За кем будущее смоленской деревни?

Общество

О судьбе села  говорят и пишут чуть ли не каждый день.

Жаль только, что желающих возродить его, а значит вспахать землю и перестроить фермы, не так много. Да и к тем, кто берет на себя столь сложный труд, отношение двоякое. Вопрос:  «Есть ли у их деревни будущее?» -  мы задали  некоторым жителям деревни Добромино Глинковского района.

- Да какое там будущее… Хозяйство закрывают. Имущество продают местным богатеям. Игнатов все скупил, а мы как были ни с чем, так и остались. О газе теперь остается только мечтать. Пекарню, и ту продали. А деньги куда пошли? Их же людям не раздали и дорогу на них не построили. Разворовали, растащили…
- Пока живут у нас такие люди, как Игнатовы, есть у деревни будущее. Василий Анатольевич за сельское хозяйство взялся, фермы восстанавливает, пашет, сеет, дома жилые строит… Значит, будет людям и работа, и продукты свои, а не завозные...
Признаться, затевая написать о деревне, не предполагала, что придется столкнуться со столь противоположными мнениями. Попробуем разобраться, кто  прав.

 

Почему пришлось продать землю и фермы


 Когда-то было на территории тогда еще Доброминского сельсовета довольно крупное хозяйство - совхоз «Приднепровье». Пахали, сеяли, разводили кур. Трудилась на родной земле не одна сотня человек. В девяностых пережил совхоз реорганизацию. На его месте  появилось ТСОО «Приднепровье», которое через несколько лет было признано банкротом. Потом в деревне был создан сельскохозяйственный производственный кооператив «Добромино», который, кстати, не стал правопреемником «Приднепровья» -  слишком много долгов оставило после себя товарищество. Впрочем, некоторые из них СПК все же взял на себя -  как было не выплатить долги по зарплате и  электроэнергии.
Коллектив СПК, как мог, сохранял свой сельскохозяйственный профиль. Но постепенно все приходило в упадок. Низкая заработная плата, отсутствие механизации на ферме, тяжелые условия труда делали свое дело -
работать стало некому.
Один на один с бедой «Добромино» не оставляли. Район помогал с  кормами, при каждой возможности перебрасывая сено из других хозяйств. Но бесконечно это продолжаться не могло. Хозяйство, надаивавшее на буренку всего тысячу килограммов молока в год, не могло конкурировать с другими. К тому же  из 31 головы общественного стада 28 были признаны лейкозными. В августе 2008 года было принято решение закрыть СПК «Добромино» -  перспективы у хозяйства уже не было.
- Самая большая беда в том, что у нас просто некому было работать. На момент ликвидации не было даже скотника, имелась всего одна доярка, и та пенсионерка, - рассказывает директор СПК «Добромино» Татьяна Васильевна Переходцева. - Мы в последние два-три года вместе с бухгалтером работали на ферме - доили коров, вручную чистили навоз. А летом еще и коров пасли, если не удавалось никого нанять в пастухи. Держались, сколько могли, но работать так дальше просто нет возможности. Да за молоко больших денег и не выручишь, а налоги надо платить регулярно. В августе 2008-го у нас было 156 тысяч долга по налогам и
98 тысяч - по заработной плате. Для нас это деньги немалые. Но чтобы ликвидироваться, с долгами надо рассчитаться. Странно, что люди этого не понимают. Осуждают, что фермы продаем. Мы стремились передать их в собственность людям, которые займутся сельхозпроизводством. Жаль, когда на твоих глазах все растаскивается, разворовывается. Вот когда-то мехдвор оставили без присмотра, и сегодня от него одни руины остались. А ведь грешить не на кого - свои такое творят.
Именно с целью рассчитаться с долгами, как того требует закон, и продается имущество СПК «Добромино». Эти деньги не раздашь по паям и уж тем более не пустишь на ремонт дороги. Дорога и хозяйство - разные ведомства, а следовательно, и разные уровни финансирования.

 

Кто взялся за дело


Когда встал вопрос о ликвидации хозяйства, администрация района выдвинула требование: реализовать имущество только для целей сельскохозяйственного производства. Тем более что и земли вокруг - сельхозназначения.
Почему именно Василию Анатольевичу Игнатову продали фермы? Да потому, что он убедил и бывших владельцев СПК, и администрацию района в серьезности своих намерений заняться сельскохозяйственным производством. Игнатов здесь  не посторонний -  работал в хозяйстве, сам имеет земельный пай. Прибавьте к этому паи родственников. Да и занимаясь деревопереработкой, показал, что умеет вести дела.
- Планируем следующей осенью завести сто голов свиней, - рассказывает Василий Анатольевич, - еще голов пятнадцать коров немецкой черно-пестрой породы. Сразу бросаться и набирать 200 - 300 голов не собираемся. Скот прежде всего надо кормами обеспечить. А для этого надо и зерновые вырастить, и сеном, сенажом запастись. Прошедшей осенью засеяли сто пятьдесят гектаров озимыми: тритикале, рожью, пшеницей. Столько же вспахали паров.
А всего Игнатов  собирается обрабатывать порядка тысячи гектаров земли. Уже сегодня у него триста га  в районе деревни Добромино и четыреста - возле Дубосищ. Еще гектаров триста он планирует взять в аренду у области. Считает, что тысяча гектаров им вполне по силам. К тому же Василий Анатольевич собирается наладить на месте переработку полученной продукции. Свежие молоко и мясо не придется возить далеко, они и у себя в селе будут пользоваться немалым спросом - это раньше в деревне был не один десяток буренок, а сегодня их в Добромине единицы. Да и от содержания свиней многие отказались.
Руководство СПК жаловалось на отсутствие рабочей силы, так с  кем же будет работать Игнатов? Говорит, для него это не проблема. Свой коллектив у него сложился, а с  единомышленниками можно смело начать любое дело. Кстати, что касается сельскохозяйственного производства, то расчет только на местных жителей,  зарплатой он не обидит.
 Да и условия работы в сельхозпроизводстве Игнатова обещают быть неплохими. Коровники преображаются на глазах. Территория вокруг них уже огорожена, перекрываются крыши, ведутся внутренние работы.
И окончательным аргументом за рачительного хозяина стали дома, которые строятся для рабочих. Правда, здесь Василий Анатольевич сразу сделал поправку. Мол, дома не мои, а рабочих, на них сразу и оформляем новостройки. Но появились-то они не без помощи и участия Игнатова. Он предоставил материалы со значительной скидкой и в рассрочку на несколько лет.
Сегодня два дома уже подведены под крышу, еще несколько будут заложены в этом году. Так стараниями предпринимателя в Добромине появится целая новая улица. Кстати, этот факт Игнатову некоторые земляки тоже ставят в вину - толкуют, что скупил школьные земли. Уточнив  этот момент в районном земельном комитете, мы убедились, что земля отводилась в строгом соответствии с законодательством, в присутствии районного архитектора и главы сельского поселения. Тем более что территория  эта, хоть и находится вблизи местной школы, относится к категории земель поселения, которые и используются для строительства.
В своих начинаниях Василий Анатольевич  не одинок. Еще одно хозяйственное здание, служившее телятником, приобрел другой  местный предприниматель, Виталий Дмитриевич Игнатов. В его планах - реконструировать строение   и заняться животноводством. Каким именно - пока не определился, просчитывает,  что - свиньи или овцы - принесет больший доход. Но то, что это будет сельскохозяйственный профиль, Виталий Дмитриевич решил для себя окончательно. Только вот односельчане говорят и о нем всякое.
Молва людская беспощадна, достается в сельских судах-пересудах и Людмиле Дмитриевне Ивановой, выкупившей местную пекарню. Лет десять-пятнадцать назад доброминский хлеб в нашем районе славился. Каждый, кто приезжал сюда, непременно покупал булку-другую. Мягкий, теплый, испеченный с душой, он имел особый, неповторимый вкус. Но и здесь все   незаметно пришло в упадок. Сначала Глинковское райпо присоединили к Починковскому, а затем и пекарня прекратила свою деятельность. Ее здание, построенное еще в 1966 году, прежнее руководство райпо арендовало у хозяйства. А когда необходимость в аренде отпала, здание осталось бесхозным, и к моменту покупки его Людмилой Дмитриевной не имело балансовой стоимости. Более того, представляло собой незавидное зрелище: провисшие потолки, ободранные полы, размороженное и демонтированное отопление…  Год-другой - и только груда кирпичей напомнила бы местным жителям о былой славе доброминского хлебушка.
Сегодня в здании, купленном Ивановой, работает магазин, скоро откроется кафе. И уже не за горами тот момент, когда вновь отведают сельчане своего хлеба. В планах предпринимателя - открытие мини-пекарни. Хочется верить, что для большинства это событие будет радостным. Опять же два-три дополнительных рабочих места появится на селе, а это сегодня факт немаловажный.

 

Будущее все-таки есть?


- На 2009 год в районном бюджете предусмотрены средства на проектирование внутрипоселкового газопровода, - говорит заместитель главы МО «Глинковский район» Галина Александровна Саулина. - Проектирование будет проведено в порядке софинансирования из областного и районного бюджетов в рамках областной программы «Социальное развитие села».
Анализируя ситуацию, делаешь выводы, что Доброминское поселение не отнесешь к разряду тех, которые обойдены чьим-либо вниманием. Местная школа первой в районе была переведена на инфракрасное отопление, отремонтирована часть деревенского водопровода… В будущем планируется привести в порядок и одно из самых красивых здешних мест -
Василевское озеро.
А что касается развития частного предпринимательства и малого бизнеса, то тут, как говорится, дай бог. Странно, что никак не можем мы понять простые вещи. Не судить-рядить, а радоваться нужно  тому факту, что есть в наших селах люди, готовые взять на себя ответственность за поля и пашни, думающие о том, как завтра накормить не только свою семью, но и еще сотню-другую человек.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
вчера, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

вчера, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров