Папа может! Исповедь многодетного отца

Общество

В канун Нового года региональный совет женщин и комитет солдатских матерей объявили неслыханную новость. В Краснинском районе живет Николай Мощенко, который после смерти жены один воспитал десятерых детей. Вот так случайно Смоленщина узнала своего героя. Корреспондент «РП» специально съездил в Маньково, чтобы узнать, каково это - растить столько детей. И услышал от Николая Мощенко честный рассказ о своей жизни. Все, как было и есть. Без прикрас.

Счастье в Голубиновке

- Деревня наша, Голубиновка, совсем небольшая. Как Маньково - все друг у друга как на ладони. Но Голубиновка находится в Казахстане. Там, где бескрайние степи, едва виднеющиеся горы, окутанные туманной дымкой… Со своей будущей женой Надей я учился в параллельном классе. Мы хоть и выросли вместе, но почти не общались. А когда я из армии пришел, то стали встречаться. Шесть месяцев за ней ухаживал, а потом отвел под венец. Свадьба по местным меркам была совсем небольшая. 270 человек. Гуляли, как и полагается, три дня. Первый день праздновали свадьбу сразу в двух домах – у жениха и невесты. Потом новоиспеченную жену перевезли к мужу, и устроили мы там пир на весь мир. Через год у нас родился первенец - Саша. А вслед за ним появились на свет Алена, Наташа, Женя, Люба, Коля, Дима, Настя, Оксана и Сережа.

Трудился я в поте лица: сначала звеньевым полеводческой бригады, а потом управляющим… Летом уходил на комбайн, чтобы заработать побольше. У начальства был на хорошем счету. Несколько раз меня поощряли на республиканском уровне. Давали путевки в Германию и Чехословакию. А однажды отправили в поездку по городам-героям. Так я впервые увидел Смоленск – зеленый город на холмах.

Но главную награду получила моя жена из рук президента Назарбаева. Это золотая подвеска «алтын-алка», ее вручают семьям, воспитавшим больше семи детей. На подвеске изображен малыш на фоне гор. Если едешь по Казахстану летом, кажется, что его бесчисленные горы переливаются золотом…

Хозяйство у нас было тоже немаленькое. В Казахстане ведь как принято? Для дорогого гостя хозяева режут барана. Это святая обязанность! Хоть днем, хоть ночью, но нужно приветить и накормить… У нас было 12 маток. Каждая приносила по два ягненка в год. Вот и считайте - 24 головы. Нам как раз на год хватало: брат из Караганды приехал, брат из Алма-Аты…

Великое переселение

- В 1990-е годы, после распада Советского Союза, в республике начали «прижимать» русскоязычное население. Позакрывали школы, даже производство перевели на казахский язык... И мы уехали. Подчеркиваю - только ради детей. Директор не хотел меня отпускать: «Выучим мы твоих детей, только оставайся!» А я ни в какую. Лучшую долю сначала отправились искать в Сибири: Омск, Томск, Новосибирск… Был у нас такой «рейд» по родственникам жены.

В 1998 году очутились на Смоленщине. Нас позвал в Кардымово один знакомый из местных верхов. Пообещал работу, жилье. Да только пока мы досюда доехали, он… умер. Так мы оказались у разбитого корыта. Но мир не без добрых людей, и меня пригласили поработать в совхоз в Краснинский район. Было, конечно, тяжело. За плечами маячил цветущий Казахстан, где все вокруг родственники. Там твои корни…

Дети плакали в три ручья. В Голубиновке мы оставили огромный дом, а здесь… Свободных квартир не было, и нас поселили в клубе в деревне Середнево. Там в 90-е было 15 дворов. А сейчас и вовсе несколько старушек остались доживать свой век… Делать нечего, надо обживаться, поставили печку. Все-таки март на дворе… Спали на сцене - ложились рядом штабелями, чтобы не замерзнуть… Горя хлебнули немало. Из Казахстана нам почти ничего не разрешили вывезти - ни муку, ни сахар, ни масло… На двоих с сыном (ему к тому времени исполнилось 22 года) мы получали 200 рублей. Этого едва хватало. Очень часто приходилось делить булку хлеба на 12 частей… Но в долг никогда не брали - привыкли выкручиваться сами. Потом как-то полегче стало.

Нам дали в Манькове большую просторную квартиру. И вдруг пришла беда: заболела Надя. Она угасла в течение полугода… До сих пор не понимаю, почему так случилось. Может быть, не подошел климат…

«Я и сам кому хочешь помогу…»

- Все мои дети, как птенцы, выросли. Кто-то остался со мной, а другие разлетелись кто куда: в Москву, Воронеж, Смоленск. Старшему уже 37 лет, а младший, Сережа, недавно пришел из армии. У меня уже девять внуков, сейчас ждем десятого. Часто собираемся большой семьей. Обязательно вспоминаем Надю… Дети просят: «Пап, а давай как раньше? Приготовь нам манты или куардак». Тогда я сажусь за руль и отправляюсь искать, кто же продаст мне ягненка. Не в каждой деревне сейчас найдешь! А если найдешь, то цену заломят ого-го! Четыре тысячи за маленького барашка! Удовольствие, конечно, не из дешевых. Но если нахожу ягненка, то жарю его на костре в чугунном казане прямо во дворе. Ничего сложного в приготовлении нет. Только дрова в огонь нужно постоянно подкидывать. Специи - по вкусу, но стручковый красный перец обязательно. Мы его саженцы еще из Казахстана привезли…

Конечно, я горжусь, что все мои дети стали вполне успешными людьми. За 18 лет и я смог добиться чего-то. Начальство меня уважает, часто спрашивает: «Николай Александрович! Может, тебе помочь чем?» Я вежливо отказываюсь. И когда нуждался в чем-либо, сам справлялся с трудностями. А сейчас я и сам кому хочешь помогу…


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
18 минут назад
Губернатор В.Н.Анохин вновь обратился к смолянам в своих соц...
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
Новости партнеров