Леонид Мамонтов: «В период «брежневского застоя» экономика Смоленщины развивалась очень интенсивно»

Общество

Смутное то было время. Непонятное для всех, кто в конце восьмидесятых, не растеряв здравого смысла, так и не смог до конца осознать масштаб и глубину предательства кремлевских перестройщиков, торопившихся мелким оптом распродать великую страну. На этом фоне попытки сохранить для народа хоть какие-то крохи его былого достояния казались нелепыми, а люди, которые их предпринимали, фактически объявлялись вне закона… Леонид Васильевич Мамонтов как раз из них.

Благо подошел пенсионный возраст, и «лицензию» на его отстрел просто не успели выписать. Бывший председатель Смоленского облсовпрофа, человек занимавший немалые посты в обкоме КПСС, отвечавший за развитие экономики области в сфере транспорта и дорожного строительства, вполне мог бы оказаться в числе тех 110 тысяч россиян, казненных только за то, что оказались неугодны новой власти.

- Леонид Васильевич, как вы считаете, удалось ли области за эти двадцать пять лет в чем-то продвинуться вперед?

- Не будем брать слишком длительный промежуток времени. Остановимся на тех годах, которые мне пришлось проработать в облсовпрофе. За это время мне удалось снять короткометражный фильм о Смоленщине. Там без купюр и прикрас была показана разруха наших деревень. Как только пленка оказалась у меня, я созвонился с председателем ВЦСПС С.С. Шалаевым и предложил ему посмотреть это кино. И вот в одну из суббот он, Игорь Клочков, Геннадий Янаев (будущий руководитель ГКЧП) увидели этот фильм. Долго-долго они молчали, а через неделю Смоленскому областному совету профсоюзов выделили 20 млн. рублей. По тем временам, когда доллар стоил около 60 копеек, это были огромные деньги. На них мы в семи райцентрах построили стадионы, 35 Домов культуры, столько же спортивных залов, несколько жилых домов в Красном Бору и Пржевальском. В доме отдыха «Александрино» Новодугинского района капитально отремонтировали котельную и построили Дом культуры, отремонтировали стадион «Спартак», начали строительство лечебного корпуса в «Красном Бору».

Сегодня стадион «Спартак» продан профсоюзами в частные руки, и его судьба покрыта тайной. Дом отдыха в Александрино полностью разрушен. Его котельная разграблена, оборудование сдано в металлолом.

- Леонид Васильевич, давайте вспомним семидесятые и восьмидесятые годы ушедшего века. Какая политика в те годы была положена в развитие Смоленска?

- Все планы основывались на развитии промышленности. В то время нашу область называли аграрно-промышленной, и для этого были все основания. Базовой отраслью считалось машиностроение. Очень много внимания уделяли жилищному строительству. В год только в Смоленске сдавалось в эксплуатацию 400-450 тыс. кв. м жилья. Промышленность была сосредоточена не только в Смоленске, старались построить предприятие в каждом районном центре. Так начали развиваться Ярцево, Сафоново, Рославль, Голынки… Сейчас Ярцевский ХБК - банкрот, Смоленского льнокомбината почти десять лет больше не существует, да и вся льняная отрасль в регионе уничтожена. А в то время в каждом районе был свой завод по первичной переработке льна, поскольку в области его ежегодно сеяли на площади до 105 тыс. га. Кто так поработал, что Смоленщина из процветающего края стала нищей глубинкой? Те люди, которые потом пошли на повышение в столицу? Почему за этот развал так никто и не ответил?

- Почему именно машиностроение избрали главным направлением развития промышленности?

- Так сложилось, что в Смоленской области были построены два автоагрегатных завода. В Ярцеве - крупнейшее в стране предприятие по выпуску дизельных моторов. Очень много производств работали на военно-промышленный комплекс. Кроме заказов из центра, на этих предприятиях делали продукцию, нужную в области, особенно для села. Например, наладили выпуск льноочистительных установок и снабдили ими все районные льнозаводы. Сначала мы закупили образец, потом разобрали его на агрегаты, скопировали, и каждый узел делал какой-либо завод, а на головном производилась сборка. Потом купили финскую сеноворошилку. Точно так же изучили ее устройство, и коллектив сафоновского завода «Гидрометприбор» научился делать такие же. Колхозам и совхозам эту технику отдавали бесплатно.

- Леонид Васильевич, что в годы, названные «брежневским застоем», диктовало градостроительную политику Смоленска?

- Экономика, основанная на развитии промышленности. Кстати, в период так называемого «брежневского застоя» экономика страны развивалась очень интенсивно. В семидесятые годы прошлого века Смоленская область одновременно строила 30 - 35 промышленных предприятий! Молока государству сдавали до 660 тысяч тонн в год. Плюс к тому полностью обеспечивали все население молочными продуктами. То есть молока получали более миллиона тонн в год. Запчасти для сельхозмашин по тем ценам ежегодно изготавливали на сотни тысяч рублей. Даже когда начался развал страны, еще действовавший обком КПСС сумел буквально затащить в область три крупных дорожно-строительных предприятия, и в конце восьмидесятых годов мы ежегодно сдавали в эксплуатацию от одной до полутора тысяч километров автодорог с твердым покрытием. В те времена построили асфальтовые дороги во все райцентры, центральные усадьбы колхозов и совхозов и начали связывать дорожной сетью практически все деревни. Ежегодно мелиорировалось 10 - 11 тысяч га земли. Для этого в Смоленске работал специальный институт мелиорации. Но вернемся к развитию нашего областного центра. Его главное направление - по улице Николаева, в сторону Краснинского шоссе. Там планировалось построить еще одну ТЭЦ, чтобы на долгую перспективу решить проблему обеспечения города теплом и горячей водой. Станция должна была появиться между Верхне-Ясенным водозабором и деревней Александровка. В то же время активно развивались Королевка, Поповка, кварталы по направлению улицы Кутузова в Заднепровье…

Хотели строить и гидропереливную электростанцию в районе Гнездова. Она нужна была для снижения нагрузки на основные станции. Но для реализации такого проекта нужен перепад высот в пределах 80 - 90 метров. В районе Гнездова такой рельеф на местности просматривался. Я и Исаак Басин, тогда управляющий Смолэнерго, ездили на осмотр местности и пришли к выводу: электростанцию строить можно.

Сегодня смоленская энергетика работает на соседние регионы, поскольку уровень энергопотребления у нас до сих пор не достиг 1990 года.

- Как должна была измениться транспортная сеть Смоленска?

- Планировалось, что пешеходные потоки полностью уйдут под землю на площадях Победы, Колхозной, на перекрестке улиц Тенишевой, Кирова, Шевченко, в районе медакадемии. Это значительно ускорило бы движение транспорта по всем направлениям.

Также было намерение проложить еще одну транспортную артерию параллельно улице Б. Советская за областной универсальной библиотекой.


Автор: Андрей Завьялов







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
сегодня, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
сегодня, 21:30
Новости партнеров