Владимир-мастер

Общество
Владимир-мастер
В колонии-поселении №7 в деревне Верховье Смоленского района осужденные занимаются производством древесного угля.
Все просто
Каждую неделю в этом исправительном заведении производится около 10 тонн экологически чистого березового угля. Идея основать на территории колонии-поселения несложное, но весьма эффективное производство пришла в голову его руководству. Технология изготовления продукта проста - в несколько металлических цистерн емкостью от 30 до 50 тыс. л вварена печка. В эту нехитрую тару складываются березовые поленья. В герметичном сосуде дрова тлеют в течение нескольких дней, высушиваются и превращаются в высокоэффективное топливо. После того как уголь выгорел и высох, еще несколько дней требуется на остывание. Затем его достают, дробят и фасуют. Вся продукция, по договору с одной из столичных компаний, поставляется в Москву. Особых навыков эта деятельность не требует, зато позволяет заключенным зарабатывать деньги и, в числе прочего, гасить исковые требования потерпевших.
С деревом на ты
Если бы не колючая проволока, высокий забор и люди в форме, колония вполне была бы похожа на оздоровительный лагерь на лоне природы. Несколько чистых корпусов, симпатичные деревянные фигурки, замысловатые клумбы... Здесь отбывают наказание в основном те, кто стал виновником серьезной аварии или не платил алименты своим детям. У большинства обитателей колонии имеются немалые финансовые иски, которые они обязаны погасить. А это значит, что деньги приходится зарабатывать даже в местах лишения свободы. Пожалуй, именно этот факт и стал основополагающим для организации нового производства - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, которое обеспечивает осужденных работой.
Нас проводят в один из корпусов, чтобы познакомить с «главным угольщиком» колонии. Вопреки ожиданиям, в комнату заходит не суровый мужчина, испачканный сажей и в грязной робе, а парень с добрыми глазами и в чистой форме.
- Владимир Владимирович Денищич, - представляется угольных дел мастер. - Может, обойдемся без теории, а прямо на месте посмотрим, как мы уголь производим?
...Бочки расположены поодаль от колонии и деревни, чтобы дым не беспокоил местных жителей, поэтому по дороге есть время, чтобы поговорить с Владимиром.
- Я родился в поселке Хиславичи, а последнее время жил в Смоленске, - рассказывает 25-летний колонист. - С деревом, можно сказать, с детства на ты. Мой дядя был резчиком. Он сам построил дом, вырезал различные фигурки, шкатулки, все такое красивое! Еще будучи мальчишкой, я постоянно около него вертелся, потом помогать начал, азы работы постигать.
Еще в школе Вова очень любил рисовать, и у него это неплохо получалось. Когда встал вопрос о продолжении образования, молодой человек решил поехать в рославльский лицей - получать специальность художника-оформителя. После учебы Владимира забрали в армию. Полтора года Денищич служил в Мурманске, в морской пехоте на Северном флоте. В тот период он решил для себя, что свяжет свою жизнь с армией и станет контрактником в Смоленске. Его полк особого назначения радиоэлектронной разведки располагался на улице Николаева. Все шло прекрасно, Владимир познакомился с девушкой, которая вскоре стала его женой.
- Дома меня ребенок ждет, - вздыхает Владимир. - Три годика исполнилось. А я вот два с половиной года здесь, в колонии. Так бы, наверное, продолжал служить, ведь с армией меня связывает пять лет. Но попал в аварию со смертельным исходом. И я действительно был виноват. Вот так, в одночасье жизнь и поменялась... От этого, к сожалению, не застрахован никто.
В исправительное учреждение Владимир привез с собой инструменты. Здесь он устроился на промышленное производство «мельником», ведь за ним числится немалый иск, который нужно выплачивать. Работать, по его словам, он привык с детства и никакого тяжелого физического труда никогда не боялся. А в свободное время принялся за любимое дело - вернулся к резьбе по дереву. Вот почему территория колонии сразу показалась нам похожей на детский лагерь - теперь аисты, грибы и другие фигурки, сделанные руками Владимира, украшают внутренний двор.
- Конечно, когда поступило предложение с мельницы перейти на уголь, я сразу же согласился! Ну, вот мы и пришли.
Владимир-мастер

С запахом бани
И это крупномасштабное производство? В чистом поле стоят несколько разнокалиберных бочек, неподалеку - небольшой деревянный домик. Некоторые емкости еще топятся, другие уже остывают. В воздухе пахнет деревенской баней, дегтем и березовыми вениками.
- На уголь идут кругляши березы. Нам привозят дерево, мы его распиливаем на пеньки высотой примерно 70 - 80 см. Вот через это окошко закидываем их на лаги, закрываем, глиной замазываем, чтобы все было герметично, и затапливаем печку. Огонь нужно поддерживать постоянно, круглые сутки, в том числе и ночью. Поэтому дрова подкидываем через каждые полчаса. Внутри цистерн дерево «томится», а через специальный отвод выходит все лишнее - пар и вода. Пни высушиваются и превращаются в уголь.
Когда он остывает, достаем и расфасовываем по сортам. Первый сорт - самый крупный уголь, второй и третий - помельче.
Бочка объемом 50 кубометров нагревается четверо или пятеро суток, затем остывает еще двое-трое суток. Открывать дверцу раньше нельзя - может вспыхнуть огонь. Производство занимает около недели, зато на выходе получается до трех с половиной тонн угля.
- Здесь работают шесть человек, - рассказывает Владимир. - Мы постоянно меняемся, ведь кому-то обязательно надо находиться рядом с бочками.
- Ну а после освобождения куда? Снова в армию? Или не возьмут?
- Решил идти другим путем - хочу и дальше деревом заниматься, мебель делать, причем необычную, под старину. Я много об этом успел прочитать, и новое дело для меня теперь не проблема. Могу и дом построить, и тумбочку смастерить: были бы руки, а все остальное приложится. А если еще и бригаду помощников иметь, то мы горы свернем!..
- А есть с чего начинать?
- Знаете, раньше у меня много друзей-приятелей было, а теперь вот один друг остался, зато верный, даже здесь меня не бросает. Он ждет, когда я вернусь. В Хиславичах уже стоят станки, вот вместе с ним этим делом и займемся. Ну а сейчас мне еще с дровами повозиться придется. Вы меня извините.
Владимир вернулся к своему привычному занятию, а мы отправились обратно, в Смоленск. После визита в колонию-поселение, покупая уголь для шашлыков, я постоянно интересуюсь, кто производитель. А вдруг и эти черные брусочки - дело рук Владимира, и я верю, что все у него в жизни получится.
Автор: Елена ВЕЛЕССКАЯ.







Загрузка комментариев...
Читайте также
12 минут назад
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
Новости партнеров