Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области было проведено исследование состояния конкурентной среды рынка услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок на территории города Смоленска. Проводился опрос пассажирских перевозчиков и жителей города Смоленска.
Результаты опроса показали, что от общего числа опрошенных пассажиров используют:
- микроавтобусы (т.е. маршрутные такси) - 38%;
- автобусы - 36%;
- трамваи - 17%;
- троллейбусы - 9%.
По поводу возможности замены постоянного вида транспорта другим 64% опрошенных заметили, что смогут воспользоваться другим видом транспорта и 46% жителей - что не смогут воспользоваться. Основными причинами невозможности использования другого вида транспорта были следующие: неудачное расположение маршрута; ухудшение удобства передвижения и увеличение затрат времени на поездку.
Жители города отмечают большие неудобства при посадке в транспорт на остановочных пунктах (особенно на промежуточных остановках маршрута в часы пик), длительное время ожидания свободного транспорта. Основной причиной этого пассажиры считают то, что на маршрутах в эти периоды функционирует недостаточное количество транспортных единиц.
Разделились мнения пассажиров и о совместной работе и конкуренции государственного (муниципального) транспорта и маршрутных такси на одних и тех же маршрутах. Примерно половина считает, что на маршрутах, где работает государственный (муниципальный) транспорт, маршрутные такси не должны работать (42% опрошенных). Другая часть пассажиров выступила за усиление конкуренции между государственными (муниципальными) организациями-перевозчиками и частными (негосударственными) перевозчиками. Это, по их мнению, позволит, во-первых, снизить интервал движения между транспортными средствами, во-вторых, не допустит повышения цены проезда (услуги), в-третьих, обеспечит удобство использования данной услуги.
Большинство опрошенных перевозчиков согласились с тем, что издержки у частных перевозчиков значительно ниже, чем у муниципальных, и что целесообразно приватизировать транспортные предприятия. Было отмечено также, что при приватизации муниципальных транспортных предприятий необходимо выделять ремонтные и сервисные подразделения для обеспечения обслуживания перевозчиков различных форм собственности.
Анализ анкет показал наличие лицензий на перевозку пассажиров у всех перевозчиков. Большинство из них считает, что это ни в коем случае не может обеспечить безопасность пассажиров. Основными средствами для обеспечения их безопасности перевозчики указали ужесточение административных мер, применяемых к нарушителям Правил дорожного движения; постоянный контроль за водителями на линии; проведение для маршрутных такси дополнительных технических осмотров после 5000 км пробега; страховку пассажиров.
Для улучшения качества услуг по пассажирским перевозкам на территории города Смоленска пассажиры и перевозчики предлагают: увеличить количество транспортных средств большой вместимости (автобусов) и запретить маршрутным такси длительное время простаивать на конечных пунктах, дожидаться полной загрузки салона; заключать договоры на перевозку пассажиров с Администрацией города на срок более одного года; увеличить тариф на перевозку пассажиров; улучшить качество дорожного полотна в городской черте.