Смоленская деревня задыхается. Кто поможет?

Общество

Хотите увидеть синих лягушек? Тогда поезжайте в деревню Струково Дорогобужского района. Сегодня она привлекает своей обжитостью и устоявшимся деревенским бытом, а в советские времена почиталась как перспективный населенный пункт, где на фоне постоянно дымящих труб Дорогобужского завода азотных удобрений (ЗАУ) особенно остро чувствовалось «слияние города с деревней».

Здесь и сегодня живо сельхозпроизводство, есть проезжая в любое время года дорога и озеро, к которому в жару подтягиваются толпы отдыхающих из ближних и дальних окрестностей и даже из Сафонова. И все бы хорошо, но уже второй год местную идиллию портит едкий химический запах, от которого перехватывает дыхание и слезы выступают на глазах. А в последнее время люди начали находить возле своих домов… синих лягушек. За всю обозримую историю населенного пункта таких казусов никто не помнит. Поэтому народ тут же связал посинение земноводных с «душком», плотно накрывающим дома и огороды по утрам, вечерам и после каждого дождя.

Чиновники не дрогнули

Со стороны автодороги на Сафоново деревня Струково начинается с коттеджей. Впрочем, здесь все дома ладные да прибранные, поэтому контраст между роскошью и нищетой глаз не режет. Различает их только то, что жители исторической части деревни страдают от непонятного запаха чаще, чем их соседи-новоселы. Все зависит от того, куда сегодня ветер подует. Да и урбанистический пейзаж, где задний план заполняет четкий силуэт ЗАУ, наводит на мысль о возможном источнике неполезных для здоровья запахов. Но это лишь предположения. А по факту все намного проще.

Перед деревней нас встретила делегация из местных жительниц: Ольги Качуриной, Надежды и Антонины Бельских, Антонины Петрушиной, Валентины Харкевич. «Экскурсия» началась сразу. Все пояснения женщины давали по ходу осмотра местных достопримечательностей. Сегодня трудно точно определить место, где, возможно, были разлиты какие-то химикаты. Единственным ориентиром для наших поисков стал едкий запах, похожий на лекарственный, усиливающийся по мере приближения к емкостям с горючесмазочными материалами, принадлежащими ООО КСП «Струково».

Весной 2014 года, по словам моих провожатых, возле этого места еще лежала куча железных бочек от той самой «химии». Что это было, они не знают, потому что сюда нельзя было подойти, не рискуя задохнуться. В окрестных кустах, как по мановению волшебной палочки, пропали насекомые. Жители даже летом перестали открывать окна и форточки, потому что особенно после дождя, а также утром и вечером запах становился невыносимым. И 30 апреля он ощущался явно. На словно специально утоптанной глиняной площадке у меня запершило в горле, появилось желание откашляться, минут через 15 я почувствовал ноющую боль в затылке и подташнивание. Ничего необычного - стандартные симптомы отравления. Но бежать с поля боя не пристало, да и женщины вели себя довольно бодро, наперебой убеждая меня в том, что «сегодня почти не пахнет». Мне же казалось, что запах намертво въелся в легкие и уже пропитал одежду.

Продолжаем лазить по сухому бурьяну, тут и там обнаруживая мусорные кучи, которые через несколько веков станут культурным слоем нашей эпохи. Порядка ради их пытались сжечь, но местность за производственными помещениями сельхозпредприятия от этого чище не стала. Помимо металлических кордовых нитей от автопокрышек, чайников и прочих железок, здесь и какие-то недогоревшие семена и мешки от аммиачной селитры.

А головная боль нарастала, и тошнить меня от местного воздуха стало сильнее. Экскурсию пора было заканчивать. Выбираемся из бурьяна к машине и тут, подальше от вонючего глиняного «пятачка», продолжаем разговор о жизни в Струкове.

Сразу задаю вопрос: «А в местную администрацию обращались? В район? В Смоленск, наконец?» Оказывается, куда только не стучались, но никуда не достучались! Чиновничья вертикаль легко выдержала натиск сельских женщин, оставив все на откуп времени. Так бы все и сошло на тормозах, но в предпраздничные выходные снова заболели дети.

Никто ничего не хочет делать

- Я сама звонила в Смоленск в Роспотребнадзор, - говорит Антонина Петрушина, - было это прошлой весной, в конце апреля. Они, видимо, дали задание какому-то своему местному подразделению проверить информацию. Приехали, поездили по деревне, ни с кем из нас не поговорили и уехали.

- У нас дети болеют постоянно, - поддерживает слова соседки Ольга Качурина. - Я своих двоих привожу на выходные, чтобы отдохнули от квартиры, пока я что-то в огороде поделаю, так они после этих поездок по нескольку дней в школу не ходят. Сразу же температура, головная боль, тошнота, и так на протяжении двух-трех дней. Раньше было все в порядке, а когда прошлой весной появился запах, то сразу стали болеть.

- Мне сестра только что звонила, сказала, что племянница, после того как день побыла у нас, слегла, - рассказывает Антонина Бельская. - Все то же - рвота, температура, общее недомогание. Врачи говорят, то грипп, то ОРВИ, но симптомы появляются всегда после поездки в Струково. В понедельник дождь прошел, так мы задыхались, окна не открыть. Сколько же это терпеть? А теперь вот и лягушку синюю поймали - прямо возле дома. Что такое можно было вылить на землю, что даже лягушки посинели?

Звонок генеральному директору ООО КСП «Струково» ситуацию не прояснил. Василий Дмитриевич Кузнецов рассказал, что около двух-трех лет хозяйство не приобретало никаких ядов, но обещал обойти деревню и все тщательно осмотреть. Вполне возможно, что это действительно так, но на складах могли остаться старые запасы, от которых необходимо было срочно избавиться.

По словам местных жителей, перед самой проверкой Роспотребнадзора все бочки, валявшиеся за местной заправкой, вдруг собрали и вывезли куда-то в кусты, за животноводческую ферму, стоящую на берегу озера. В разросшемся бурьяне там найти их не удалось.

Как спасаться?

Согласитесь, данная ситуация как нельзя полно вписывается в афоризм «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Уже и дети болеют, и взрослые задыхаются, возможно, даже лягушки посинели… Только ни один чиновник не покраснел от стыда за свое глухое равнодушие к человеческим бедам и требованиям Федерального закона №131, предписывающим им день и ночь думать о создании благоприятных условий жизни для населения. Правда, генеральный директор ООО КСП «Струково» В. Д. Кузнецов обещание обойти деревню и все обследовать выполнил.

В своем звонке в редакцию местные жители рассказали, что специалисты сельхозпредприятия действительно озаботились проблемой и собирались подавить запахи с помощью извести. Трудно сказать, правильно ли это.

В любом случае утилизация вредных веществ должна проводиться строго по инструкции. А теперь лучше всего сделать анализ почвы и определить, что же все-таки в нее попало и как с этим бороться?

Руководитель Роспотребнадзора Сергей РОГУТСКИЙ в телефонном разговоре вспомнил, что весной 2014 года было обращение из Дорогобужского района. В соответствии с действующим законодательством Сергей Витальевич попросил переслать ему копию письма жителей деревни Струково, чтобы их и редакцию «РП» официально проинформировать о том, какие меры были приняты для нормализации обстановки. Ответ руководителя Управления Роспотребнадзора по Смоленской области мы обязательно опубликуем.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

- На самом деле особого повода для беспокойства нет, - так считает кандидат биологических наук, сотрудник кафедры биологии и декоративного растениеводства СмолГУ Владислав Юрчинский. - Синюю окраску могут приобретать самцы лягушек в период размножения. Если до этого такие особи в Струкове не встречались, то не исключено, что в почве откуда-то появились повышенное количество соединений меди. Они тоже могут давать голубую окраску кожи и земноводных, и речных раков.

- Без анализа почвы, на которую слили вещество из бочек, трудно сказать, что это было, - говорит кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии, химии и методики преподавания СмолГУ Наталья ВОЙТЕНКОВА. - Синеватый цвет лягушка могла получить при вбросе в окружающую среду мышьяковидных ангидридов, широко используемых в качестве гербицидов, или медного купороса, применяемого как пестицид. Соединения мышьяка ядовиты, могут быть летучими, перемещаясь по воздуху с капельками влаги, например, после дождя или в утренние и вечерние часы, когда выпадает туман.


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 17:10
Смоленской региональной общественной организации ветеранов л...
9 минут назад
Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смо...
Новости партнеров