Издатель из Гжатска

Общество
Издатель из ГжатскаСмоленская земля славится литераторами - писателями, поэтами и литературоведами. Рождались на Смоленщине и талантливые журналисты-издатели. Об одном из них хочется рассказать особо, так как еще при жизни его называли «легендой русской журналистики» и «первым репортером Москвы», а многие известные люди XIX века упоминали его в своих мемуарах. И именно он стал основателем газеты «Московский листок», которая до революции была самой популярной российской народной газетой. Речь пойдет о нашем земляке - журналисте, писателе, издателе и просто необыкновенном человеке - Николае Ивановиче ПАСТУХОВЕ (1831 - 1911).
В смоленском уездном городе Гжатске (ныне г. Гагарин) 28 июля 1831 года в бедной мещанской семье Пастуховых родился мальчик, которого нарекли Николаем. Рос он смышленым и любознательным, но трудное материальное положение семьи заставило Николая рано бросить учебу и начать работать.
К 25 годам он перепробовал множество профессий, начиная от «мальчика на побегушках» и подвального до поверенного при винных откупах. При этом он всегда много и бессистемно читал и даже пробовал писать стихи. В конце 50-х годов Николай из Гжатска перебрался в Москву. В Первопрестольной трудиться ему тоже приходилось в самых разных местах. Бывало, что он работал на почте и развозил казенную корреспонденцию по присутственным местам, а бывало, что в московских балаганах показывал фокусы и изображал «дикого человека из Австралии».
И вот однажды, будучи уже 30-летним мужчиной, он открыл небольшой кабачок у Арбатских ворот. Удивительно, но именно это питейное заведение в корне изменило судьбу Николая, приобщив его самым необычным образом к журналистской работе. Дело в том, что завсегдатаями кабака были не только извозчики, торговцы и мастеровые, но и бедные студенты Московского университета, часть из которых подрабатывали хроникерами в различных изданиях. Среди них был и будущий знаменитый российский адвокат Федор Плевако, сотрудничавший в те времена с газетой «Московские ведомости».
В забегаловке Пастухова студенты-газетчики узнавали городские новости и слухи, писали тут же заметки. Николай некоторое время наблюдал за их деятельностью, а потом сам стал добывать нужную информацию и посылать в газеты различные сообщения. Эта репортерская работа его так увлекла, что он фактически перестал заниматься своим кабаком.
Продолжал он и свое скромное литературное творчество. И в 1862 году выпустил первую книжку под названием «Стихотворения из питейного быта и комедия «Питейная контора», сочинение Николая Пастухова». Тема «питейных заведений» была выбрана не случайно - автор хорошо знал, что творится в этой сфере. Поэтому в комедии все главные герои - купцы-пьяницы и чиновники-взяточники. Среди незамысловатых стихов этого сборника было стихотворение про любимое занятие Пастухова - про рыбалку:
Люблю я летом с удочкой
Над речкою сидеть,
Бутылку водки с рюмочкой
В запас с собой иметь.
Вот вытащишь плутовочку,
Насадишь на крючок,
Закинешь, выпьешь рюмочку
И ляжешь на песок.
Лежишь, а рыбка клюется,
Сомненья далеко,
Порою так наклюешься,
Что встать уж тяжело.

Этот стишок впоследствии стал настолько популярным, что превратился в настоящую народную песенку. Именно ее пел под гитару актер Борис Чирков в одном из эпизодов знаменитого фильма «Юность Максима» (1934). Из-за того что Пастухов практически перестал заниматься делами «питейного заведения», кабак в 1865 году пришлось закрыть. Но это не расстроило Николая, так как к тому времени он уже стал достаточно известным московским репортером. Федор Плевако помог ему войти в редакцию «Московских ведомостей» и познакомил с редактором газеты.
Издатель из ГжатскаС этого времени начинается совсем другая жизнь Николая Пастухова. Он сотрудничает с «Российскими ведомостями», с «Современными известиями» и другими популярными газетами того времени. Хорошо зная народный быт и жизнь городских трущоб, Николай пишет не только короткие сообщения о различных происшествиях, пожарах, ограблениях и убийствах, но и ехидные фельетоны о купцах, очерки и репортажи, которые часто подписывает своим псевдонимом «Старый знакомый».
Так, за 15 лет он становится одним из самых информированных репортеров Москвы и в 1879 году даже издает книгу «Очерки и рассказы «Старого знакомого» - сборник своих лучших бытовых очерков, юмористических и уголовных рассказов.
В 1881 году, по совету давнего друга адвоката Ф. Плевако, Николай Пастухов решает организовать газету под названием «Московский листок». Сегодня сказали бы, что он совершенно правильно определил целевую аудиторию - впервые газета издавалась для простых обывателей. Ее постоянными читателями стали слуги, лакеи, горничные, кучера, прачки, кухарки, лавочники, мелкие ремесленники и купечество. Чтобы привлечь и приучить к систематическому чтению малограмотную публику, Пастухов вначале специально печатал газету на бумаге, которую можно было курить. Раскрутке газеты способствовали по-настоящему народное содержание и круг талантливых журналистов и писателей, сотрудничавших с «Московским листком». Основными рубриками в газете были: «По улицам и переулкам», «Советы и ответы», «По городам и селам», «По садам и театрам», «Телеграммы», «Дневник майора Бревнова» и др. Огромной популярностью пользовались фельетоны и репортажи самого Пастухова, воровские и детективные романы с продолжением, а также городские сплетни и слухи.
Однако не только эта «желтизна» делала газету популярной. Пастухов был сам из народа, поэтому «Московский листок» защищал всеми способами простых людей, рассказывая на страницах о различных притеснениях или трагических случаях на производстве, которые происходили по вине хозяев. Именно из «Московского листка» россияне впервые узнали о чудовищном пожаре на Морозовской фабрике, где погибло много рабочих. Публикация привела к тому, что после разбирательства быт фабричных трудящихся был улучшен.
С первых дней существования газеты в ней работал репортером ставший впоследствии знаменитым публицистом и писателем В. А. Гиляровский. Дядя Гиляй оставил подробные воспоминания о Николае Пастухове, которого искренне считал своим учителем: «Репортерскую школу я прошел у Пастухова суровую. Он был репортер, каких до него не было, и прославил свою газету быстротой сведений о происшествиях. Пастухов в первые же месяцы сделал из меня своего лучшего помощника. Он не отпускал меня от себя, с ним я носился по Москве, он возил меня по трактирам, где собирал всякие слухи... Для дебютирующего репортера это была лучшая школа, отразившаяся на всей будущей моей деятельности.
- Будь как вор на ярмарке: все видь, ничего не пропускай! Репортер должен знать все, что случилось в городе, - говаривал мне Пастухов».
В своей книге «Москва газетная» Гиляровский не одну страницу посвятил нашему земляку и его газете: «Уже в первый год издания «Московский листок» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием множества городских происшествий, как бы чудом на другой день попадавших на страницы газеты. В газете, наряду со сценами из народного быта, печатались исторические и бытовые романы, лирические и юмористические стихи, но главное внимание в ней уделялось фактам и событиям повседневной московской жизни, что на газетном языке называлось репортажем. Популярность «Московского листка» среди москвичей объяснялась не только характером и направленностью издания, но и личностью издателя. Н. И. Пастухов знал всю подноготную торговой Москвы и московской администрации. Знал, кто что думает и кто чего хочет. Людей малограмотных, никогда не державших в руках книгу и газету, он приучил читать свой «Листок».
Мещанин города Гжатска Смоленской губернии, служивший во время крепостного права подвальным и поверенным при винных откупах, он уже искал света, читал, что попадало под руку, и писал стихи. Человек огромной силы воли, за год перед этим никем не признаваемый, при полном отсутствии воспитания и образования, совершил почти невозможное. Трудно было думать, что через несколько лет после издания своей газеты этот человек будет гостем на балу у президента Французской Республики господина Карно во время франко-русских торжеств в Париже!»
Через несколько лет тираж «Московского листка» доходил уже до 40 тысяч экз. Пастухов разбогател и купил даже огромный дом в Староваганьковском переулке, где не только стал жить с семьей, но и разместил типографию и редакцию газеты. Любопытно, что Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» почему-то именно в этот дом поместил контору, служащие которой все время пели песню «Славное море, священный Байкал».
Занимался Николай Иванович благотворительностью и общественной деятельностью. Известно, что он пожертвовал 25 тысяч рублей на устройство одного зала в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ имени А. С. Пушкина) и основал московский «Кружок рыболовства».
В 1902 году в его жизни случилась ужасная трагедия: он похоронил своих взрослых детей. Его дочь и сын скончались из-за каких-то странных болезней с разницей в три недели... Умер Николай Иванович Пастухов в июле 1911 года.
Автор Дмитрий Тихонов.
 







Загрузка комментариев...
Читайте также
22 минуты назад

Автор поста сообщает, что она совершила суицид.

58 минут назад
Центр организации дорожного движения сообщает об отключении ...
сегодня, 07:04
По уточненной информации в результате атак украинских БПЛА ж...
сегодня, 05:46
Губернатор Смоленской области сообщил о новых атаках украинс...
Новости партнеров