Генплан Смоленска: мы пойдем другим путем?

Общество

Смоленские суды завалены делами, касающимися выделения земельных участков в областном центре. Порой собственники хотят урвать наделы в ущерб развитию инфраструктуры города. Такая практика не только нарушает Генеральный план города Смоленска, но и погружает его в автомобильные пробки.

Рост не ввысь, а вширь

Генеральный план Смоленска с изменениями, утвержденными горсоветом 22 декабря 2009 года, и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), поддержанные народными избранниками 9 ноября 2010 года, предусматривают застройку города многоэтажными домами на 77 процентов. Малоэтажное жилье должно занимать 13, индивидуальное – 10 процентов. По данным же управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) администрации города, в 2013 году индивидуальная застройка вместо 1/10 занимала территорию в пять раз больше - 52 процента. И это не считая земель садоводческих товариществ, где также полным ходом строятся коттеджи.

В результате нарушения Генплана и ПЗЗ Смоленск лишается возможности дальнейшего развития коммуникаций, транспортных артерий, все глубже погружаясь в пробки. И, как показывает практика, зачастую это связано с решениями судов.

Нелюбовь к Генплану

В ноябре 2014 года «РП» рассказывал об искусственно возникших проблемах предстоящего строительства дороги - продолжения улицы 25 Сентября по проезду Маршала Конева, через Энергетический проезд, Кловку, Краснинское шоссе, с последующим выходом к Днепру, где должен быть возведен новый мост и, пересекая Витебское шоссе, по улице Лавочкина соединить три района города. Эта магистраль заложена в Генеральном плане, однако на ее пути множество препятствий. В их числе и один из земельных участков по пер. Оршанскому, оказавшийся посередине будущей дороги. Администрация города отказала его владельцу в выдаче градостроительного плана для строительства многоквартирного жилого дома, но он обратился в Ленинский районный суд. Судья занял сторону предпринимателя, обязав администрацию изменить ПЗЗ в части этого куска земли.

Тем не менее, несмотря на все препоны, как недавно сообщал «РП», городские власти уже обратились к федеральным властям за помощью в финансировании строительства части этой дороги. А также подали заявление о пересмотре судебного решения по изменению ПЗЗ.

Через сад-огород

Не меньше, чем центральная часть города, загружены и улица Попова, микрорайон Киселевка, просп. Строителей, Тихвинка. Разрядить транспортное напряжение в этой части Смоленска должна еще одна из планируемых магистралей. Ее начало предусмотрено от здания городского военкомата по улице Рыленкова, далее она должна пройти вдоль мкр-на Соловиная Роща, по территории садоводческих кооперативов, пересечь Рославльское шоссе и выше аэропорта Южный соединиться с западным обходом Смоленска. Нетрудно представить, как разгрузилось бы Рославльское кольцо, соединяющее три стратегических направления. Но и для этой «дороги будущего» включили «красный свет».

Если из центра города двигаться к микрорайону Южный, то от остановки «Аэропорт», по левой стороне, в районе Тихвинки раскинулись садовые участки, о которых и пойдет речь. Несколько десятилетий назад работники разных предприятий Смоленска объединялись в садоводческие кооперативы, очищали захламленные территории под свои «кровные» шесть соток, сажали фруктовые деревья, из подручных средств сооружали «избушки». И вдруг до дачников долетела нерадостная весть: через участки будут вести дорогу.

Не допустим!

Инициативные люди провели собрания, подали исковое заявление в суд, в котором возражали против строительства. Вначале Промышленный районный суд отказал истцам. Но затем встал на сторону заявителей: «Обязать администрацию города Смоленска внести изменения в Генеральный план города Смоленска в части размещения магистральной улицы городского значения по территории СНТ «Дружба», «Рассвет» и «Железнодорожник» путем ее исключения».

Судья отметил, что спорные участки были переданы в бесплатную собственность, теперь же они зарегистрированы и стали частной собственностью: относятся к землям с разрешенным использованием под садоводство и огородничество и на них имеются капитальные строения.

Вера на слово

Представитель СНТ «Дружба»… поддержал доводы истца, указав, что при составлении Генерального плана разработчиками не было учтено, что автомагистраль будет проходить через уже построенные жилые дома и буровую артезианскую скважину с емкостями для хранения воды… В период подготовки изменений в план он предлагал администрации Смоленска другой маршрут дороги - по свободным землям, однако после его предложения на этой свободной земле стали быстрыми темпами возводить многоэтажное жилье. «Маршрут дороги не единственный, ее можно проложить в другом месте», - написал в своем решении судья.

По поводу «быстрых темпов возведения многоэтажного жилья» напрашивается небольшое отступление. Пожалуй, любой застройщик может подтвердить, что от подачи заявления на аренду участка под строительство до его начала потребуется как минимум два-три года. А судя по тексту судебного документа, сведения о наличии капитальных сооружений на садовых территориях, где должна проходить магистраль, были получены со слов представителей истца и представленных ими фотографий.

Чиновники не правы?!

А вот утверждение представителя администрации города о том, что направление магистрали через садовые участки является исключительным вариантом и изъятие земель для муниципальных нужд и снос уже возведенных строений предусмотрены законодательством, на решение не подействовало. Как, впрочем, и заявление сотрудника ГИБДД, пояснявшего, что существующая транспортная сеть при увеличении численности транспорта не позволит обеспечить требуемую безопасность дорожного движения в городе.

«Размещение автомобильной дороги общего пользования по территориям садоводческих товариществ противоречит нормативам градостроительного проектирования», - отметил судья.

Служитель Фемиды также посчитал, что при разработке Генплана проектный институт не рассматривал другие варианты прохождения дороги. «Тот факт, что предложенный вариант не является исключительным, подтверждается справкой ГИБДД. О существующем в этом районе транспортном сообщении между микрорайонами Киселевка и Южный (используются ул. Рыленкова, пр. Строителей и участок автодороги А141)», - сказал судья.

Но любой смоленский автомобилист прекрасно знает, что упомянутые маршруты, особенно в часы пик, представляют собой сплошные пробки. Но изменения в Генплан были внесены судом.

МНЕНИЕ

Начальник отдела управления архитектуры и градостроительства администрации Смоленска Татьяна Гончарова:

- «Согласно действующему Генеральному плану, территории садоводческих кооперативов являются резервом для развития города. Более того, до утверждения «Правил землепользования и застройки города Смоленска» на спорных землях были предусмотрены жилые зоны. Однако на общественных слушаниях по рассмотрению разработанной градостроительной документации владельцы участков попросили перевести их в садоводческие.

Им пошли навстречу. Но зона объектов садоводства в границах упомянутых товариществ не предусматривает осуществление жилищного строительства. А планируемая дорога является перспективной и точное ее местоположение не определено – это будет сделано в ходе проектных работ, с учетом оптимальных затрат. Других вариантов прохождения этой магистрали нет.

Перед началом строительства владельцы всех участков, попадающих в зону прохождения магистрали, будут извещены, за земли, кстати, переданные им бесплатно, а также строения будут выплачены денежные компенсации. И несмотря на все эти аргументы, суд требует внести изменения в Генеральный план города. Но почему-то судья не учитывает, что для переработки этого огромного по объемам документа потребуется много средств, специальная целевая программа, проведение публичных слушаний, конкурс на выбор исполнителя работ и много времени. Считаю, что решение суда трудно и неисполнимо».

В УАиГ также рассказали, что садовые товарищества - не единственное препятствие на пути будущей дороги. Возле городского военкомата, у ее истока, также по решению суда, было узаконено строительство коттеджа. Сужает магистраль и возведенный в этом районе многоквартирный жилой дом.

На юго-востоке Смоленска Генпланом предусмотрена еще одна транспортная артерия - дублер улицы Попова с выездом к мкр-н Южный, в районе 5-го километра Рославльского шоссе, что не только разгрузит город, но и сократит время в пути.

Однако и на этом, еще одном стратегическом, отрезке также появились проблемы. Впрочем, это уже другая история. А тем временем Смоленск продолжает задыхаться в пробках.


Автор: Василий Ганжала







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:15
Это был вовсе не дистанционный мошенник, а человек, наглядно...
вчера, 21:15
Губернатор Смоленской области сообщил, что все трое постепен...
вчера, 21:43
В документах говорится о казнях поляках нацистами и фальсифи...
вчера, 20:32
Ориентировку на Нину Филипповну Харитонову из Руднянского ра...
Новости партнеров