Издевка над памятью в центре Смоленска?

Общество

В последние годы Смоленск измучила тропическая лихорадка «монументальной пропаганды». Уже потерян счет разного рода прожектам по установке тех или иных памятников - от Триумфальных ворот на пл. Ленина до монумента Божией Матери Одигитрии на набережной. И вот выдан очередной проект – памятник защитникам и освободителям Смоленска на пл. Победы.

Конкурс завершен, победитель определен, и смолянам уже грозят проектно-сметной документацией на возведение монумента стоимостью 10 млн. рублей.
В составе жюри, проводившего конкурс на памятник защитникам Смоленска, почему-то не оказалось ни одного историка, хотя предмет конкурса имеет самое прямое отношение к истории города. Для того чтобы исправить этот досадный просчет, возьму на себя труд «исторической экспертизы» победившего в конкурсе проекта. Благо историческое образование, многолетнее изучение истории Смоленщины и редактирование областного исторического журнала дают на это определенные основания.
Концепция памятника Игоря Чумакова проста как пять копеек: радость Победы, выраженная ликующими воинами трех эпох с букетиками цветов в руках. Вероятно, своей простотой и доходчивостью эта концепция и победила. Но простота простоте рознь. Есть такая, которая хуже воровства.
Во-первых, скульптор Чумаков совершил подмену концептуальной идеи памятника. В Положении о творческом конкурсе концепция памятника прописана в требовании к проекту: «Наиболее полно отражать и раскрывать средствами монументального искусства героическую роль города Смоленска в защите западных рубежей России, стойкость и самопожертвование смолян во имя общих интересов государства, вызывая чувство гордости у жителей за свой город и своих предков». Выражать «стойкость и самопожертвование смолян» тремя дюжими улыбающимися молодцами как-то странно. Вы не находите?
Почему произошло извращение сути памятника, понятно. Дурную шутку со скульптором сыграло место установки его творения - площадь Победы. Раз площадь Победы, значит, и памятник Победе, зачем вчитываться в какие-то требования к проекту?
Идею Победы тоже надо уметь выразить монументальными средствами. Чумаков ее представил улыбающимися воинами с букетами цветов. Праздничный такой памятник. Гуляй, народ! Победа! Если солдата Великой Отечественной с букетом цветов легко можно себе представить, то средневековый воин с букетом цветов смотрится уже как какая-то смешная карикатура. Не было в ту пору такой традиции - дарить цветы воинам. С такой же степенью исторической достоверности бородача в кольчуге можно представить с мобильным телефоном.
На эту мелкую историческую несуразность можно было бы не обратить внимания, если бы художественный образ памятника был в целом исторически правдив и нравственно оправдан.
Наша Победа - «это праздник со слезами на глазах». Радуясь, мы всегда вспоминаем и переживаем горечь огромных утрат, разрушений. А уж для Смоленска эта истина верна тысячекратно! В памятнике Победе Игоря Чумакова этой двойственности, сложности нашего восприятия Победы нет и в помине. Умильно улыбаются «три богатыря» с дурацкими букетиками в руках. Еще поди и пойми, что это букеты...
Мы любим называть Смоленск «городом-щитом». Щит этот весь изрублен в многочисленных битвах, как иссечена и порушена Смоленская крепостная стена. Памятник же представляет нам не щит, а скорее праздничное блюдо с заливным поросенком. Ну, раз блюдо, то чего же блаженно не поулыбаться в предвкушении славного обеда? Внизу каждой фигуры памятника написаны даты, символизирующие, по мнению автора, Победу в той или иной войне.
Под средневековым воином стоит дата «1410», которая сразу вызвала недоумение и непонимание у смолян. Что это такое? Грюнвальдская битва, дорогие товарищи! Какое она имеет отношение к «защите западных рубежей России»? Никакого! В ту пору Смоленск был в составе Великого княжества Литовского, и смоленские полки, в числе прочих полков Литовского государства, воевали с немецкими рыцарями. Несуразность с датой решили оперативно поправить, заменив ее другим событием - «1609 -1611». Это годы героической 20-месячной обороны Смоленска от войск польского короля Сигизмунда III - безусловно, самый грандиозный, эпический пример стойкости и самопожертвования смолян. Я напомню финал той эпопеи: обескровленные защитники крепости не смогли сдержать начавшийся с трех сторон штурм крепости, и под Успенским собором взорвали пороховые погреба, поднявшие на воздух несколько сот мирных смолян. Катастрофические разрушения, пожары, кровь, горы трупов, грабежи захватчиков... Вот этот апокалиптический финал героической обороны Смоленска на площади Победы и будет олицетворять добрый молодец с радостной улыбкой и цветочками в руках. Я не могу назвать это иначе как глумлением над памятью наших предков. И то, что это глумление происходит невольно, от незнания, дела не меняет. Незнание истории не освобождает от ответственности перед ней!
Не было никакой Победы в Смоленске в 1609 -1611 годах! Было поражение, но такое, которое важнее иных побед! Своей самоотверженностью, доблестью и героизмом смоляне защитили, спасли Россию в эпоху самых тяжких испытаний Смутного времени. Они не победили, но подвиг их будет славен, пока жива Россия. То же самое можно сказать и о других датах. 1812 год - русские войска вначале героически обороняют Смоленск, затем оставляют его. Город горит. Победы нет, но две армии объединились и дали жестокий бой врагу. Именно в Смоленске Наполеон и его генералы осознали, что началась война на уничтожение, другая война - Отечественная! Когда русская армия вернулась в город, он лежал в руинах, часть башен крепости была взорвана, остатки жителей ютились по подвалам и землянкам. Какие уж тут цветочки!
Ну и Великая Отечественная. Та же картина - разрушений и тяжелейших утрат. Такая судьба у Смоленска - западного стража Отечества нашего: первым встречать врага и приносить себя в жертву во имя будущей общей Победы.
В памятнике Игоря Чумакова, к сожалению, нет истории Смоленска с его подвигами и трагедиями, доблестью и геройством. Вместо этого три абстрактных персонажа, непонятно что символизирующих, которых я даже к российской истории в целом затрудняюсь отнести. Они внеисторичны, как манекены.
Всему свое время и место. Тратить немалые бюджетные деньги на новый памятник в условиях, когда недостроены юбилейные объекты, когда нет средств на необходимое дорожное строительство, на благоустройство города, на самые насущные нужды, затрагивающие интересы тысяч людей, - это, на мой взгляд, уже что-то за гранью добра и зла.
Конкурс завершен, победитель получил вознаграждение. Все! Остановитесь! Положите проект очередного «шедевра» монументальной пропаганды в архив. Дайте же наконец одержать победу здравому смыслу! Именно этой победы в больших и малых делах так не хватает многострадальному Смоленску.
Автор: Юрий Шорин, краевед, главный редактор журнала «Край Смоленский».

Проект памятника нужно обсудить снова

Общественный проект «Малая Родина» предлагает пересмотреть итоги конкурса по выбору памятника в честь 70-летия Победы, который планируется установить в Смоленске на площади Победы. Почему не стоит спешить с установкой памятника, рассказал член общественного совета «Малой Родины» Александр Асадчий.
- Нам стало известно, что вы обратились в конкурсную комиссию с предложениями по памятнику Победы?
- Обращение было сделано после знакомства с проектами памятников, предложенных на конкурс. Стало ясно, что речь идет не о том, чтобы разработать оригинальную идею Победы для смолян, а в сжатые сроки «сваять» памятник на заданную тему стоимостью не дороже 10 млн. рублей. Поэтому мы, внимательно изучив конкурсную документацию, внесли свою инициативу.
Прежде всего мы предложили вариант размещения памятника не под Смоленской крепостной стеной, а в сквере возле ТЦ «Гамаюн». Эта мера и ряд других, перечисленных в нашем предложении, позволят выделить исторический центр Смоленска в особую зону и в дальнейшем эффективно противодействовать точечной застройке центральной части города с возможностью сохранения его историко-архитектурного облика. Эта инициатива во многом соответствует плану реконструкции центра Смоленска, разработанного в 1961 году архитектором Д. Коваленко. И кстати, вам не кажется, что нагромождение типовых памятников в центре Смоленска - это вариант точечной застройки!
- А как вы оцениваете результаты конкурса?
- Они во многом совпадают с комментариями к статье, которую напечатало ваше издание. Здесь и «своеобразное» знание истории, и несоответствие представленных работ условиям конкурса. Памятник заявлен как монументальный, что само по себе предполагает масштабность либо идеи памятника, либо его размеров. Идея банальная, проиллюстрировать участие Смоленска в великих сражениях фигурками воинов разных эпох. Условия конкурса должны быть более широкими, и прежде всего в выборе места размещения памятника, идеи и стиля выражения.
- И каков итог?
- Он неудовлетворительный - памятник вызвал волну критики и недовольства, еще не будучи установленным. Сомнительно все, от места установки до самого проекта. По сути, такое решение - это пощечина общественному мнению. Всем очевидно, что нужно выбирать место для памятника, обсуждать проекты памятника широкой общественностью, а не только в узком кругу конкурсной комиссии.
Иначе это обязательно вызовет кривотолки и недовольство смолян. В свое время глава администрации Смоленска Константин Лазарев поддержал идею создания общественного совета по эстетике и культурному виду города, в который вошли авторитетные эксперты по истории, архитектуре, дизайну. Это положительный опыт, к которому необходимо вернуться и в нашем случае. Скажу прямо, не поздно сделать это и сейчас. Нужно именно пересмотреть итоги конкурса. Необходимо понять значимость идеи памятника Победы для Смоленска. Ставится один раз и навсегда.
Стоило, кстати, к обсуждению пригласить представителей церкви. Ведь православная церковь неразрывно связана со многими великими победами русских воинов и русского духа. В настоящее время наша инициатива «Малая Родина» работает с церковью по двум проектам. И, уверяю вас, представители Смоленской епархии неравнодушны к истории Смоленска. А ведь памятник может быть не только скульптурой, но и, например, часовней в память защитников Смоленска.

ОТ РЕДАКЦИИ.

Мы публикуем два мнения, как известно, они могут не совпадать с позицией редакции. «Рабочий путь» продолжит публиковать разные точки зрения по этому вопросу. А что думаете вы? Нравится ли вам концепция памятника, предложенная белорусским скульптором Игорем Чумаковым? Или монумент в честь защитников и освободителей должен выглядеть как-то иначе?








Загрузка комментариев...
Читайте также
32 минуты назад
сегодня, 12:56
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
сегодня, 13:10
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
54 минуты назад
Новости партнеров