Школа: реквием по мечте

Общество

Школа: реквием по мечте
Чтобы вернуться в недалекое наполненное жизнью прошлое смоленской глубинки, не обязательно искать «машину времени». Достаточно купить билет на автобус до села Всходы Угранского района, потратить чуть менее 6 часов и преодолеть чуть более 300 км.

Этот район известен историческим Стоянием на одноименной реке в 1480 году русских и татарских войск, после которого иностранному игу на Руси пришел конец. Не менее славной, хотя и горько-кровавой получилась страница с выброской зимой 1942 года в немецком тылу в районе села Знаменка частей 4-го воздушно-десантного корпуса. Здесь в самом начале прошлого века родился поэт Михаил Исаковский.    А теперь про Всходы, точнее про местную школу.

На фоне всех сельских зданий она, совмещенная с интернатом, смотрится весьма впечатляюще.

- А чего вы хотите? - директор этого «местного монстра» Александр Егоров на мой немой вопрос сначала называет две цифры:  школа рассчитана на 400 детей, интернат - на 120. Еще в этом хлопотливом хозяйстве пара гектаров пришкольной территории и котельная, за которыми нужен постоянный пригляд.

- Сама школа с интернатом на сколько «тянут» по квадратам?

- Площадь всех внутренних помещений составляет 1 675 квадратных метров.

- И если не секрет, сколько на все это хозяйство выделяется средств?

- На все хозяйственные нужды - около 30 тысяч.

Подумал, что ослышался. Переспрашиваю и снова получаю невозмутимое: 30 тысяч рублей в год. Сюда входит все: метлы, моющие и чистящие средства, швабры, ведра, перчатки. А еще уборка помещений, стирка постельного белья.

- Скажите, этих денег хватает?

- С трудом. Ведь содержать приходится все помещения школы и интерната. Несмотря на то что детей в интернате проживает минимум. Часть жилых помещений закрыта, часть отдана под районную библиотеку. И это в любом случае более целесообразно: они не брошены и отапливаются. Там присутствует какая-никакая, но жизнь. Нас еще выручает и то, что мы можем снимать деньги со специального счета, который формируется из средств, выделяемых школе как поставщику тепла для школьного дома от работы котельной. Они идут на ее ремонт и переоборудование, что-то иногда перепадает и на другие цели.

Мы идем по школьному коридору, и в глаза бросаются основательность и... бедность.

Директор перехватывает мой взгляд:

- Школа не может существовать автономно от жизни сегодняшней деревни. Все взаимосвязано. - И снова становится гидом: - Очень хороший проект. Большие классные комнаты, к тому же на солнечной стороне. Основной корпус соединен переходом с интернатом. Детям не надо выходить на улицу, особенно в холодное время года. Конечно, многим помещениям нужен косметический ремонт, необходима замена устаревшего оборудования, но в целом все, что нужно для обучения у нас есть.

- Косметический ремонт проводится ежегодно?

- По мере возможности. Но всегда есть приоритеты. Если где-то можно подождать, потерпеть и смириться с бедностью - смиряемся.

- Вижу, что полы достаточно прочные, но выглядят... Через сколько лет их ремонтируют?

- Это зависит от степени износа. Эстетики маловато? Да! Замечу: в поселке нет строительных организаций, которые можно было бы привлечь как спонсоров и ежегодно ремонтировать классы или какие-то другие помещения. И бюджетных денег, чтобы ремонтироваться через тендеры, тоже нет. Большинство средств уходит в Угру, где учатся порядка 400 детей.

Мой собеседник делает паузу, переводит дыхание и продолжает:

- У нас проблема с окнами. Они деревянные, старые и требуют замены. Пластиковые лучше, но их надо 137! Очень дорогостоящий проект. Идем дальше. Школа в эксплуатации с 1979 года. Система канализации изношена до предела. В колодцах происходят внутренние обрушения из-за попадания в них осадков. Многие не имеют даже обычных люков, которые просто украдены. В поселке нет своей коммунальной службы, и это тоже чревато определенными неприятностями. Приходится прибегать к помощи угранских специалистов.

Школа: реквием по мечте
- Стены школы крепкие, здание строилось на века. Допустим, вам говорят: деньги есть. За что бы взялись в первую очередь? Кроме канализации и окон?

- Как педагог, я должен заботиться о качестве обучения своих подопечных. Как хозяйственник, знаю: надо использовать новые сберегающие технологии. Газа у нас нет, и скоро вместо старой котельной будут строить современную, на торфяных брикетах. Мы уйдем от дров, сократив уйму времени и сил, которые тратим сегодня. А это, глядишь, подтянет за собой всю школьную инфраструктуру: систему водоснабжения, канализации, тепла. Возможно, тогда встанет вопрос и о замене окон.

- Для того чтобы учить детей здесь, во Всходах, есть все или чего-то не хватает?

- Не хватает главного - детей! Школа-то огромная. А учеников с каждым годом все меньше. Что, конечно же, не прибавляет оптимизма учителям. Сегодня полным ходом идет процесс присоединения к нам малокомплектных школ из соседних деревень. Всходы продолжают оставаться площадкой, где еще есть серьезный потенциал роста в обучении школьников.

- Со школьниками понятно, их можно брать и брать, места хватит на всех. А что учителя? Только свои?

- У нас полный штат.

- И куда пойдут те, из сокращаемых школ?

- Не знаю. Здесь все может сложиться непредсказуемо. Многие не достигли пенсионного возраста и будут вынуждены искать работу не по специальности. Это всегда сопряжено с различными трудностями: переезд, трудоустройство, поиски жилья, обустройство, сложности с семьями.

- Вы видите перспективы для людей здесь, в деревне?

- Перспективы есть. Есть школьники, которым нравится сельская жизнь. И они не хотят никуда уезжать.

- Кроме вас, бюджетников, кто еще работает на селе?

- Есть лесозаготовки. Несколько сельскохозяйственных предприятий. Но это малая толика того, что было когда-то...

- За 22 года директорства когда у вас в школе было больше всего учеников?

- 167. Когда пришел. А сегодня вместе с филиалом - 67. В школе - 52.

Когда смотришь на все это, то представляется обмеление реки или озера и становится просто не по себе. Хотя скажу - одаренных детей хватает.

Я уезжал из Всходов с противоречивыми чувствами. К тому же дорога, вся в выбоинах и колдобинах, не позволяла разогнать наш автобус. Но за Угрой ситуация изменилась - дорожное полотно выровнялось и водитель аккуратно нажал на газ. Все будет хорошо?

 







Загрузка комментариев...
Читайте также
43 минуты назад
Жительница Смоленской области подозревается в заведомо ложно...
сегодня, 09:45
Губернатор Василий Анохин призвал смолян проголосовать за лю...
сегодня, 09:17
Герой рисковал жизнью, но смог вытащить обессилевшего мужчин...
Новости партнеров