Карибская одиссея Григория Абрамова

Общество
Григорий АбрамовСегодня Григорий Павлович отмечает 80-летний юбилей.
Григорий Абрамов - настоящий «кубинец», участник беспрецедентной военно-стратегической операции «Анадырь», друг Олега Попова и Алексея Маресьева. Полвека крутил баранку и однажды даже подвез опального Василия Сталина!
В личном «арсенале» председателя Смоленской общественной организации Союз воинов-интернационалистов и почетного профессора РАЕН Абрамова немало наград, и среди них - орден Александра Невского и медаль «За отвагу». Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».


Уникальная операция


- Сверхсекретная операция под кодовым названием «Анадырь» в разгар Карибского кризиса спасла мир от атомной войны. Мы держали курс на Кубу, но для оправдания «северной» легенды на судах торгового флота команде выдавали лыжи и полушубки, машины были оборудованы печками по зимнему образцу. После загрузки у всех изъяли документы, фотографии и деньги. Офицерам выдали шляпы, солдатам - кепи. Одели нас во все заграничное, по тем временам дефицитное. В дорогие немецкие и польские костюмы, чешскую обувь. И даже белье было импортным!
В 1962 году 85 торговых судов сделали 180 рейсов. Среди них был и мой «Оренбург». Знали бы американцы, ЧТО везли на борту мирные сухогрузы! Многие из них (со стратегическими ракетами на борту) были заминированы. Но мы, смертники поневоле, об этом не ведали. Оружие, машины размещали в трюме, а твиндеки в два слоя были набиты людьми, как консервная банка шпротами. В случае обнаружения корабль должны были взорвать вместе со стратегическим вооружением, тремя сотнями военнослужащих, спастись на двух шлюпках имела право только команда.
В тропиках стальной корпус корабля раскалился как сковородка, палубу пришлось охлаждать забортной водой. И все равно солдаты задыхались от ядовитых испарений, идущих из трюма. Военнослужащих выпускали подышать свежим воздухом только ночью, всего на 20 минут. Большую часть пути сидели на сухом пайке, сухарях и селедке - консервы и овощи моментально испортились. Мы мучились от жажды, голода и от морской болезни... Но игра стоила свеч: лишь 22 октября 1962 года американцы узнали, что на Кубе создана крупная советская военная группировка, состоявшая из всех родов войск. К началу Карибского кризиса на острове Свободы сосредоточилось около 43 тысяч советских военнослужащих. В трех из четырех заброшенных на Кубу мотострелковых полках имелись ракетные дивизионы тактических ракет «Луна». Отдельная эскадрилья носителей ядерного оружия базировалась на Ил-28. Плюс два полка крылатых ракет, оснащенных ядерными зарядами мощностью от 5 до 12 килотонн. В бригаду подводных лодок Северного флота входили четыре торпедные дизельные подлодки, на каждой - по две ядерные торпеды. Всего на Кубе разместили 164 ядерные боеголовки!

Как я стал Григорио и жил при коммунизме


- Обстановка была накалена до предела, но жили мы на Кубе как в раю. Попали в настоящий коммунизм - на складе можно было под роспись взять любую необходимую вещь. А в кубинских магазинах полки пустовали - я жене мэра на день рождения преподнес... туалетное мыло, и это был поистине царский подарок! Жили кубинцы бедно, в нищете, но воровства не было и в помине... И пьянства. Островитяне спиртное не жалуют, не дай бог выпить хоть 20 граммов спирта - с тобой просто разговаривать никто не станет.
Хоть Куба и считается «островом Любви», но к женщинам там относятся с огромным уважением. Задумает кубинка дорогу перейти, руку поднимет - поток машин тут же останавливается. Ей вслед кричат: «Как ты прекрасна!» А она рукой от ухажеров как от назойливых мух отмахивается: «Таких я не меньше сотни видала!»
Когда стало полегче «дышать», нас из палаток перевели жить в... элитный бордель, расформированный Фиделем. Кастро отправил дамочек учиться на стенографисток и таксисток, а мы заняли их просторные номера с зеркалами во всю стену. И смех, и грех!
Кубинцы по безграмотности свой язык исковеркали до неузнаваемости, перенасытив его английскими, французскими и немецкими словами. Так что я на Кубе не комплексовал - мой ломаный испанский мало чем отличался от кубинской речи... А звали меня там Григорио.
Водители-кубинцы называли русских «большими механиками». Удивлялись, с какой легкостью мы перевели нашу «сибирскую» технику на тропический вариант. Наши умельцы моментально соорудили... самогонные аппараты и давай гнать дистиллированную воду для двигателей! А нам оставалось дивиться их прямым дорогам, ухоженным и гладким, как масло.
Зато мы пристрастили кубинских друзей к русской бане. На Кубе горячая вода - роскошь, и они, распробовав нашу «солдатскую помывку», стали приходить каждый вечер. Пришлось объяснять, что и для русских баловство с подогретой пресной водой накладно.
С Кубы на память привез чучела крокодила и акулы, вышитое полотенце... Хотел попугая с собой прихватить - не смог. Как приеду из командировки - птица бранится похлеще боцмана!
...Это я сейчас смеюсь, а на самом деле было страшно, хотя трусов среди нас не было. Мир балансировал на краю ядерной катастрофы, и мы знали, что, если американцы нанесут удар первыми, от Кубы не останется мокрого места. Но разум победил ненасытные амбиции политиков...
С тех пор прошло почти полвека. Сегодня Куба - самая читающая в мире страна, и число кубинцев со средним образованием увеличилось в 41 раз, с высшим - в 13 раз. На острове Свободы свыше 67 тысяч врачей, и продолжительность жизни островитян составляет 76 (!) лет. Выходит, не зря советские военспецы боролись за свободу апельсиновой республики! Но все равно мне как-то совестно за державу. Бросили мы их на произвол судьбы, атомную станцию так и не достроили, месторождения газа, которые советские геологи нашли, разрабатывают бразильцы. До сих пор помню тоскливые глаза женщин и детей, бросавшихся на дорогу и кричавших: «Не уходите, камрадос!»


Мой друг Олег Попов


- Приезжаю в Гавану, а тут объявляют блокаду. Меня вызывают к начальству, говорят: «Звонили из посольства. Из Канады прибыли советские циркачи, их разместили в гостинице «Националь». Нужна охрана». Положение и впрямь нешуточное - кругом кишат повстанцы, развешивают листовки: «Русские уйдут, мы вас всех передушим!»
Распорядился окна на первом этаже отеля «Националь», где жили артисты, заложить мешками с сахарным песком. Вот и вся оборона! Захожу в номер, а там... Олег Попов! За столом сидят его жена Саша, знаменитый в то время укротитель львов, и еще несколько артистов. А на столе - бутыль со спиртом, и никакой закуски. В кубинских-то магазинах шаром покати! Мне обрадовались как родному. Одна рюмочка, другая - разговорились. Я и удивился: «А что, ребята, вы с Родины гостинца не захватили?» Артисты хохочут: «Да мы уже два месяца с цирком в Канаде болтаемся, сами забыли вкус русского хлеба...»
Целую неделю бок о бок с циркачами прожил. Время пролетело как одно мгновение - за шутками и не заметили тягот военного положения. На прощание солнечный клоун черкнул мне свой адресок: «Будешь в Москве, заходи в гости!» Два раза бывал в столице и никак не мог с Поповым состыковаться - Олег все время где-то гастролировал. Но и на моей улице праздник случился, приехал-таки Попов в Казань на гастроли! Остановился в гостинице «Волга». Я дочку под мышку - и вперед! Стучусь в номер, открывает Саша: «Вам кого? Неужели Гриша?!» Слышу, в коридоре музыка заиграла - входит Попов, веселый, в шортах и с магнитолой. Я и пригласил его в гости, у меня на Волге домик был. Хотели искупаться, позагорать, поговорить за жизнь. Сразу толпа набежала. Только сфотографироваться и успели - клоун дочке свой знаменитый шарик-нос надел и кепку клетчатую натянул... С тех пор мы больше с ним не виделись. Олег Попов из Германии такое грустное письмо прислал - несладко ему там жилось...


Три встречи с Маресьевым


- Посчастливилось мне и с живой легендой Алексеем Маресьевым целый месяц прожить... койка к койке. В 1956 году мне поручили отвезти секретные документы в Подольский архив. Приехал, стал хлопотать о размещении. Комендант привел в какую-то комнатушку, а там на железной кровати уже сидел квартирант, немолодой мужчина. Он-то и повел меня обедать. Идем мимо местного ДК, смотрю, на дверях объявление висит: «Такого-то числа состоится встреча с героем повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексеем Маресьевым». «Нужно к встрече подготовиться», - улыбнулся мой провожатый. Я обомлел: «Маресьев - это вы?!»
Пришел вечером в номер, прилег на койку, читаю. А сам волнуюсь страшно. Это ж надо, как повезло! Маресьева вся страна на руках носит, книга Полевого еще остыть не успела после печатного станка... А я эту повесть наизусть знал!
В коридоре раздались шаги, и в комнату вошли два человека, полковник и он, всенародный герой. Маресьев присел на кровать, протезы отстегнул, обмотал культи простыней: «Давайте знакомиться!» За две недели мы много о чем успели поговорить, и я даже в Москву с ним съездил - у Маресьева «Победа» была. Легендарный летчик признался, как он Полевого по-доброму отчитал за художественный вымысел: «Ну зачем ты выдумал про медведя и какие-то консервы? Не было ничего такого и близко!» А Полевой ему: «Я тебе не поверил, что ты 18 суток без еды по тайге полз, а читатель и подавно...» На самом деле все было гораздо прозаичнее и страшнее: в апреле в лесу ничегошеньки съестного нет, и если бы не муравейник, совсем плохо бы Маресьеву пришлось. Наберет кислых мурашей горсть, тем и жив. Ползет дальше. Однажды ящерку раскопал, перекусил ее, но не смог съесть...
Кстати, полковник, с которым Маресьев повсюду расхаживал, тоже настоящим героем был. Выпрыгнул из горящего танка и аккурат попал под гусеницы другой боевой машины. Ему, как и Маресьеву, отняли ноги, и он всю войну прошел на протезах. Вот про кого книгу надо писать!
В 2000 году встретился с героем во второй раз. Маресьев меня не признал - за полвека много воды утекло. Я ему про Подольск и безногого танкиста-полковника напомнил, смотрю - рад мне! Спустя год в Москве на конференции ветеранов войны состоялась наша последняя встреча. Совсем он уже плох был: «Меня как свадебного генерала всюду возят, не в силах я какие-либо вопросы решать...»


«Окопная» жизнь


- Мы делаем все, чтобы смоляне знали о подвиге своих земляков. Два с половиной года назад в СГУ был открыт лучший в России музей воинов-интернационалистов. Доказательство тому - президентский грант и награждение его создателей орденом Маршала Жукова. Примечательно, что одним из первых посетителей нашего музея был Патриарх Кирилл.
И сегодня я готов познакомить с экспозицией воинов-интернационалистов всю Смоленщину. Благодаря поддержке областной администрации мы уже побывали в шести райцентрах с передвижными выставками. Недавно вернулись из Демидова... Нам есть что рассказать!

Шофер Василия Сталина

- В Казани совершенно случайно познакомился с Василием Сталиным. Мой начальник попросил подбросить его домой. Рулю на «Победе» мимо ресторана «Маяк», шеф говорит: «Стой! Давай вон того мужичка заберем». Остановил машину, тот сел на заднее сиденье. Ростом невелик, одет в военный френч, на палочку опирается... Да я его и не разглядывал особо.
На следующий день звонит мой начальник и смеется в трубку: «А ты знаешь, кого подвозил? Самого Василия Сталина!» Тут я и сел: «Да ты хоть бы намекнул...» - «Да я тебя с ним познакомлю, он простой, контактный человек». Оказалось, и вправду простой - когда у Василия заканчивалась пенсия, он занимал у начальника деньги.
Хороший человек был. Смелый. В войну два самолета сбил. Но если выпьет - не дай бог ему под горячую руку попасться! Генсеку Хрущеву однажды Василий, несмотря на регалии и чины, закатил пощечину... И покатился вниз по политической наклонной. Сначала во Владимире под арестом сидел, потом его в Казань умирать отправили под отцовской фамилией Джугашвили. Помню, как хоронили сына Сталина в промозглый, слякотный мартовский день. Играл оркестр, за гробом шла Мария Нузберг-Джугашвили, его вторая и последняя жена. И больше - ни-ко-го! Два дня Василий не дожил до своего дня рождения - 21 марта 1962 года...
Жаль его было до слез. Все думают, что он умер от алкоголизма, но есть в мире и другая, более серьезная, болезнь - политика. Наш прославленный летчик, воин-интернационалист Анатолий Бордун учился с Василием в летном училище. Рассказывал, что поначалу тот жил в гостинице. А как Сталин узнал, что его сына на особом положении содержат, тут сладкая жизнь младшего Джугашвили и закончилась - переехал в казарму, о чем, впрочем, не жалел. В казарме веселее было. Делился с товарищами посылками, папиросы стрелял напропалую... К нему частенько приезжала Светлана Аллилуева, и летчики по очереди танцевали с дочкой вождя...







Загрузка комментариев...
Читайте также
47 минут назад
сегодня, 19:26

Эта работа займет не менее пяти дней. Подробнее об этом ...

сегодня, 18:15

Владимир Николаевич Полозов пропал в поселке Стодолище Починковского...

сегодня, 15:30
Подписано соглашение о сотрудничестве. Этот шаг направлен на...
Новости партнеров