Как служили известные смоляне

Общество
23 Февраля, без сомнений, самый мужской праздник года. В связи с этим накануне Дня защитника Отечества «РП» пообщался с известными жителями нашего города и записал их воспоминания об армейских буднях.
«Играл в футбол»... гранатой
Капитан запаса Максим ШКАДОВ поделился с «РП» своими воспоминаниями о военной службе.
 
Как служили известные смоляне


- К технике меня тянуло всегда, как любого мальчишку. Склонность к точным наукам определилась довольно рано. Ну и, конечно, героическое прошлое моего родного дедушки - генерала армии Ивана Николаевича Шкадова... Вот, наверное, три основные причины, по которым выбор профессии передо мной, в принципе, не стоял. В 14 лет, благодаря хорошей физподготовке и успеваемости в школе, я без труда поступил в Московское суворовское училище. Окончил его с отличием, продолжил образование в Ленинградском высшем общевойсковом командном училище и потом еще несколько лет - до 1993 года - служил в Вооруженных силах.
За годы службы, конечно, всякое было. И курьезные случаи происходили, случалось и такое, что было не до смеха... Раз, к примеру, будучи еще лейтенантом - командиром взвода (в Минске служил тогда), проводил занятия по метанию гранаты. В подчинении были совсем молодые ребята. И вот один узбек выдернул чеку и от страха в ступор впал. Я кричу ему: «Кидай!» Он и кинул... Мне под ноги! Знаете, что спасло? Прошлое футболиста. Доли секунды понадобились для того, чтобы «отфутболить» гранату на весьма приличное расстояние, а непутевого солдата - оттолкнуть за защитное ограждение...
 
Как служили известные смоляне

Потом, кстати, с этим же служакой забавная история произошла. Заполняя анкету, в одной из граф он написал: с 1985 года - узбек (вместо «член комсомола»). Над ним тогда долго подшучивали: дескать, а до 1985-го был татарин?
А еще один раз у нас на полигоне, где проводились стрельбы из боевых машин пехоты, солдаты буквально расстреляли КПП соседней части. Дело было так: приехала комиссия, наблюдает с вышки. Все волнуются, экипажи предупредили заранее, что любой проверяющий может заглянуть внутрь машины, проверить, как действуют бойцы... Один из экипажей, видимо, сильно переволновался. В результате боец, который руководил целью указания, случайно развернул башню машины с пушкой на 90 градусов, именно туда, где расположилась комиссия, а другой, с перепугу, - нажал на пусковой механизм гашетки... Слава богу, башня была поднята выше «цели»! Снаряды пролетели мимо. А спустя несколько дней я случайно узнал, что «неизвестные обстреляли КПП соседней части, была объявлена боевая тревога. Думали, война началась!»
«Нас учили по полной»
Это было недавно и уже так давно... Аральское море, остров Возрождения и безжизненное плато Устюрт... Палящая жара, корка соли, которую приходилось пробивать, чтобы вогнать в эту скудную, безжизненную землю стальной штырь заземления, без которого радиостанция не заработает.
Кто служил, тот знает, что такое взаимоотношения в солдатском коллективе, особенно когда подразделение должно действовать как единое целое. Иначе о выполнении поставленной задачи можно и не мечтать.
Николай Мартынов, в 1968 году - солдат-первогодок, а сейчас исполняющий обязанности Председателя областной Думы, это понял сразу.
 
alt
 
- По направлению военкомата я окончил курсы радиотелеграфистов ДОСААФ. В части работал на мобильной радиостанции средней мощности. Попал в войска, выполнявшие задачи, о которых нельзя рассказывать даже по прошествии почти полувека. Служба была тяжелая и серьезная. Часть стояла на острове Возрождения в Аральском море. За два года - ни одной увольнительной. Да и куда там идти? Кругом солончаки, пески. Жизнь моему призыву осложняло то, что в этом году начался переход с трех- на двухгодичную срочную службу. «Деды» рвались домой, их не отпускали, пока не обучат нас, молодых. И они нас учили по полной. Не слушайте людей, рассказывающих, что в те времена «дедовщины» в войсках не было. Такое могут говорить только не служившие. Все было, жизнь в рамки Устава не впихнешь. Просто некоторые иногда путают дисциплину с «дедовщиной». Если старослужащие солдаты воспитывают молодежь жестко, но в рамках допустимого, то это нормально. Были и такие проявления, с которыми лично мне приходилось бороться. И не потому, что был секретарем комсомольской организации, просто подобные вещи недопустимы в боевой части, где все зависят друг от друга. Помню учения, которыми руководил приехавший к нам генерал. Жара палила неимоверная, солдат наказывали, если они забывали брать с собой фляги с водой. А воду ту невозможно было пить, не заткнув нос, так она воняла хлоркой. Но приходилось, чтобы не схватить тепловой удар. И вот в эту жару, по пескам, солончакам мы переезжали с места на место, устанавливали радиостанцию, отрабатывали сигналы для заходящих на цель самолетов, потом снова ехали до следующей «точки».
 
Как служили известные смоляне
 
И так - несколько суток. Приходилось и на станции работать, и водителя за рулем подменять. Когда учения закончились, я прямо на лестнице в казарме потерял сознание от переутомления. Но поставленная перед нашим экипажем боевая задача была выполнена так, что сам генерал предоставил мне отпуск домой на 10 суток, без учета времени, проведенного в дороге, и представил меня к медали «За воинскую доблесть».
В армию я попал уже зрелым человеком, поработав разнорабочим на Смоленском авиационном заводе и фрезеровщиком на «Измерителе». Считаю, что эту школу должен пройти каждый мужчина. Моему сыну Сергею исполнилось 26 лет, он закончил СФ МЭИ, получил второе высшее образование и после этого уже отслужил по призыву.
«Служба в армии - гордость и ответственность»
Николай Кузнецов, заместитель губернатора Смоленской области.

Проходил военную службу на территории Казахстана в должностях замполита роты, отдельной части, пропагандиста полка, замполита полка, заместителя начальника политотдела спецчастей, начальника военно-политического отдела зенитно-ракетного полигона. В результате деполитизации армии и связанных с ней оргштатных мероприятий в знак протеста в 1994 году уволился в запас в воинском звании полковника.
 
alt
 
В школе я состоял в активе - следил за соблюдением дисциплины, занимался организацией конкурсов, творческих вечеров. Поэтому моя армейско-политическая судьба была предопределена. В 1967 году, будучи 17-летним юношей, я с воодушевлением воспринял известие об открытии в СССР сразу семи высших военно-политических училищ. Выбрал Ленинградское. В то время с поступлением в вуз никаких проблем не возникало. Деньги не требовались. Главное - здоровье и знания, которых в школе давали достаточно. Успешно прошел медкомиссию, сдал большинство вступительных экзаменов на «отлично» и был зачислен в вуз. После окончания училища по распределению меня направили на службу в Государственный научно-исследовательский полигон близ Приозерска. Первая должность - замполит роты. Тогда мне был 21 год, а в подчинении находились 110 человек личного состава. Нам предстояло разрабатывать перспективные системы ПВО.
Спустя 3,5 года за удержание в течение двух лет звания отличной роты я был выдвинут на вышестоящую должность. В итоге «по лесенке» поднялся до начальника военно-политического отдела зенитно-ракетного полигона - самого крупного в мире, площадью до трети Франции. Трудился там до перестроечных времен - пока полигон не решили перебазировать в Россию.
 
Как служили известные смоляне
 
Таким образом, львиную долю жизни я провел в степи. Конечно, там непросто - городской житель поначалу испытывает колоссальный стресс. Летом - изнуряющий зной под плюс 40, зимой - морозы до минус 45. В памяти останутся особенности степного гарнизона, когда ближайший населенный пункт - в 140 километрах. Случись форс-мажор  зимой - «скорой помощи» не жди. Если сносная погода - нужен вертолет, в противном случае - БМП.
В борьбе с негативными эмоциями и усталостью от рабочего дня мне помогало чтение. Так, почти четыре года во время службы в степи лучшим снотворным стали «12 стульев» Ильфа и Петрова. Эта книга удивительным образом рассеивает негатив и настраивает на жизнерадостную волну. 95-я годовщина Советской Армии и ВМФ - праздник всех, кто неравнодушен к судьбе Родины. Тех, кто прошел школу мужества, воинского мастерства, охраняя и защищая великое государство - Советский Союз.
Тех, кто сейчас стоит в армейском строю, кого опалила война в мирное время, кто готовит себя к защите своей страны. Будем все вместе, в одном строю, не забывая нужды соотечественников, интересы государства, - одолеем любую беду, любого противника!
СПРАВКА РП
В 1971 году окончил Ленинградское высшее военно-политическое училище противовоздушной обороны, в 1986 году - Военно-политическую академию им. В. И. Ленина (заочно), в 2008 году - Саратовскую государственную академию права (заочно).
Два года в горячей точке
Николай Сенченков, первый проректор Смоленского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Служил в 1985 - 1987 гг. в инженерно-саперной роте мотострелкового полка в.ч. 45808 пос. Учкизил Сурхандарьинской области Узбекской ССР.
 
Как служили известные смоляне
 
Я ушел служить в Советскую Армию 4 июля 1985 года. Этот день запомнился на всю жизнь - на призывной пункт отправился со своими товарищами-первокурсниками сразу после заключительного экзамена летней сессии - отсрочку на время учебы в вузе тогда не предоставляли. Мы очень долго ехали: за окном поезда друг друга сменяли самые разнообразные виды - Волга, степи и бескрайняя пустыня с пасущимися верблюдами и огромными варанами, скрывающимися в песках... Выгрузились в городе Термезе. Служили на самой границе с Афганистаном - вблизи знаменитого Хайратонского моста, по которому впоследствии выводили советские войска и спецтехнику. Берег Амударьи - удивительное место с великолепными пейзажами. Справа и слева раскинулась пустыня, в отдалении просматривались горы, а в долине - оазис с пышной и сочной зеленью. Но любоваться всеми этими красотами нам, жителям средней полосы, мешал климат: плюс 45 в тени, сухой воздух, постоянная жажда. Чтобы спастись от зноя, мы в полном обмундировании, за исключением разве что сапог, становились под ледяной душ. Но ровно через десять минут одежда высыхала - и снова подступала нестерпимая жара. Помню, когда мы вышли на перрон, навстречу шел строй моряков. Удивился: откуда им взяться в пустыне, неужели первая галлюцинация от жары? Оказалось, ребят на три года закинули в Амударьинскую речную флотилию. Яркие впечатления оставил и сам город -форпост Термез. Мне посчастливилось выступать в местном Доме офицеров: читал стихи, вел концерты. Запомнилось и посещение единственного в Советском Союзе зоопарка под открытым небом, поразили огромный зевающий бегемот и величавые жирафы.
 
Как служили известные смоляне
 
Я стал свидетелем начала вывода советских войск из Афганистана. Ребят, которые вернулись с войны, размещали у нас. И, конечно, мы не могли не расспрашивать их... Были и романтика, и геройство, но все прекрасно понимали смысл происходящего. Слова об интернациональном долге не были пустыми: я видел, какую роль сыграли советские солдаты в развитии культуры, медицины, образования Средней Азии. Позже этот режим рухнул.
Оставались вопросы: для чего наши войска воевали там, какую стратегическую задачу мы решали? Отголоски этих размышлений и сейчас живут во мне. Иногда просыпаюсь ночью от того, что в подсознании всплывают годы, проведенные на границе.
Армия - колоссальная жизненная школа взаимоотношений молодых людей в замкнутом пространстве, ограниченном казармами и плацем. Во время службы я готовил политинформации, были и марш-броски, стрельбы, учения - все как у всех. Там же научился исполнительности и аккуратности, привык во всем соблюдать строгий порядок. Это очень пригодилось мне в жизни. До сих пор поддерживаю дружеские отношения с сослуживцами: созваниваюсь, поздравляю с праздниками. Иногда случайно встречаемся, и тогда воспоминания захлестывают, а все разговоры - только об армии.







Загрузка комментариев...
Читайте также
19 минут назад
В связи с существующими угрозами общественной безопасности п...
56 минут назад

По итогам голосования победу одержал Михаил Артеменков. ...

сегодня, 11:05

Напомним, мужчину обвиняют в покушении на убийство. Об инциденте...

Новости партнеров