Ас, восставший из мертвых

Общество

Герой Советского Союза летчик-истребитель Леонид Соколов сбил 23 гитлеровских самолета и «дал путевку в космонавты» Андрияну Николаеву.

О бесстрашии и боевых подвигах балагура и оптимиста Соколова ходили легенды, которые даже вдохновили сослуживца, Александра Демченко, написать о нем книгу «Грозовое небо» (издана в 1995 году при поддержке областной администрации). Командуя авиационным полком Смоленского гарнизона в 1952 - 1959 гг., Леонид Михайлович воспитал целую плеяду первоклассных летчиков, в том числе и будущего космонавта Андрияна Николаева. На родине Соколова, в Казани, героическому земляку посвящен зал в местном музее. В Смоленске на доме №53 по улице Фрунзе, в котором он прожил последние 20 лет, установлена мемориальная доска.

Вот как описывал военные «будни» героя писатель-летописец Шамиль Ракипов, долгие годы собиравший материалы о своих земляках-героях: «...Три дня ждали в полку Соколова. Надеялись, что вернется «домой» бесстрашный комэск. ...Поисковая группа отыскала весь изрешеченный осколками вражеских снарядов и пулями «Як». Не нашли только летчика - в самолете его не оказалось. Потом в зарослях камыша обнаружили окровавленный парашют, шлем пилота... А потом однополчане в скорбном молчании хоронили останки летчика Соколова. И вдруг, откуда ни возьмись, протискивается сквозь толпу некто в длинном до пят госпитальном халате, сдергивает с коротко постриженной головы пилотку, вытирает ею изрядно вспотевшее лицо, растерянно так кричит:

- Друзья мои, что вы делаете? Кого-то, гляжу, хороните? Не меня ли? Так ведь живой я, товарищ комиссар! Ну да, живой! Вот, видите, кое-как удрал из госпиталя. Чего я там не видел, лучше здесь, около вас подлечусь...

…Подлечился немного - и снова в небо.

...Немецкие истребители изо всех сил старались прикрыть свои тяжелые бомбардировщики. Парами остервенело набрасывались на наших, не жалея при этом пуль и снарядов. Они уже поняли: не так-то много нападающих! Но советские летчики дрались не числом, а уменьем - в небе началась настоящая заваруха…

Вдруг у Соколова замолчала рация. Посмотрел: антенна перебита. Оглянулся – никого вокруг. Надо поворачивать домой…

Быстро темнело. Соколов повернул свою машину. Вдруг в дымчатых облаках он увидел четверку юрких истребителей. Неприятное, тревожное чувство одиночества тут же прошло. Соколов охотно вклинился в строй самолетов, приветствуя их, покачал крыльями. Попутчики ответили тем же. Успокоился комэск, замурлыкал даже какую-то песенку. Однако заволновался вдруг, глянув на приборы: горючего осталось маловато, хватит ли, чтобы спокойно добраться до своих?

И тут у Соколова перехватило дыхание: на фюзеляжах машин он отчетливо увидел... кресты. Да, это были немецкие самолеты. Вот один из них приноровился, подошел вплотную - крылом к крылу. В кабине сидел рыжий немец с гладким лоснящимся лицом. Он снял шлемофон, самодовольно улыбнулся и показал жирным пальцем вниз, мол, очень скоро будем садиться на наш аэродром. И, показав крупные зубы, довольный засмеялся. Не иначе фашистские летчики решили, что советский ас намерен добровольно сдаться в унизительный плен...

- Как бы не так! - со злостью подумал Соколов. - Уж лучше пойду на таран. Все-таки будет не так обидно. Но это в самую последнюю очередь. А сейчас будь что будет!

Выждав удобный момент, Соколов резко убрал газ и заработал педалями, чтобы как можно быстрее погасить скорость. Получилось так, как и предполагал комэск: немецкий самолет вырвался вперед, угодив под прицельный огонь советской пушки. Вражеская машина буквально развалилась на глазах. Остальные тут же набросились на «ястребок». Завязался неравный воздушный бой.

- Только бы мотор не заглох, - думал Соколов лихорадочно и, сделав переворот, с отвесным пикированием погнал машину вниз. Еще... Еще... От большой перегрузки потемнело в глазах.

Хватит! Вот и земля рядом. Но что это? Почему деревья выше самолета? А ведь он еще летит... Наваждение какое-то. Впрочем, нет. Оказывается, падая, он попал в долину реки, она-то и спасла летчика от верной гибели.

Ручки - на себя, но «ястребок» плохо слушается и летит чуть ли не на брюхе. Как назло, впереди маячит церковь. Лево руля! Нет, тросы перебиты... Полный газ! Вверх... Ну, не подведи же, дружище, может, в последний раз...

Самолет неуверенно «перепрыгнул» через церковь, и тут мотор от излишней натуги заглох: горючее кончилось. Но это уже не беда - аэродром совсем рядом. Вот уже бегут навстречу свои ребята.

Потом они насчитали на «Яке» Соколова шестьдесят семь мелких и крупных пробоин...»

СПРАВКА «РП»

Леонид Соколов родился 28 апреля 1908 года в поселке Бимери (Республика Татарстан). Его отец работал управляющим в большом имении, мальчик получил хорошее воспитание, и не зря позже, после революции, к нему приклеилось прозвище Аристократ. До войны учился, а потом и работал в казанском аэроклубе.

С 1942 по 1945 год воевал на Сталинградском, Третьем и Первом Украинских фронтах, участвовал в битвах за Берлин и Прагу. Совершил 230 боевых вылетов, принял участие в 62 воздушных боях, в которых лично сбил 17 самолетов и в группе - шесть. К маю 1945 года имел звание гвардии майора.

27 июня 1945 года «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» Соколов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8654). После окончания войны продолжил службу в советских Военно-Воздушных Силах.

В 1958 году вышел в отставку в звании полковника. Работал на Смоленском авиационном заводе, сначала летчиком-испытателем, потом на других должностях. Леонид Соколов скончался 12 мая 1981 года.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
34 минуты назад

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта...

вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
Новости партнеров