какие трудности, предприятие продолжает успешно развиваться, совершенствовать технологии, расширять ассортимент выпускаемой продукции. Успехов вам, коллеги и единомышленники! Счастья и здоровья вашим родным, мира, покоя и достатка - семьям. С праздником!








Загрузка комментариев...
Читайте также
24 секунды назад
23 минуты назад

Сотрудники «Ярэнерго» приняли участие в форуме для молодежи...

38 минут назад
Сегодня ночью столбики термометров местами опустятся до -3°С...
сегодня, 15:32
Глава региона рассказал о том, благодаря чему показатели нас...
Новости партнеров