Смоленское поле не хуже западного

Общество

Уровень земледелия в сельском производственном кооперативе «Дружба» не хуже европейского и напрочь опровергает мнение, что Смоленщина не хлебный край и выращивать зерно на наших землях нерационально.


Мы где?


Прошлой осенью в поисках грибных мест  мы с другом  свернули с шоссе, ведущего на Хиславичи, к деревне Прилепово - центральной усадьбе СПК «Дружба» Починковского района. По обе стороны старенькой, но ровной дороги раскинулись полотнища недавно убранных полей. Приятель-доктор, которому   по профессиональным делам приходилось бывать и  в Европе, и  на Африканском континенте,  внимательно осматривался по сторонам и, наконец, произнес: «Мне кажется, что это не Смоленщина и даже не Россия». На мой вопрос: в чем, собственно, дело - он ответил: «Такие ровные поля даже на Западе не часто увидишь».
 На одной из нив мы заметили  пахавший землю импортный трактор с семикорпусными оборотными плугами. Вспомнилось, как несколько лет назад руководитель «Дружбы»  Владимир Соловьев рассказывал, что качество обработки достигается благодаря  импортной технике. Но самого Владимира Борисовича, с которым жаждал пообщаться повидавший заграницу доктор, мы не встретили, а потом  из сводок сельхоздепартамента  стало известно, что хозяйство собрало рекордный урожай. Да и показатели по молоку в «Дружбе» были одними из лучших в области.
Нынче после череды майских праздников мы снова  отправились в «Дружбу». Теперь слева от дороги на Прилепово расстелился ярко-зеленый ковер разнотравья, а  справа стремились вверх идеально ровные рядки ростков яровых. На въезде в сплошь одноэтажное Прилепово прямо на электрической опоре свили гнездо аисты, а это верная примета, что здесь живут добрые и работящие люди.
В этот раз нам повезло - председатель оказался на месте.
- Мне  и самому, глядя на эти поля, порой кажется, что нахожусь не в родной области, а в Европе, - выслушав нас, поделился Владимир Борисович. - Мне довелось побывать в деловой поездке по Германии - Голландии - Франции. Затем еще дважды ездили в немецкие земли, где посетили  выставку сельхозтехники в Ганновере, заводы по производству сельхозмашин. Тогда я и проникся уважением к европейцам за их отношение к земле, к животноводству, к  дому.


 Лиха беда начало


Председатель бывшего колхоза, ныне СПК, «Дружба» Соловьев впервые увидел идеально обработанное поле зерновых в Германии  в 2004 году. Тогда у него и появилась мысль: чем мы хуже немцев? Он всерьез решил добиться того же на своей земле. Но на технике, доставшейся по наследству от СССР, результатов не получишь, нужны такие же «умные», качественные и сильные машины, как на Западе.
В том же году Владимир Борисович  купил немецкий кормозаготовительный комбайн «Ягуар». На такой технике с заготовкой кормов управились быстро, заложив их в стадии бутонизации, а  соответственно, получили и  высокое качество. Результат был налицо - в 2005 году прибавка в надоях молока составила  по тонне на каждую корову.
Тогда еще не было приоритетного национального проекта развития АПК, и никакой помощи от государства не предвиделось. Тем не менее в 2005 году настырный Соловьев нашел возможность  купить  трактор «Массей-Форгусон» и  оборотные плуги к нему. Как оказалось, весьма кстати. Когда  область закупила посевной комплекс «Мегасит» (чудо-сеялка обрабатывает, выравнивает почву, дозированно вносит семена, удобрения и сама прикатывает землю), к ней понадобился именно такой трактор.
А поскольку на всю Смоленщину он в единственном экземпляре оказался в «Дружбе», то  посевной комплекс передали СПК в аренду. Кстати, когда «Мегасит» привезли в «Дружбу», областное начальство организовало там семинар, куда пригласили руководителей лучших хозяйств. После обычных советских сеялок на «иностранца» смотрели как на межпланетный корабль и махали руками, дескать, для нас это нереально. Но вот прошло два года, и «Мегаситы» трудятся на полях уже не одного района.

Реальная помощь
- Государство и область за последние три года очень помогли в развитии сельского хозяйства, - говорит Владимир Борисович. - Многие предприятия, в том числе наше, воспользовались возможностями национального проекта.
В общей сложности за это время  СПК «Дружба» взял  кредитов на закупку техники в размере 22 миллионов рублей. Благодаря этому  хозяйство получило полный набор современных машин, обеспечивающих всю технологическую цепочку - от обработки земли  до уборки урожая.
- Но это предельная сумма кредитов,  которую мы можем себе позволить. В противном случае нас ожидает финансовый коллапс, - считает Соловьев.
Хотя некоторых машин «Дружбе» еще не хватает. Нужны хорошие тракторы для заготовки кормов, требует обновления  техника для обслуживания ферм. Современная технологическая оснащенность села необходима  еще и из-за уменьшения численности трудоспособного населения. Пока в хозяйстве работает до
115 человек,  однако на пенсию уходит значительно больше, чем появляется новых, молодых рабочих рук. Но условия кредитования нынче ужесточились, повысилась не только кредитная ставка, но и первичный взнос «прыгнул» с 20 до 30 процентов.

 

Без лома и кувалды


Однако наличие суперсовременной техники в сельхозпредприятии, где многие десятилетия при ремонте машин использовали кувалду, а в топливные баки и картеры двигателей заливали что под руку попадется, вызывает резонный вопрос: сколько «протянут» иномарки?
- Действительно, это уже другой уровень, и техника не простит небрежного к ней отношения. Поэтому к подбору кадров, квалификации эксплуатирующих ее механизаторов очень щепетильно относится техническая служба под началом главного инженера Дмитрия Николаевича Шлапакова. Иначе делать такие капитальные вложения  не было смысла, - считает председатель.
И с этим нельзя не согласиться. Каждый владелец заграничной легковушки знает, что даже марку масла следует заливать ту, которая указана в техпаспорте, и строго в определенные сроки. То же и с импортными сельхозмашинами. Но если сеть авторемонтных мастерских для легковых иномарок   на Смоленщине достаточно развита, то с сельхозтехникой в этом плане серьезные проблемы. Сервисным обслуживанием занимаются фирмы-продавцы, однако в наличии у них не всегда бывают  необходимые марки масел или запчастей. И порой заказ приходится ждать по нескольку месяцев, что в летнее время приводит к колоссальным потерям.

 

Лен без спроса


Даже в самые трудные годы в «Дружбе» не оставался заброшенным  ни единый клочок пашни. Сегодня она занимает собственные 2300 гектаров хозяйства и еще  250 га муниципальной резервной земли. А вот структура посевов изменилась. В частности, из ассортимента по объективным причинам исчез картофель. Такая же участь могла постигнуть и лен,  но  сейчас   сеять эту культуру велят  «сверху», а   «Дружба» никогда не прекращала ее культивирование. Хотя на эту тему Соловьев говорит неохотно.
-Урожайность льна нестабильна, хороший урожай бывает раз в пять лет. Два года - средний и два -  в минусе. Поэтому при  советской власти за тонну льнотресты платили в пять  раз больше, чем за тонну зерна. Теперь цены сравнялись, и прибыльным льноводство становится только за счет дотаций, - рассказывает Владимир Борисович.
В 2008 году по 6,76 тысячи рублей за каждую тонну волокна доплачивали из областного бюджета и по  3 тысячи рублей - из федерального. На этот  год область планирует сократить свой вклад  до  4,67 тысячи рублей за тонну, плюс еще по 700 рублей компенсации за минеральные удобрения и ядохимикаты. Однако не все так просто. В прошлом году со 170 га посевов льна хозяйство сдало 62 тонны волокна, за что могло бы получить около полумиллиона рублей. Однако льнозаводы не торопятся рассчитываться -  они должны «Дружбе» 276 тысяч рублей и  ссылаются на то, что  продукцию у них не покупают.
- Мы в состоянии заниматься льноводством, но нам нужны гарантии прибыли, - говорит Соловьев.
Увы, никто их не даст. А сегодня из трех старых сушилок льновороха в хозяйстве работает практически одна. Самому молодому льнокомбайну как минимум 20 лет, и в России они уже не производятся. А чтобы  серьезно заниматься льноводством, в эту отрасль необходимы крупные капиталовложения.

 

Телята на морозе


Смоленщина -  регион животноводческий, поэтому в  СПК «Дружба», несмотря на успехи в полеводстве, не забывают о главной задаче - производстве молока. Из общей численности стада в 1146 голов в хозяйстве 500 дойных коров, в основном швицкой породы, но есть и более молочные черно-пестрые. Создав хорошую кормовую базу, стали искать и пути улучшения содержания животных, что должно отразиться не только на количестве, но и на качестве молока. В 2007 году провели реконструкцию фермы на 200 голов: установили новый молокопровод из нержавеющих труб, который  доставляет молоко прямо от коровы к холодильному танку, исключая его контакт с внешней средой, что значительно влияет на качество продукции. Одновременно изменили систему навозоудаления, привязи. На ферме сухо, чисто и светло. Вместо деревянных вытяжных шахт установлен прозрачный пластик, через который проходят солнечные лучи.
А через открывающиеся вверху окна из современных материалов обеспечивается прекрасная вентиляция.
В том же году закупили более полусотни домиков из полимеров с выгульными двориками для выращивания телят холодным методом. Удовольствие дорогое - 12,5 тысячи рублей за каждый. Но игра стоит свеч: таким способом  в хозяйстве решили проблему падежа молодняка. Закаливание детенышей холодом в Починковском районе практиковали еще в середине 80-х прошлого столетия, но тогда домики строили из дерева и фанеры и  устанавливали их прямо на улице. На Западе эту, как и множество других оригинальных российских идей, воплотили  в пластике, который легко мыть,  дезинфицировать и перемещать. В «Дружбе» новые телячьи домики поставили в отремонтированном помещении, где под крышей зимой и летом гуляют жуткие сквозняки, а внизу прохладное  затишье. Результат изумительный - в телятнике вообще нет запаха аммиака, а по причине резкого сокращения падежа местным плотникам пришлось самостоятельно оборудовать еще 36 ясельных мест, правда, по старинке - из  дерева. Пока мы с Владимиром Борисовичем осматривали помещение, ему позвонили из Воронежской области с просьбой продать молодняк КРС. Не раздумывая, председатель ответил отказом. А нам объяснил, что сами будут увеличивать и улучшать свое стадо. И «по секрету» сообщил, что «Дружба» претендует на титул племенного хозяйства.
После такого заявления стал понятен и смысл реконструкции в 2008 году бывшего свинарника под помещение для ремонтных и случных телок на 150 голов с беспривязным содержанием.
- Таким образом, созданы, можно сказать, идеальные условия для выращивания телок, что позволило полностью перейти на искусственное осеменение, - констатировал Владимир Борисович.
Оборудование для реконструкции скотных дворов закупили с помощью кредитов. А вот строительные материалы и работы оплатили из собственной казны. И не пожалели. В 2008 году средний надой на корову составил
3 511 килограммов. Передовая доярка Раиса Сальникова получила от каждой буренки по
4 445 кг, ее коллега Надежда Денисич, уже пенсионерка, надоила по 4200  кг. И надо отметить, что средняя зарплата доярок составила почти 11 тысяч рублей, на что повлияли модернизация производства и, как результат,  сокращение численности тружениц. К слову, в этом плане механизаторы отстают немного - «на брата» выходит по
10 700 рублей.
Но не быть нам Россией, если успехи не будут чем-то омрачены. По словам Владимира Соловьева, осенью-зимой 2007 года переработчики платили по 12 руб. 30 коп. за литр  первосортного молока. Сейчас -
8 руб. 40 коп. До введения нового технического регламента за высший сорт доплачивали 10 процентов. Теперь по этой категории молоко никто не сдает, по простой причине, что под новые стандарты должны быть соответствующие условия. То есть фермы будущего, которых нет. Закрытый цикл доения коров в «Дружбе» существует на одной ферме. Затем это молоко смешивается с другим и по бактериологическим характеристикам на высшую категорию не тянет. Но это не все препятствия. Руководители сельхозпредприятий всерьез обеспокоены тем, что скоро молоко не будут принимать вообще. После того как на продукции, изготовленной из сухого порошка, было велено писать «Молочный напиток», ее перестали покупать. Соответственно, смысл перерабатывать цельное молоко в сухое потерялся. Ситуация опасная: как бы не пришлось сокращать производство. Но ответа на вопрос «что делать?» нет.

 

Что имеем


Клевер, люпин, все яровые зерновые культуры уже взо-шли. А вот озимые частично пострадали от снежной плесени. Сказался недостаток химпрепаратов -  удалось обработать лишь половину озимого клина. Зато там, где семена были протравлены, и в особенности обработаны фундазолом (препарат, защищающий растения от плесени), всходы  перезимовали нормально. В некоторых других хозяйствах ни того, ни другого сделано не было вовсе. Поэтому рассчитывать на высокий урожай озимых нынче не приходится. Но зато многообещающе выглядят яровой клин, другие культуры.
Прежде чем попрощаться с Владимиром Борисовичем, мы выехали за околицу центральной усадьбы. Уже который день моросил дождь, и если горожане были не в восторге от такой погоды, то Соловьев откровенно радовался: высушенная земля наконец получила влагу и все пойдет в рост, а это залог будущего урожая. Радовало глаз буйно зеленеющее разнотравье датского пастбища, чем-то напоминающего ухоженное футбольное поле огромных размеров. Эту сочную зелень уже осваивают буренки. Но животные не вытаптывают территорию, а дозированно перемещаются по нему  в рамках, ограниченных электропастухами.
С таким кормом и заботой людей коровам просто стыдно давать мало молока.
Через дорогу от искусственного луга также на без преувеличения идеально ровном поле площадью в 50 га поднялись дружные всходы овса сорта Лев. Элитные семена хозяйство закупило в Подмосковном НИИ сельского хозяйства и выращивает их для размножения. Но больше всего нас поразили пустые полосы около полуметра шириной, встречающиеся через определенное расстояние. На наше недоумение Соловьев пояснил, что это так называемая технологическая колея, «проложенная» через каждые
24 метра, для последующего ухода за посевами, в частности, опрыскивателем с такой же шириной захвата. Оставляет эту колею тот самый, умный, посевной комплекс «Мегасит» согласно заданной программе. Выгода в этом как моральная, так и материальная. Во-первых, экономится посевной материал, во-вторых, механизатор не мнет колесами, как на обычной ниве, растущий хлеб и не терзает свою душу.








Загрузка комментариев...
Читайте также
22 минуты назад

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

36 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
56 минут назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

сегодня, 11:03
Новости партнеров