Охраняется от граждан

Общество
В областной библиотеке прошел «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы сохранения и популяризации историко-культурного наследия города Смоленска».
Организатором диалога выступила Общественная палата Смоленской области. Заседание длилось почти три часа, но никто не заскучал. Страсти по памятникам накалились до такого предела, что заседание стало похоже на ток-шоу. Досталось не только состоянию смоленских памятников, но и новому КВЦ, скамейкам и... даже урнам! «Рабочий путь» решил привести самые яркие высказывания экспертов.
Охраняется от граждан


Смоленская крепостная стена
Время постройки: 1596 - 1602 гг.
Владислав Кононов, начальник департамента по культуре и туризму Смоленской области:
- Сегодня в Смоленской области больше 4 тысяч объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране. К каждому часового не приставишь. При этом обязанности по их содержанию несет пользователь или собственник. Если таковых нет, то предъявлять претензии некому. Выход в этом случае только один: искать пользователя, сдавать в аренду, приватизировать с охранными обязательствами... В качестве примера приведу крепостную стену. Из 18 башен используются шесть. Две переданы в ведение епархии. Итого восемь. Остальные пока бесхозные. Хорошо бы, конечно, за государственный счет сделать в них музеи. Но это слишком дорого. Подобные затраты будут окупаться даже не десятилетиями, а столетиями. Поэтому сейчас мы рассматриваем разные варианты. Уже есть потенциальные инвесторы, которые хотят сделать в одной из башен ресторан. В рамках государственно-частного партнерства мы найдем решение этой и многих других проблем.
Охраняется от граждан


Улица Тимирязева
Анатолий Стерлягов, профессор Смоленского института бизнеса и предпринимательства:
- Мостовой на улице Тимирязева не одна сотня лет, она выдерживала зимнюю стужу и летнюю жару. А этим летом ее без всякой нужды, а может быть, в угоду новым хозяевам жизни, закатали в асфальт. Почему этого не делают в развращенной Европе? Приведу в пример Зальцбург. Самая популярная улица в этом старинном австрийском городе - та, на которой родился Моцарт. Вот уже 600 лет она булыжная. Еще одна булыжная мостовая идет от собора Святого Руперта к древнему монастырю Святого Петра. В центре европейских городов булыжные мостовые стараются сохранять. А по поводу улицы Тимирязева в соцсетях развернулась нешуточная дискуссия: входит ли она в число охраняемых объектов? Улица Тимирязева строилась одновременно с крепостной стеной и выполняла функции рокады - она входила в состав фортификационного комплекса Смоленской крепости. Здесь же расположен ансамбль Авраамиевского монастыря. Кстати, на его территории почему-то расположены частные гаражи. Нет сомнения, что улица Тимирязева - объект культурного наследия, ей больше ста лет!
Владислав Кононов, начальник департамента по культуре и туризму Смоленской области:
- Это больной вопрос. Ситуация с улицей Тимирязева меня, как жителя и должностное лицо, крайне огорчает. Подрядчик не выполнил договоренности. Он обещал сохранить кусок клинкерной мостовой и не сделал этого. В юридической плоскости, я уже об этом говорил, улица Тимирязева не является объектом культурного наследия. Для того чтобы она им стала, нужно, чтобы собственник или пользователь поставил ее на учет. Этого сделано не было, поэтому, соответственно, претензии предъявлять некому. Но вот еще о чем хотелось сказать. А где мы все были, когда в начале 80-х годов закатали в асфальт мощенный булыжником Соборный холм? Где мы все были, когда в середине 90-х годов такая же участь постигла булыжную мостовую на улице Реввоенсовета? Путь взаимных упреков и обид неконструктивен. И очень хорошо, что сегодня мы обсуждаем этот вопрос, в отличие от предыдущих десятилетий, когда об этих проблемах молчали.
Охраняется от граждан
Культурно-выставочный центр им. Тенишевых
Открыт 1 сентября 2013 года
Владимир Ельчанинов, народный художник России:
- Такие здания, как КВЦ, требуют большого открытого пространства. А когда посреди традиционной хрущевской, брежневской и сталинской архитектуры вдруг «вырастает» модерновый дом, это раздражает. А тому, кто видит его в первый раз, он кажется какой-то нелепостью. Художников вообще не спрашивали, когда строили этот центр. Все делалось втихую. Мы увидели уже готовое сооружение.
Анатолий Стерлягов, профессор Смоленского института бизнеса и предпринимательства:
- После войны и до середины 60-х годов тоже строили где попало и разрушали еще то, что могло послужить. Но пришло осознание того, что Смоленск - древний город и его исторический центр должен развиваться с учетом этого. В итоге в 70-е годы соблюдали законы, связанные с застройкой исторических территорий. В регионе вовсю сносили заборы (вспомните главного архитектора города Соосара!). Даже в деревнях в то время не строили высоких преград. Ни у кого не возникло желания построить рядом с домами сталинской эпохи культурно-выставочный центр в форме консервной банки, больше похожий на автосалон. Неужели для того, чтобы предоставить возможность смоленским художникам выставляться, нельзя было создать проект здания, не нарушающего общий архитектурный ансамбль центра Смоленска?
Владислав Кононов, начальник департамента по культуре и туризму Смоленской области:
- Я не профессиональный архитектор или дизайнер, но знаю: другого КВЦ у нас не будет. Если говорить с точки зрения обывателя, то эстетика «Лады- Калины», к примеру, меня возмущает гораздо больше, чем эстетика КВЦ. Но это ведь вопрос вкусовых ощущений. Если мы не имеем возможности изменить внешний вид КВЦ и его местоположение, может быть, имеет смысл наполнять эту «банку», как здесь его назвали, глубоким внутренним содержанием? Выставками, на которые будут ходить многие смоляне? Сегодня можно констатировать: такие выставки в КВЦ проходят, и люди с удовольствием на них ходят.
Остатки печи для обжига кирпичей на улице Пушкина.
Были обнаружены на склоне Чуриловского оврага в 1973 году. Архитектор Павел Раппопорт высказал предположение, что печь была построена в 1230 году.
Антонина Смирнова, доцент, заслуженный работник культуры РФ, старший преподаватель кафедры истории и права СмолГУ:
- Этот уникальный памятник вызывает особую тревогу. Подобный есть только на Украине. В Смоленске он примыкает к дому. В свое время мы поднимали вопрос, чтобы в здании сделать музей и кирпичеобжигательную печь музеефицировать. Это забылось. И студентам я иногда говорю: «Может, лет через 20 уже вы что-нибудь сделаете...»
Дворец в селе Алексино Дорогобужского района, памятник архитектуры XIX века
Антонина Смирнова, доцент, заслуженный работник культуры РФ, старший преподаватель кафедры истории и права СмолГУ:
- Предлагаю провести мониторинг культурного наследия региона и разработать программу «Памятники в опасности». Особенно большую тревогу вызывают усадебные комплексы, которые за последние 5 -10 лет пришли в ужасное состояние. Через пять лет многих вообще не будет. Например, Алексино. Давным-давно там предлагалось открыть межколхозный дом отдыха или санаторий. Но такого не произошло. А ведь Алексино - уникальный памятник, который нужно срочно спасать.
Евгений Шмидт, профессор, доктор исторических наук:
- Раньше прекрасный эффект давали те районы, в которых при школах работали ячейки общества охраны памятников культуры. Школьники ухаживали за могилами погибших в годы войны и за другими объектами. Насколько мне известно, сейчас такого нет.
Охраняется от граждан

Остатки древнего храма на улице Студенческой.

Фундамент обнаружили при раскопках в 2012 году.

Георгий Пронин, археолог, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии РАН:

- За последние пять-шесть лет в охранной зоне исторического центра Смоленска уничтожено 17 тыс. кв. м культурного слоя! Приведу в пример застройку на улице Ногина новых корпусов Смоленского университета. Несколько тысяч квадратных метров было уничтожено без проведения каких-либо предусмотренных законодательством работ. При этом в пояснительной записке, которая поступила от центра по охране памятников, сказано: на данном участке осуществлялся археологический надзор. Надзора не было - я присутствовал там почти каждый день. Никаких открытых листов и отчетных документов по этому объекту в природе не существует. Другой пример - улица Студенческая, где обнаружили храм XII - XIII веков. Здесь формально были проведены работы. Но теперь необходимо наложить мораторий на все до завершения археологического исследования. Помимо храма, который нашли, там осталось около 1 тыс. кв. метров культурного слоя мощностью до 4 метров! Это влажный слой, в котором сохраняется органика. Поэтому там можно найти много ценного.

Владислав Кононов, начальник департамента по культуре и туризму Смоленской области:

- Поддерживаю идею установки информационных щитов у памятников домонгольского зодчества. Ведь Смоленск - город с более чем тысячелетней историей. А где мы эту историю можем увидеть? У нас три храма XII века, причем «живые»! А потом хронологически сразу представлен XVII век - Смоленская крепостная стена. Объектов раннего нового времени у нас нет, хотя сохранилось порядка 40 этих фундаментов. Почему бы их не обозначить, чтобы все смоляне знали, что досталось нам в наследство от XII века? В том числе и обнаруженное в прошлом году археологической экспедицией на улице Студенческой.

Сквер на пересечении улицы Николаева и проспекта Гагарина

Борис Ляденко, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска, главный архитектор:

- Больной вопрос - со смоленскими скверами. По судебным решениям они отдаются сейчас под торговые центры. В качестве примеров могу привести сквер на пересечении улиц Черняховского и Кирова, на проспекте Гагарина и улице Николаева. Существует Градостроительный кодекс, в котором написано, что в постгенеральном плане необходимо разрабатывать проекты планировки и только после этого строить объекты. Сегодня в основном суды идут навстречу инвесторам и частным застройщикам. С опозданием, но администрация города разработала порядка 30 проектов планировки, в которых определяется красная линия межевания зданий и сооружений, дабы там не появлялись объекты точечной застройки. Еще порядка 30 стоит разработать. В этом году нам нужно было 29 млн. руб., но из бюджета выделили только 10. На следующий, 2014, год нам требуется около 30, но выделено 5. В 2008 году администрация города приняла решение запретить застройку в исторической части Смоленска до разработки и утверждения проекта регенерации города. Через год суд это решение отменил. С тех пор ни один из общественных союзов не выступил с предложением что-либо изменить. Когда готовилась программа к 1150-летию Смоленска, я обратился в Союз архитекторов: «Подскажите, что нужно заложить в программу». Мне ответили: «А ты лучше знаешь!» В 2009 году администрация города стала разрабатывать программу реконструкции фасадов. В качестве первостепенных определили улицы Дзержинского, Николаева, проспект Гагарина и разработали по ним более 400 проектов. Часть из них выполнена. Разработана также концепция подсветки зданий города. Кто-то сказал, что городу не хватает лоска. Конечно, этим нужно заниматься. Несколько лет назад мы сделали проект благоустройства улицы Октябрьской революции. На его реализацию потребуется порядка 235 млн. Но у нас дефицитный бюджет. И сегодня отдается приоритет социальным программам.

Охраняется от граждан

Дом №7 на улице Соболева

Передан в частные руки и отреставрирован в этом году.

Антонина Смирнова, доцент, заслуженный работник культуры РФ, старший преподаватель кафедры истории и права СмолГУ:

- Вы видели, как реконструировали дом на углу улиц Соболева и Красный Ручей? Не сделали ничего из того, что должны! Танцзал «Молодость» Реконструкция фасада с ремонтом ограждающих конструкций началась летом этого года Татьяна Каменева, реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой реставрации факультета истории искусств РГГУ: - Сегодня я шла по улице Дзержинского и напротив гостиницы, в охранной зоне, увидела на месте танцзала стройку. Объем «Молодости» увеличивается в два раза. Как такое может быть?! Для охранной зоны это грубейшее нарушение! И старое здание, небольшое, примитивное, долгое время было обозначено на опорном плане города как диссонирующий элемент. То есть со временем его должны были снести. А вместо этого оно расстраивается и увеличивается!

Охраняется от граждан

Набережная

Борис Ляденко, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска, главный архитектор:

- В проекте петербургских архитекторов набережная была гранитной и имела много элементов благоустройства: например, скульптуру в честь 1150-летия города. Потом финансирование обрезали, и набережная стала бетонной. Я не согласен с тем, что ее строили для того, чтобы смотреть на противоположный берег. Набережную сооружали для благоустройства берега и для прогулок. И сегодня остро стоит другой вопрос: где найти деньги, чтобы заняться противоположным берегом Днепра?

СКАЗАНО

Юрий Ребрик, председатель Общественной палаты Смоленской области:

- Экспертные и общественные советы нужны! Более того, без их одобрения не должно приниматься ни одного решения по застройке. Но есть одна беда: разве кто-то может быть умнее чиновников? Безусловно, нет. Зачем им художественный совет, если они знают сами все лучше всех. Я уверен, что в отсутствии генерального плана застройки центральной части Смоленска есть огромная коррупционная составляющая.

 

Владимир Ельчанинов, народный художник России:

- Фонтаны безобразные, юбилейные часы неуместные... За что ни возьмутся - все кое-как. Лишь бы сделать! Наставили плевательниц в виде пушек. Скамейки маленькие - сесть не на что. Газоны возле нашего великого собора украшаются бестолковыми надписями, а на- против мэрии поставили птицу гамаюн, укутанную елочной мишурой. Это жуткое дело, товарищи! Кто все это придумывает?








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров