Смоленщина, которую мы не знаем

Общество
В начале года «Рабочий путь» рассказывал о старом Смоленске - о его зданиях и памятниках, которые мы безвозвратно потеряли. Теперь пришел черед вспомнить о жемчужинах Смоленского края. В фокусе нашего внимания оказались достопримечательности, которые были стерты с лица земли в первой половине прошлого века. Но нам, потомкам, повезло - чудом сохранились фотографии тех лет. Что ж, приглашаем вас на виртуальную прогулку…

Покровское (Демидовский район)

Роскошный дворец был построен по приказу самого Григория Потемкина. Готовясь к приезду Екатерины II, он решил возвести для нее настоящие хоромы. Дворец поражал великолепием: трехэтажный, с красивой ротондой, на крыше которой в сумерках зажигались большие фонари. По периметру дома высадили сирень, акации, жасмин… Увы! Императрица в Смоленской губернии побывала, но… проехала мимо импозантного дворца. Сам Потемкин наведывался в него нечасто – всего несколько раз за свою жизнь. После смерти князя Таврического Покровское переходило из рук в руки, постепенно ветшало и в конце концов пришло в запустение.

В 1920-е годы в доме случился пожар. Прекрасное строение осталось только на фотографии да в рассказах старожилов. Говорят, что вся крыша дворца была усыпана серебряными монетами, а подземный ход соединял господский дом с сельским храмом…

Николо-Погорелое (Сафоновский район)

Храм-мавзолей возвели в конце XVIII - начале XIX веков по приказу владельца усадьбы Ивана Барышникова (по другим данным - предыдущего хозяина имения Алексея Лыкошина. - Прим. автора). Предположительно, здание построено по проекту архитектора Матвея Казакова, а барельефами его украсил скульптор Федот Шубин.

К большому сожалению искусствоведов и местных жителей, шедевр архитектуры был уничтожен в вихре Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года его взорвали, решив, что мавзолей служит ориентиром для немцев.

Вонлярово (Смоленский район)

Еще столетие назад деревню украшал необычный господский дом. Когда в 1918 году усадьбу национализировали, особых ценностей в нем не обнаружили: бильярдная комната, 11 шкафов с книгами, в том числе на иностранном языке, 24 гравюры, 9 гипсовых статуэток, пять картин в разных рамах…

До 1917 года имением владели сестры София Ильгестром и Мария Вонлярлярская. После революции покидать усадьбу они отказались.

Вот какой любопытный документ 20-х годов цитирует в своей книге «Новости из прошлого» Анатолий Трофимов: «Слушали: Вонлярские София и Мария, им. Вонлярово, Катынской волости, также имели имение Потемкино в Починковской волости. В настоящее время собственности никакой не имеют, но проживают в совхозе Вонлярово, где им предоставлены квартиры. Существуют на средства местного кулачества, которое к советской власти относится враждебно. Постановили: Вонлярских Софию и Марию, им. Вонлярово, выселить из пределов Смоленской губернии».

Сестрам было за 70… Вероятно, уничтожение господского дома произошло в 30-40-х годах прошлого века. В 1926 году из Вонлярова в Смоленск перевезли огромные гранитные вазы работы известного скульптора Михаила Микешина. Одна из них украшает сквер напротив здания городской администрации, другая стоит в Лопатинском саду.

Преображенское (ныне - деревня Митино Смоленского района)

Так выглядел один из самых красивых дворцов Смоленского уезда с 27 комнатами, каждая из которых была расписана и украшена гипсовыми статуями. До 1917 года имением владела княгиня Щербатова.

«Не секрет, что многие помещики после революции не захотели покидать свои имения. Если жить в них не удавалось, они находили места при школах, больницах, там, где были востребованы грамотные специалисты, - рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель Смоленского государственного университета Демьян Валуев. – В Преображенском вообще был санаторий, так называемое «дворянское гнездо». Главный врач – бывший меньшевик. Среди тех, кто там трудился, было немало помещиков. Они держались за свои места и вели борьбу с представителями власти. Например, в Преображенском санатории заведующий выгнал трех секретарей партячейки, добивавшихся чистки учреждения от белогвардейцев и помещиков».

«Операция» по отлучению от власти инакомыслящих, видимо, прошла успешно. В 1927 году «Рабочий путь» сообщал о тихой и мирной жизни в санатории: «Верстах в 5-6 от станции Колодня среди живописной гористой местности стоит громадный дом с колоннами екатерининских времен. Вокруг дома разбит парк из вековых лип и дубов, внизу под горой небольшая речка. Из окон дома открывается великолепный вид на десятки верст… Теперь в бывшем княжеском доме размещается санаторий для слабогрудых и туберкулезных детей рабочих, крестьян и служащих. Их больше сорока, этих новых хозяев дома, а ухаживает за ними двадцать один человек. С утра до вечера раздается в доме веселый крик детишек. Живется им хорошо. И уход, и питание, и одежда – всем они довольны. По праздникам с раннего утра детский цыплятник начинает волноваться – приедут ли родители? В Преображенское посылают детей возрастом от 5 до 16 лет на срок от трех до четырех месяцев, но если очень слаб и плохо поправляется, то оставляют и до восьми месяцев. За время своего пребывания в санатории дети прибавляют в весе от десяти до тридцати фунтов… Со стен, где раньше в золотых рамах висели портреты титулованных особ, теперь смотрят незатейливые произведения творчества пролетарских детей».

Увы, при каких обстоятельствах разрушен дворец, нам узнать так и не удалось…


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
52 минуты назад
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
сегодня, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
сегодня, 21:08
сегодня, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров