Урожайность зерновых в Починковском районе выше, чем на Кубани

Общество

Вопрос о том, нужно ли весной сеять зерновые, если осенью южные соседи привезут дешевое зерно, сегодня неактуален по двум причинам. Первая - весенняя страда вплотную подошла к своему логическому завершению, и хорошие хозяева уже радуются первым всходам яровых. Вторая заключается в том, что в «хлебных» регионах нынче погибло около 30 процентов озимых, что на корню убило надежду смоленских крестьян на доступный фураж со стороны. Сегодня главной статьей дохода для хозяйств региона остается молоко, поэтому в необходимости укреплять кормовую базу никого убеждать не надо. Но есть на Смоленщине люди, которые практически доказали, что и само зерно как продовольственный товар в нашей «зоне рискованного земледелия» может приносить доход не меньший, чем молоко. Значит, надо сеять. И точка!

Риск оправдан

Начальник сельхозуправления Починковского района Николай Анатольевич Онищенко безошибочно определяет, где и чьи поля справа и слева от дороги Прудки - Монастырщина. По качеству пахоты! Когда подъезжали к деревне Юры, показал границы земель фермера Игоря Новикова. Но в этом не было необходимости. Такие поля от всех остальных отличит даже дилетант. С первого дня создания фермерского хозяйства Игорь Владимирович сразу определил свой единственный приоритет - растениеводство. И с тех пор ни на шаг не отошел от главного дела. От разговоров об убыточности зерна досадливо отмахивается. Для него пшеница, ячмень, овес, рожь - выгодные культуры.
Хозяин нас встретил возле мастерских. Первым делом с гордостью показал современный почвообрабатывающий комплекс и новый трактор «Террион». Такая техника в умелых руках любые неудобья превратит в образцовые поля. Для этой покупки пришлось напрячь все силы. Были сомнения, может, взять что-то подешевле? Например, белорусский МТЗ 12-21? И все же, рассудив по-хозяйски, Игорь Владимирович решил «вложиться по полной», но во вчерашний день не возвращаться. То, что могут сделать «Террион» и комплекс, не под силу никаким другим агрегатам. Да и у соседей видел, как работает такая техника. При нормальных ценах на продукцию окупится быстро. Только где они, эти цены?
В фермерском хозяйстве Игоря Новикова 500 гектаров посевных площадей и 13 человек работающих. Двоих за последний год пришлось «попросить на выход» из-за чрезмерного пристрастия к алкоголю. Здесь абы кто не приживается. Сегодня в деревне нужны надежные люди.
Игорь Владимирович смеется, вспоминая свой недавний разговор с механизаторами. Люди сами подошли к нему и потребовали обеспечить их работой на все майские праздники. Объяснили просто: чтобы от избытка свободного времени соблазна «сообразить на троих» не было. Так и встретили все вместе в поле и Первое мая, и День Победы.
Из 500 гектаров Игоря Новикова 200 занимают посевы пшеницы, 135 - ячменя, 130 - овса и 70 - ржи. В прошлом году зерно удалось продать по 3 рубля 80 копеек и по 4 рубля 30 копеек за килограмм. При традиционно высокой урожайности это дало хозяйству хороший доход.
Учтя прошлогодний опыт, нынче Новиков приплюсовал к имеющимся площадям еще 209 гектаров пустующих паевых земель. Где сами пайщики, никому не известно, а пашня зарастает кустарником. Сегодня надо вложить много средств, чтобы привести эти угодья в порядок. На 15 гектарах уже вырос молодой березовый лес, с которым без хорошей бензопилы не справиться. Все это - дополнительные затраты, но фермер надеется, что и они окупятся.
На вопрос, что мешает развивать сельскохозяйственное производство, Игорь Владимирович ответил кратко: «Неопределенность». Ведь главный элемент риска для крестьянина - не дождливое лето или ранние заморозки, а неуверенность в том, что его продукция будет кем-то востребована. Может быть, от разговоров об утерянной продовольственной безопасности пора вернуться к практике конкретного государственного заказа на сельхозпродукцию, при которой с каждым хозяйством за пару месяцев до начала посевной кампании будет заключен договор на поставку продукции по фиксированной закупочной цене, устраивающей обе стороны? Тогда каждый хозяин сможет рассчитать севооборот, спланировать, сколько и каких культур ему надо посеять, прикинуть суммы кредитов, которые окажутся для него неразорительными…
- Те деньги, которые областная администрация выделяет на поддержку села, - это подарок, - сказал, прощаясь с нами, Игорь Владимирович. - Надо работать, не ожидая никаких дотаций, и все будет нормально.
Сейчас в фермерском хозяйстве Новикова - семь зерноуборочных комбайнов. Два из них - на гусеничном ходу, на случай дождливого августа. Есть техника и для уборки льна, посевы которого фермер нынче удвоил и довел до 120 гектаров. Кстати, лен прошлой осенью тоже принес ему небольшую прибыль. Да и кормов тем летом наготовил столько, что за зиму все распродать не успел.
А катастрофически вымиравшие в начале девяностых годов Юры постепенно оживают. В заброшенных домах загораются огни, у подремонтированных заборов исчезают многолетние дебри бурьяна, на заброшенных огородах появляются аккуратные грядки. Это дачники заселяют деревню, обихаживают приусадебные участки. Запустение отступает, жизнь продолжается. 

В кадрах не нуждаемся

Владимир Григорьевич Христич, председатель правления СПК им. Ленина, достает из письменного стола два огромных тома в красных переплетах. С гордостью показывает мне схемы, чертежи, сметы. Это плод его титанического труда - комплекс на 2500 голов крупного рогатого скота с глубокой переработкой молока и мяса, который будет построен совместно с испанскими инвесторами здесь, в сельскохозяйственном производственном кооперативе имени Ленина. Сегодня такое название звучит странно, даже вызывающе, но в деревне Лучеса (центральная усадьба) историю переписывать не стали. Сохранили и название бывшего колхоза, слава которого прогремела на всю область, и памятник вождю пролетариата, и его бюст на Доме культуры. Еще сберегли традицию добросовестно трудиться на земле, какие бы политические веяния ни терзали местные и центральные телепрограммы.
Поля, как в СПК имени Ленина, можно увидеть разве что в старой доброй матушке-Европе или соседней Белоруссии. В России так землю не обрабатывали даже в советские времена. Но у Христича все не как у людей. У всех на зубах навяз мировой финансовый кризис, а он затеял строительство огромного животноводческого комплекса. Коллеги шумят о невостребованном зерне прошлогоднего урожая, а здесь внедряют новые технологии обработки почвы, да и своих полей уже мало. Все, что было, распахали, и Христич просит у администрации дать ему еще земли от бывшего совхоза «Стригинский».
Глава администрации муниципального образования «Починковский район» Владимир Николаевич Мудряков рад такому обороту дела. Тем более что поля тут хорошие, земля плодородная. Было бы только кому на ней работать. Для решения земельного вопроса два руководителя встретились в поле. На узком проселке, где остановились «уазики», чуть поодаль стоял бензовоз. Издалека, окруженный огромной стаей чаек, приближался мощный «Террион» с почвообрабатывающим комплексом. Уже «проутюженное» им поле казалось ровным, как бильярдный стол. Трактор остановился. Владимир Григорьевич и Владимир Николаевич подошли поговорить с трактористом. Интересный получился разговор. На комплексе работает молодой парень, Алексей Харитоненков, только что закончивший профтехучилище в Починке. Все у него получается отлично, работать интересно, но… Без проблем и здесь не обошлось. В кабине трактора кондиционер отказал. Все крутится-вертится, компьютер ежесекундно выдает полную информацию об обработанных гектарах, нормах высева семян, затраченном горючем, японская магнитола не дает скучать, а вот микроклимат не тот… Владимир Григорьевич обещал завтра же прислать специалиста, чтобы устранить неисправность. А Алексею долго разговаривать некогда, с утра до обеда он обработал и засеял 70 гектаров. По-
этому «Террион» величаво развернулся и взял обратный курс. Впереди - полдня, и надо много успеть. Кроме трактора и почвообрабатывающего комплекса, за Алексеем числятся топливозаправщик и зерновой комбайн.
- Алексей нам делает экономику хозяйства. Он и на тракторе работает, и сам себе топливо подвозит, и на уборке будет задействован, - рассказывает Владимир Григорьевич. - У нас три таких трактора, и на все посадили молодых ребят. Лично сам купил и выдал каждому в кабину по японской магнитоле, чтобы и музыку можно было послушать, и последние известия. Так они, черти, что делают: утром на поле едут по шоссе, мимо автобусной остановки, дверцы кабин откроют, музыку «врубят» так, что на полрайона гремит, и мимо девчонок пролетают. После этого их конкуренты на «легковушках» как-то бледно выглядят. А вообще-то у нас, в Лучесе, есть то, чего не найдешь ни в одном другом хозяйстве области, - к нам пришли и работают сразу семь молодых специалистов: двое - ветврачами, два - в растениеводство, два - в бухгалтерии и один - менеджер. И никто из них никуда уезжать не собирается. Например, тракторист в сезон зарабатывает в день от 1200 до 1500 рублей. Средний заработок по итогам года у каждого свыше 14 тысяч рублей. А вообще, СПК имени Ленина полностью обеспечено кадрами - никого со стороны мы к себе не приглашаем. Дополнительно рабочие места появятся, если построим животноводческий комплекс и увеличим поголовье крупного рогатого скота. Но при сегодняшних ценах на молоко сделать это с каждым днем становится все труднее.

Молочный сговор?

Трудно представить себе более незащищенного человека, чем крестьянин. Обложенный со всех сторон монополистами-переработчиками как волк флажками, он пытается вырваться из ценового капкана, но... Государство взирает на это молча, иногда подкидывая селу дотации в виде компенсаций на литр молока или вспаханный гектар. Но ни к чему хорошему это не приводит. Как только село получает «копейку» на литр молока, молокопереработка тут же на эту же «копейку» снижает закупочные цены. В итоге крестьянин в лучшем случае ничего не имеет, а богатеют все, кто пользуется результатами его труда. За прошедшие четыре месяца Починковский район, по сравнению с таким же периодом 2008 года, из-за снижения закупочных цен на молоко уже недополучил 7 миллионов рублей. СПК имени Ленина, произведя с января по конец апреля 602 тонны молока (плюс 196 кг к уровню прошлого года) и сдав на переработку 500 тонн (плюс 198 тонн), потеряло 1 миллион рублей. И никакие усилия областной администрации стоимость литра «главного смоленского продукта» к прошлогодней стоимости не вернут. Рыночная стихия неподвластана администрированию. Выдержит ли этот натиск сельское хозяйство? Покажет время. Хочется верить, что выдержит.

 








Загрузка комментариев...
Читайте также
31 минуту назад
Газовики провели техническое обслуживание оборудования на 15...
сегодня, 09:52

В региональном ГУ МЧС России напомнили, что решать конфликты...

сегодня, 09:17

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта...

вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
Новости партнеров