Сокровища Холм-Жирков

Общество

Почему российским дизайнерам нужно обязательно попасть в смоленскую деревушку.

«Мосфильм» и Ленино

«Ну, здравствуйте, родные! Как вы тут без меня? Не обижайтесь, милые…» Так хозяйка музея Алла Цветкова приветствует свои экспонаты. «Вещи - они ведь все с душой, - уверена Алла Борисовна. - Видите вот тот розовый ситцевый сарафан 1929 года? Он никак не хочет стоять вместе с женским нарядом 1905-го! Если они рядом, то обязательно падают!»

Мы находимся в зале со свадебными платьями. Почти каждый, кто заходит сюда, восклицает: «Вот бы эту комнату на «Мосфильм»!» «Это вряд ли, - уверенно говорит Алла Борисовна.- Все свадебные наряды очень маленькие. Вот это платье 1920-х годов из деревни Никулино - размера 38 - 40, не больше. Получается, что раньше люди в нашей Покровской волости были миниатюрными. Супружеская пара всегда ночевала на односпальной кровати. И ничего, помещались!»

Кроме платьев, здесь есть еще много интересного: венки, несколько видов фаты, праздничные украшения…

Алла Борисовна рассказывает: «У нас в деревне Ленино до революции было принято так: невеста должна жениху подарить серебряное кольцо. А он ей - золотое!»

Жительница деревни Саново отдала музею платье, в котором выходила замуж в 1950-е, а еще свадебную мужскую рубаху своего отца. В 1938 году он в ней женился, а в 1941-м его призвали в армию. Он погиб на фронте, так и не увидев свою маленькую дочь… Расшитая нитками рубаха - единственное, что от него осталось.

Собирательница старины

Музей настолько уникальный, что его экспонаты «ездят» на выставки в Катынь и Хмелиту. Алла Борисовна гордится дружбой с музейщиками: «Позвонила им на днях, пригласила сотрудников в гости: «Девочки, приезжайте на юбилей музея. А то и не увидите свою бабу!» Тут Алла Борисовна, конечно, скромничает. Назвать ее, красивую женщину, «бабой» язык не поворачивается. Осанка, стать, аккуратно уложенные волосы, белоснежная блузка, красные юбка и шарф в крупный белый горох по последней моде – сама себе шила! А ведь Алла Цветкова - сельская жительница до мозга костей. Родилась в соседнем Кукуеве. Из Холм-Жирковского района уезжала один раз - учиться в Московский институт культуры. В трудовой книжке только одна запись: «Я библиотекарем в Ленине работаю с 1965 года. Столько не живут!» В 1965-м читателей здесь было много: одних только школьников 200 человек! А сейчас во всей деревне 30 жителей…

Собирать коллекцию Алла Борисовна начала с середины 1990-х. За эти годы число экспонатов увеличилось, что едва помещается в двух зданиях. «Так получилось, - разводит руками Алла Борисовна. - Сначала были две комнатки при библиотеке. А потом появились лишние площади, и я их все заняла». «Площади» - это школа и магазин, которые закрыли в 2000-х.

Поначалу односельчане смотрели на собирательницу старины искоса, но увлечению не мешали и не осуждали: мол, чем бы дитя ни тешилось… «Даже мой муж Яков Алексеевич относился к музею скептически: ругался, говорил, что занимаюсь чепухой, - вспоминает Алла Борисовна. - Но поначалу помогал – прибивал что-нибудь. А теперь я и сама все умею. Недавно полы прохудились, так я их перестелила!»

Когда в Ленино потянулись делегации и туристы, местные стали помогать Цветковой пополнять коллекцию. Но большую часть экспонатов она притащила на своих плечах из брошенных домов окрестных деревень.

«В одну хату заходишь – так тепло и радостно на душе становится! А порой атмосфера давит - прихожу домой и заболеваю. Что поделать, энергетика!» Вещи, которые пришлось купить, Алла Борисовна может пересчитать по пальцам. «Дело было в 1990-х, - вспоминает она. - Я шла в Холм-Жирки и встретила мужчину. Вижу, у него в руках что-то поблескивает на солнце: оказалось, два старинных самовара! Он их в райцентр тащит, чтобы отдать за бутылку. «Сколько тебе дадут за них?» - спрашиваю. «30 рублей!» «Вот тебе 40 рублей, только продай самовары мне!» Я в кустах у дороги их спрятала, а на обратном пути забрала. Найти самовар сейчас большая редкость. Как правило, люди на помойку их не выкидывают (в отличие от одежды)».

Про камни и время

До революции Ленино называлось Покровом. В 1918 году здесь вспыхнул мятеж против новой власти. Восстание жестоко подавили и… решили переименовать село в честь вождя. В 1935 году закрыли старинную церковь, но она простояла еще несколько десятилетий. Ее не тронули даже фашисты... Зато разобрали местные в 1950-х: из старинного кирпича возводили бани и пристройки. На святом месте был построен магазин. А в 2006 году в умирающей деревне закрыли и его. Алла Борисовна сделала в пустующем здании музей, рядом поставила православный крест и табличку: «Здесь, в д. Покров, стояла церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная графом Паниным в 1797 г. Разрушена в 1951 г.» Так что фраза «было время разбрасывать камни – пришло время их собирать» - это про Ленино.

Музей будущего

Каждая комната музея - это отдельный мир и отрезок времени. В «детской» можно поиграть самодельными игрушками позапрошлого века, в «сельсовете» - полистать копии газеты «Рабочий путь» за 1934 год, в «девичьей» XIX столетия - увидеть ткацкий станок, в комнате советского быта - первый электрический утюг, в военном зале, помимо фронтовых писем, фляг и касок, - немецкую ступу 1942 года с надписью «Russland»…

«У вас музей не прошлого, - говорю. - У вас музей будущего! К предметам можно подойти, взять их в руки… Это то, про что так много говорят сегодня: интерактивность». «Вот! - довольно улыбается Алла Борисовна и назидательно поднимает указательный палец. - А было время, когда меня в этом упрекали: мол, музей – он на то и музей, чтобы часть экспонатов под стеклом была, а часть - в фондах хранилась. А я так считаю: русскому человеку обязательно надо потрогать, понюхать, полистать… Вот даже у вас руки ведь ко всему тянутся, правда?» «Абсолютная правда», - подтверждаю я и уже раскручиваю табакерку послевоенного времени. Она сделана из масленки для смазки винтовок. Не используется больше полувека, но запах табака и сладкий аромат духов «Красная Москва» так и не выветрился…

«Что это такое?» - спрашивает Алла Борисовна с интонацией ведущего передачи телеигры «Что? Где? Когда?». Я внимательно смотрю на странную деревянную штуку с ветвистым колючим концом: «Больше похоже на орудие пыток…» «Не угадали! Это прадедушка блендера!» Впрочем, орудие пыток в нашем музее тоже имеется - в коридоре лежат самые настоящие кандалы!

В музее чувствуешь себя как в гостях. Туристы готовы до бесконечности крутить ручную мельницу, чтобы слышать ее звук, и разглядывать пластинки с песнями, под которые танцевали наши мамы и бабушки. Вот только как они узнают про уникальный музей в деревне Ленино, к которой и дорог-то нет?

«А я не знаю! - Алла Борисовна довольно улыбается. - Бывает, что люди приезжают в гости в Холм-Жирки и спрашивают, куда можно съездить, чтобы что-то интересное посмотреть. Им и советуют Ленино».

Двор музея - это его продолжение. Разноцветные клумбы, цветочные инсталляции, украшения из подручных материалов… Летом Алла Борисовна выносит сюда некоторые экспонаты - «прогуляться». Сегодня, например, это немецкий чемоданчик для патронов времен оккупации…

«Сядьте рядом со мной на скамейку, - предлагает Алла Борисовна. - Что чувствуете?» «Тепло», - отвечаю. Расслабление под солнцем достигает такой силы, что я рискую превратиться из человека в желе. - «Мы эту скамейку подзарядным устройством зовем. Садишься и забываешь все проблемы. Как будто в другое измерение попал, правда?»

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Одежда, представленная в музее, на мой взгляд, воплощение высокого вкуса и мастерства, - считает имидж-стилист и дизайнер Евгения Андросенко. - Любое из платьев вполне может стать источником вдохновения для современных кутюрье. Многие детали мы время от времени видим на лучших подиумах. К примеру, вышивка на платье 1975 года, аппликация и пайетки на наряде начала XX века, кружево и воланы на свадебном платье 1980-х - это остромодные хиты мировых коллекций-2017. Такое впечатление, что дизайнеры Домов Шанель и Гуччи побывали в этом замечательном музее… А если серьезно, то влияние русской моды на мировую фэшн-индустрию настолько велико, что нужны десятилетия, чтобы его досконально изучить. Русские мотивы, восходящие к народному творчеству и византийской культуре, гармонично ассимилировались в мировую моду начиная с 1911 года. Первым дизайнером, который привез в Европу русские «фишки», был легендарный Поль Пуаре. Позднее стилем «а-ля рюс» были по-настоящему увлечены Шанель, Диор, Валентино, Дольче и Габанна, Армани, Кавалли… Парадоксально, что при таком позитивном влиянии на мировую моду в XX веке в 1990-е и нулевые годы русский фэшн становится чем-то безвкусным, бесталанным. На заре построения российской модной индустрии было принято оглядываться на Запад и Восток, сочетать несочетаемое, много декорировать, экспериментировать с формой и цветом. В результате - потеря самобытности. Думаю, что русским дизайнерам нужно обращаться к русским же истокам. Изучать одежду, созданную нашими мастерами. Особенно такую, которая представлена в музее деревни Ленино. Здесь наглядно видно, что русскому стилю присущи лаконичность, мягкое гармоничное сочетание цветов, пропорциональность формы. Каждое из платьев призвано украсить женщину, сделать ее привлекательной. Все модели - от 1935 до 1980 годов - приталенные, с легким объемом в области груди и бедер и зауженной линией плеч. Такой силуэт всегда выигрышен! Отделка присутствует, но она минимальная, без обилия цвета и деталей, поэтому смотрится роскошно. Музей «Крестьянский быт» - настоящее место вкуса и вдохновения. Спасибо создательнице и хранительнице Алле Борисовне Цветковой за возможность гордиться русской модой!»

СКАЗАНО

Надежда Деверилина, заместитель председателя Смоленского областного краеведческого общества, заслуженный работник культуры Российской Федерации:

- Алла Борисовна Цветкова - человек с уникальным даром: она собирает предметы старины для того, чтобы они радовали всех сегодня и остались для грядущих поколений. Мы видим эти вещи, удивляемся и восхищаемся. Старинные фотографии, документы, предметы быта - такие обычные в прошлом, но такие диковинные для наших школьников... Не раз была в гостях у Аллы Борисовны - и на праздник Покров, и на День кино, который собрал немало народу из окрестных селений, - заходить в ее библиотеку всегда интересно и познавательно. А созданному музею уже 15 лет! Все это собирательство - всплеск души Аллы Борисовны, ее тепло и любовь: к старинным обычаям и поверьям, к вещам, которые сохранили следы прошлого, а через все это растет интерес к своим корням и любовь к истории России.

ЦИФРА

5000 экспонатов находится в музее «Крестьянский быт» Аллы Цветковой.


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
3 минуты назад
«Спасибо всем участникам субботника за подготовку нашей обла...
сегодня, 16:28
сегодня, 16:18
Сегодня, 20 апреля, в столице и районах региона прошел общео...
Новости партнеров