Смоленские корни американского такси

Общество
ТаксиВ феврале прошлого года исполнилось 90 лет знаменитой американской автомобилестроительной компании Checker Motors Corporation, которая производила в США самые популярные автомобили для такси - легендарные «чекеры». А в этом году исполняется 120 лет основателю этой фирмы Морису М. Маркину (1893 - 1970). Казалось бы, при чем тут Смоленск? Но, как ни странно, наш город имеет к этим двум событиям самое прямое отношение.
Морис Маркин родился в Смоленске 15 июля 1893 года в бедной многодетной семье. Морис пошел работать в 12 лет. Зарабатывать на хлеб приходилось в разных местах - и на каком-то бакалейном складе, где он расфасовывал сыпучие продукты, и помощником портного в мастерской по пошиву одежды. Но, естественно, больших денег эти занятия не приносили. Видимо, из-за этого в 1912 году Маркин решает эмигрировать в Америку, куда его давно звал родной дядя, живший уже несколько лет в Чикаго.
Нашему земляку было тогда всего 19 лет. Его скудных сбережений едва хватило, чтобы наскрести на билет на пароход до Нью-Йорка. Когда он прибыл в Штаты, у него было всего два доллара, нужно было заплатить въездной сбор. Местный дворник одолжил ему 25 баксов, чтобы он все-таки смог расплатиться за въезд в страну. При этом Морис практически не говорил по-английски.
Кстати, вполне возможно, что в Смоленске его звали не Морис, а как-то иначе. В те времена многие российские эмигранты меняли имена на иностранный лад. Так было проще сойти за европейца и найти работу.
В Чикаго он сменил несколько профессий. Но однажды ему повезло - Морис попал в подмастерья к одному местному портному - владельцу большого ателье. Эта работа Маркину была уже знакома, ему нравилось шить одежду, он хорошо это делал.
После смерти хозяина Маркина назначают управляющим, а затем он выкупает этот бизнес у вдовы и становится полноправным владельцем. Дела пошли в гору. Всего за один год он не только открыл свой магазин, но и перевез в Америку из Смоленска своих родственников - семерых братьев и двух сестер. Затем с одним из братьев организовал небольшую швейную фабрику.
В 1914 году началась Первая мировая война. Фабрика Маркина получила государственный заказ на пошив обмундирования для американской армии. Этот контракт принес хорошую прибыль, и Маркин разбогател. У него появилось достаточно свободных денег, которые он решил давать местным предпринимателям в долг под проценты. Однажды в 1921 году к нему обратился человек по фамилии Ломберг - владелец небольшой фирмы по производству автомобильных кузовов Commonwealth Motors. Маркин одолжил ему 15 тысяч долларов. Но эти деньги Ломбергу не помогли, и вскоре он разорился. За долги Маркину досталось автопредприятие, рабочие которого делали машины для местных фирм такси.
Смоленские корни американского таксиТак началась совсем другая жизнь нашего земляка, навсегда связавшая его имя с одним из известных автомобильных брендов Америки.
В феврале 1922 года Маркин, скупив и объединив несколько мелких фирм, основал автозавод, который стал выпускать машины собственной конструкции для такси. Его детище получило название «Checker Cab Manufacturing Co». Основным заказчиком завода стала таксомоторная фирма Checker Taxi, которая также принадлежала Маркину. Морису тогда было уже 29 лет. Как известно, в 1919 году в США была принята 18-я поправка к Конституции, запрещавшая производство, продажу и транспортировку алкогольной продукции. В результате в Чикаго и по всем Штатам расплодились бутлегеры и гангстеры. Американские мафиози по достоинству оценили преимущества «чекеров» Маркина: во- первых, в такси можно было незаметно провозить большое количество запрещенного спиртного, а во-вторых, в салоне «чекера» умещались девять человек, т. е. практически вся банда.
В такой машине ездил даже Аль Капоне. Лучшей рекламы не придумаешь. Поэтому «чекеры» стали самыми популярными авто в 1920 - 1930-е годы. В американских фильмах, посвященных этому бандитскому времени, мы видим в основном «чекеры». В 1960 году фирма Маркина выпустила знаменитую модель «Марафон/Marathon». Эта модель и стала в Америке легендарным такси. На таком желтом автомобиле ездил герой Роберта де Ниро в фильме Мартина Скорсезе «Таксист».
Маркин умер весьма богатым человеком в 1970 году. Нашему земляку было 76 лет. Его фирма Checker прекратила выпуск автомобилей через 12 лет.
КСТАТИ
Названия и символика фирм Маркина весьма примечательны. По-английски checker (чекер) - это шашка или клеточка на шахматно-шашечной доске. На автомобильных гонках, когда финишировал лидер, поднимался клетчатый флаг. Поэтому название «checker» - символ быстрой езды и победы в гонках. Два перекрещенных клетчатых флага стали эмблемой Checker Motors Corporation.
А «шашечки» на бортах были фирменным знаком Checker Taxi. И именно от этого символа происходят все «шашечки» на такси.
Автор Дмитрий Тихонов.







Загрузка комментариев...
Читайте также
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
52 минуты назад
Новости партнеров