Виктор МАСЛОВ: К реализации национальных проектов Смоленская область практически готова

Общество

В пятницу на прошлой неделе губернатор области Виктор Маслов дал «Рабочему пути» большое интервью, в ходе которого мы постарались переадресовать ему все наиболее важные вопросы, интересующие читателей в настоящее время.

- Если проанализировать сделанные вами в последнее время и получившие наибольший резонанс заявления, можно прийти к выводу, что большая их часть касается здравоохранения и спорта. Вы действительно уделяете двум этим сферам повышенное внимание или наши наблюдения привели к такому результату случайно?

- Не думаю, что это получилось случайно. Мы все острее и острее начинаем ощущать последствия спада рождаемости, такое положение дел уже начало сказываться на социально-экономическом развитии Смоленской области. Это не надуманная проблема! Исходя из понимания, к каким последствиям может привести регион демографический кризис, мы начали уделять развитию системы здравоохранения повышенное внимание. Для решения этой задачи был разработан проект строительства медицинского диагностического центра, той же цели будет служить центр репродуктивных технологий, о строительстве которого в условии острой конкуренции нам удалось договориться. Уделяя большое внимание здоровью населения, мы, естественно, уделяем немало внимания развитию физкультуры и спорта. Идет восстановление спортивных объектов, которые находятся на грани разрушения, строятся новые. Мы не первые и не единственные, кто пытается решать эту проблему - демографический кризис поразил большую часть регионов России. И предложенные президентом страны четыре приоритетных национальных проекта, к реализации которых Смоленская область практически готова, так или иначе связаны с улучшением здоровья нации и увеличением рождаемости.

- Виктор Николаевич, вы упомянули о том, что нехватка рабочей силы негативно отражается на социально-экономическом развитии Смоленской области. Не собираетесь ли вы начать кампанию по привлечению в область мигрантов?

- Не думаю, что это целесообразно. По моему мнению, нам стоит добиваться роста рождаемости, а для этого нужно, чтобы народ стал лучше жить, бросил пить и употреблять наркотики. К тому же в России уже нет регионов, где испытывался бы избыток рабочей силы.

- Как обстоят дела с реализацией национального проекта «Здравоохранение» в том, что касается выплаты медикам надбавки к заработной плате?

- Все медицинские работники первичного звена, которым положена эта надбавка, в феврале ее получат. К сожалению, без сбоев у нас пока ничего не проходит. Как оказалось, в перечень специалистов, которым полагается надбавка к заработной плате в рамках национального проекта, не вошла достаточно большая группа медицинских работников - специалисты, которые работают в амбулаториях районных больниц. О них забыли на федеральном уровне. Мы уже обратились по этому поводу к Полномочному представителю президента в ЦФО и стараемся добиться, чтобы правительство как можно скорее отреагировало и устранило возникшую проблему. Нас заверили, что необходимые поправки в нормативные документы будут внесены. Меня очень радует то обстоятельство, что решение о выплате надбавок медицинским работникам первичного звена не вызвало напряженности в медицинском сообществе, что другие категории медиков отнеслись к предложению президента с пониманием.

- Если судить по информации из других регионов, лучший учитель региона, который получит 100 тысяч рублей, также будет приходиться на 3 - 4 средние школы. Таким образом, не только медики, но и учителя перестанут быть цельными группами населения с общими интересами и более-менее одинаковым уровнем благосостояния…

- Не думаю, что из-за этого стоит переживать. Люди устали от уравниловки, им надоело, что, как бы ты ни работал, заработок делится поровну. Такое положение дел, вы знаете, было во всех отраслях, где-то оно давно ушло в прошлое, где-то эта переоценка труда происходит только сейчас. Нет ничего страшного, если лучшие специалисты будут получать существенное вознаграждение за свои успехи.

- Как вы полагаете, кто окажется в числе лучших учителей Смоленской области - молодые специалисты или опытные педагоги?

- Повод для того, чтобы делать такие обобщения, как мне кажется, не возникнет. В числе лучших педагогов обязательно окажутся как молодежь, которая, кстати, ежегодно доказывает свой профессионализм в ходе конкурса «Учитель года», так и заслуженные, опытные преподаватели. Не думаю, что список лучших учителей Смоленщины вызовет недоумение или тем более возмущение в учительской среде.

- Много разговоров о приходе на Смоленщину московских строительных компаний. Будет ли такая экспансия в действительности и что вы можете сказать о судьбе проектов, о которых в свое время было объявлено, в частности касающихся реконструкции центра Смоленска?

- Желающих работать в Смоленской области, строить здесь комфортабельное жилье много. Это успешный, высокодоходный и очень перспективный бизнес, однако сейчас он оказался в несколько других, чем это было недавно, условиях. Главным преимуществом строительных компаний, желающих начать работу в регионе, когда-то являлись их инвестиционные возможности, позволяющие вкладывать в строительство объектов собственные средства. Сейчас отсутствие денег перестало являться каким-то препятствием - их на достаточно выгодных условиях предоставляют банки. Такое положение дел дает возможность проявлять больше осмотрительности, проводить тендеры, выбирать компании, которые предлагают наиболее выгодные условия.

Мы учитываем два обстоятельства. Во-первых, в Смоленской области есть собственный строительный комплекс, которому должно пойти на пользу появление конкурентов из-за пределов региона. Проводя переговоры со строительными компаниями из Москвы и других регионов, мы тем самым даем нашим строителям возможность осознать их место на рынке и правильно оценить собственные возможности, подталкиваем их к переосмыслению принципов своей работы. Надеемся, что у них возникнет желание доказать, что они способны работать лучше и качественнее, чем коллеги из других регионов.

Во-вторых, строительные организации - это касается и смоленских компаний, и иногородних - должны взять на себя решение некоторых острых проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления. В Смоленске это касается, в частности, Офицерской слободы и микрорайона, примыкающего к Управлению ФСБ: чтобы построить на этой очень привлекательной территории комфортабельное жилье, придется расселить бараки. Компания, намеренная работать в Смоленской области, должна относиться к такому отягощению с пониманием.

- Не могли бы вы прокомментировать ситуацию, сложившуюся с финансовой корпорацией «Социальная инициатива»?

- От такого рода афер никто не застрахован. На тот момент, когда руководство «Социальной инициативы» выразило желание начать свою деятельность в Смоленской области, о ней не было никаких отрицательных отзывов - ни в Москве, ни в других регионах. Предложенные условия, вне всяких сомнений, были интересными, выгодными для Смоленска, и городская администрация пошла на сотрудничество с «Социальной инициативой» - никакого повода для отказа не было. Гораздо важнее, что делать теперь. Меня, откровенно говоря, беспокоит позиция, которую городская администрация заняла по отношению к людям, вложившим свои средства в проект «Социальной инициативы». Мне она кажется излишне равнодушной. Они говорят: «Люди сами приняли такое решение, пошли на риск, надеясь, что в случае удачи смогут существенно улучшить свои жилищные условия или выгодно продать квартиру». Дескать, никто людей не заставлял связываться с «Социальной инициативой» и вкладывать в нее свои средства. И вообще, дескать, это всего лишь одна из афер, которых с начала 90-х годов мы видели множество. Я не разделяю такую позицию. Мне кажется, что обманутым людям нужно помочь. Заявляю официально: областная администрация готова оказать помощь той строительной организации, которая возьмется довести до конца начатое строительство. Пока не могу сказать, в какой форме будет выражаться наше участие, но мы готовы заниматься этим вопросом.

- На заседании одного из комитетов Смоленской областной Думы прозвучало мнение, что реформа электроэнергетики - в том виде, в котором она была реализована в Смоленской области, - принесла один вред. Могли бы вы высказать на этот счет свое мнение?

- Мне известна эта точка зрения, но я с ней не согласен. И убежден, что управляемость структуры в результате реформы не пострадала, а финансирование отдельных ее частей даже улучшилось. Что касается сетевой компании, то ее финансирование в соответствии с действующей на сегодняшний день тарифной политикой фактически осуществляется по остаточному принципу, что, разумеется, не нравится руководителю ОАО «Смоленск-энерго». Накануне нового года у нас с г-ном Хвостанцевым состоялся достаточно жесткий разговор, который поставил точку в затянувшемся споре о том, кто и за что должен платить. Финансированием сетевой компании обязано заниматься РАО «ЕЭС России», но его руководство, естественно, не хочет этим заниматься и ставит перед руководителями региональных компаний задачу привлечения бюджетных средств. Но с какой стати бюджет Смоленской области должен финансировать частную - или получастную, тут как сказать - компанию, акционерное общество? Я не могу этого понять. Мы, скажем, должны участвовать в строительстве распределительных трансформаторных подстанций, и мы это делаем, инвестируем бюджетные средства в строительство таких объектов. Вкладываем деньги, поскольку понимаем, что без этого область не сможет развиваться. Но и сетевая компания, для которой это является профильным бизнесом, приносящим прибыль, должна вкладывать свои средства в развитие электрических сетей! Этого нет. Свою прибыль сетевая компания почему-то считает возможным получать за счет бюджетных средств. Та же полемика - по поводу внутридомового обслуживания. Чей это бизнес? Областной администрации или энергетиков? Г-н Хвостанцев признал нашу правоту, вследствие чего наши разногласия можно снять с повестки дня.

Возвращаясь к результатам реформы электроэнергетики: областной бюджет в результате разделения ОАО «Смоленскэнерго» не потерял ни рубля налогов.

- Другая важная отрасль - алкогольная. Насколько нам известно, департамент экономического развития не предполагал устанавливать значительный размер уставного капитала для вновь созданных предприятий, намеревающихся работать на алкогольном рынке, и повышать стоимость соответствующей лицензии. Почему было принято другое решение, которое можно расценить как попытку «выдавить» малый бизнес из этой сферы деятельности?

- Действительно, в этом году правила игры на алкогольном рынке претерпели очень серьезные изменения. Принятые нами решения спровоцированы теми новыми условиями, в которых мы оказались. Мы очень внимательно следили за процессом принятия тех же решений у наших соседей, и могу сказать, что из общей тенденции наши решения не выбиваются. Кроме того, пришлось учесть, что дальнейшая работа государственного учреждения «Смоленское качество», которое хорошо ли, плохо ли, но контролировало этот рынок, после 1 января 2006 года невозможна, и это означает, что опасность проникновения на алкогольный рынок левой водки возрастает многократно. Причем в первую очередь она будет реализовываться через маленькие магазинчики и лавочки.

Нами были приняты два решения. Первое касалось размера уставного капитала предприятий - участников алкогольного рынка и стоимости лицензии. Они установлены так, чтобы предприниматель десять раз подумал, прежде чем взяться торговать левой водкой. Это очень рентабельный бизнес, и выбранный нами подход призван дисциплинировать его представителей. Второе: в составе областного государственного учреждения, осуществляющего контроль за качеством лекарственных препаратов, создано подразделение, которое будет заниматься контролем за качеством алкогольных напитков в розничной торговой сети. Оба решения, как вы видите, связаны с возможностью проникновения на алкогольный рынок Смоленской области больших партий суррогатов, что может самым отрицательным образом сказаться на здоровье населения.

- Как вы отнеслись к неприглядным историям, которыми в прошлом году сопровождалась деятельность прокуратуры Смоленской области?

- С разочарованием. Возможно, я работал в другое время, но ничего подобного тогда даже представить себе было нельзя. Мы привыкли, что таких фактов нет, и теперь очень удивляемся, когда они случаются. Это касается не только прокуратуры: недавно был не менее невероятный случай в УФСБ, когда конвоир вместе с человеком, содержащимся под стражей, отправился в ресторан. Могло ли быть такое раньше? Разумеется, нет!

Совершенно очевидно, что отдельные работники прокуратуры начали использовать свой служебный и должностной статус для того, чтобы решать не свойственные им вопросы. Не буду говорить о том, какие цели они преследовали, какие планы связывались с их действиями, но решение об их увольнении я считаю совершенно правильным и даже единственно верным.

- Наконец, вопрос, который, в принципе, не входит в сферу вашей компетенции, но очень волнует людей, - о платежах за пользование лифтом. Закрепленная в Жилищном кодексе норма, в соответствии с которой платить за эту услугу должны даже те жильцы, которые лифтом не пользуются, кажется несправедливой.

- Не просто «кажется», она такая и есть. Несправедливо, что за лифт должны платить жильцы первых этажей. Могу официально заявить читателям: необходимые изменения готовятся и будут приняты. Как вы знаете, в настоящее время размер платы за коммунальные услуги устанавливается в регионе. В расчеты будут внесены соответствующие изменения, и за лифт будет платить лишь тот, кто им пользуется.

Помимо всего того, что вы уже прочитали, мы задали губернатору немало вопросов по спортивной тематике - о футбольном клубе «Смоленск», суперсовременном бассейне, новых физкультурно-оздоровительных комплексах. Обо всем этом читайте в субботу в спортивном выпуске «Рабочего пути».








Загрузка комментариев...
Читайте также
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
26 минут назад
Новости партнеров