Смоленск: «Антисиротский закон»: «за» и «против»

Общество

СиротыОтвет России на «Акт Магнитского» - принятие «антисиротского закона» - расколол общество на две части. Одни кричат: «Русские сироты должны оставаться в России!», другие убеждены, что детей-инвалидов, которых не спешат усыновлять российские граждане, лишают единственного шанса на счастливое будущее за океаном. Борьба за решение «детского» вопроса продолжается – недавно эсэры внесли в Госдуму законопроект, который отменяет запрет на усыновление российских детей гражданами США. Чем  закончатся политические игрища, совершенно не понятно.  Положа руку на сердце, писать на эту тему сложно. Правы все, и никто не прав…  
            Слеза ребенка за миллионы долларов
Умолчать об очередном «марше оппозиции» в Москве невозможно. Перечеркнутые портреты президента и депутатов Госдумы, плач «по слезинке ребенка-сироты», мечтающего обрести семью за границей... Или, если посмотреть на этот вопрос с другой точки зрения,  получить право быть убитым и изнасилованным за рубежом. Быть выброшенным на улицу, как смолянин Сережа Тилман... Почему тех, кто устроил этот антиправительственный шабаш, еще вчера не волновали слезы миллионов сирот и беспризорников, потерявших отцов и матерей в результате рыночных реформ?! В 1940-е годы в России таких было около 700 тысяч. Сегодня их свыше 600 тысяч. В Смоленской области ежегодно выявляется 700 сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. В прошлом году число обездоленных ребят (как и в предыдущие годы) превысило 4 тысячи…   Хоть беспризорников нет, и то счастье. Зато есть так называемые «безнадзорные» подростки-смоляне: в  2011 году их было 407, в 2012 – 336.  Одно хорошо: наметилась динамика снижения количества «отказников»: в 2008-м своих новорожденных младенцев в роддомах оставили 78 смолянок, в 2009-м – 73, в 2010-м – 54, в 2011-м – 51.  Но разве это – мало?! За каждой цифрой – горькая человеческая судьба.  Судьба «кукушонка»…
До принятия «закона Магнитского», заморозившего в американских банках счета нескольких десятков российских чиновников, до этих детей никому не было дела. А теперь они в одно мгновение стали разменной картой в политической игре двух государств. США практикует механизмы воздействия на русских управленцев-миллиардеров, у российской стороны – свой «ответ Чемберлена». Фиг вам, а не русские сироты! Не получите наш «человеческий материал» ни при каких условиях!
И неважно, что именно американцы, приютившие в 2011 году 970 маленьких россиян, занимают лидирующие позиции по усыновлению детей-инвалидов. Которые и при живых родителях России не нужны. Кстати, по данным отдела семейного устройства управления опеки и попечительства администрации г. Смоленска, загранусыновителей не так уж и много: в 2012 году зарегистрировано  15 случаев усыновления наших ребят иностранцами, 38 -  гражданами РФ (среди них 28 смолян). В результате родителей обрели 53 ребенка.
Против скоропалительных решений выступил и епископ Смоленский и Вяземский Пантелеймон. Он убежден, что политикам нужно действовать в интересах людей и принять закон, который в реальности способен защитить усыновляемых  детей. В первую очередь тех, что уезжают в приемные семьи за границу. «Необходимо понять, что в судьбе детей-сирот виновны не только их родители, но и государство, не сумевшее создать условий для того, чтобы эти дети воспитывались в семьях. За прошедшие два года религиозной свободы Церковь так и не научила наш народ ценить семью и своих детей, что отказ от детей является тяжким грехом. Мы виновны в этом и разделяем груз ответственности».   

 

Смоленск: «Антисиротский закон»: «за» и «против»


            США – помойка для ненужных детей?
По словам уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, за последние десять лет гражданами США были убиты 19 российских детей. Астахов считает: Россия должна прекратить вывоз детей за рубеж и ответить перед обществом за все случаи насилия.
…Несколько лет назад история жестокого обращения американцев с «русским материалом» потрясла Смоленск. История получила огласку благодаря расследованию журналиста Оксаны Сойко.
В 2003 году десятилетнего мальчика из Сафоновского интерната решила усыновить состоятельная чета американцев Тилманов – Мелоди Кей и Дональд Андерсон. И не только Сережу, но и его брата с сестрой. И еще нескольких сирот. В ноябре 2003-го года Смоленский областной суд удовлетворил мечту Тилманов. Как сложилась жизнь сирот за океаном, неизвестно. Единственным доказательством их «счастливой» жизни в Штатах была фотография, с которой Тилманы и приемыши улыбались в 32 зуба.  Известно другое: дети вернулись на родину. В 2006 году - сестра. В начале 2009-го - старший брат. Он бродяжничал. Возможно, воровал. И все же сумел собрать необходимые деньги на перелет.  Спустя несколько месяцев в Смоленск вернулся и Сережа.
Подростки не хотели делиться впечатлениями о своей жизни в "американском рае", и каждое слово приходилось вытягивать из них клещами. Создавалось впечатление, что они боятся говорить о Тилманах. По обрывкам фраз сложилась отвратительная картина: детей держали в черном теле. Обращались, как с животными. Пускали домой вечером, в строго установленное время. Заставляли зарабатывать на кусок хлеба. Как только ребятам исполнялось 16 лет, американцы вышвыривали их на улицу, как мусор. Кстати, в 2008 году Тилманы отказались еще от одного смолянина – Руслана, усыновленного вместе с Сережей, его сестрой и братом.
Где были смоленские органы опеки, когда на протяжении шести лет американцы издевались над русскими детьми?! Ответ на этот вопрос прост: они не смогли проследить дальнейшую судьбу детей, получить ответ от агентства, которое работало с кандидатами на усыновление и приемными семьями. Вопрос, как теперь сложится жизнь наших ребят, уже живущих в США, повисает в воздухе... 

 

По информации некоммерческих организаций, осуществляющих мониторинг фактов гибели российских детей в семьях усыновителей-американцев, помимо известных девятнадцати жертв насилия, в США за десять лет погибли и изувечены не менее 40 детей.  В России, по данным неофициальных источников, за тот же срок в приемных семьях погибло более 1000 детей. Однако Павел Астахов опровергает эти данные официальной статистикой: в российских приемных семьях умерли 14 детей, в прошлом году - 2. Уполномоченного по правам ребенка больше волнует существование в России 80 иностранных агентств, осуществляющих незаконное посредничество  при усыновлении российских детей. Оборот у посредников колоссальный – 150 миллионов долларов в год!   
              Мы не черствые. Мы - бедные
Очереди на сирот по-прежнему нет. И не потому, что смоляне черствые. Дело в нашей бедности. Люди отдают себе отчет, что несут полную ответственность за такого ребенка, и при отказе от него будут платить алименты. Как за родного. В былые годы гражданин, желающий стать опекуном, попечителем или принять детей в замещающую семью на воспитание, мог пройти подготовку по желанию - в соответствии с Федеральным законом РФ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». С 2011 года такая подготовка стала обязательной, и пройти ее можно в смоленском Центре психолого-медико-социального сопровождения для детей. Среди потенциальных кандидатов в патронатные родители немало педагогов и психологов, многие удивляются: «Мы воспитали своих детей, чему вы можете нас научить?». Специалисты центра сразу же предупреждают взрослых об особенностях социальных сирот. И… готовят к большим неприятностям.
Возврат ребенка – это не преступление. По данным департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, в 2008-м и 2010-м годах от детей отказались четверо усыновителей (по двое за каждый год). В 2009-м и 2011-м годах подобных случаев не зарегистрировано. Как и фактов отмененных по разным причинам усыновлений детей. По данным Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области Натальи Михайловой, с 1 апреля 2010 года обращений по поводу жестокости по отношению к  приемным детям также не поступало.
Гораздо чаще отказываются от детей их опекуны: 2008-й – 20 отказов, 2009-й – 39, 2010-й – 60, 2011-й – 55.  Если малышу некомфортно в семье, его забирают назад и передают в другую. Вот только что при этом чувствует живая «игрушка» со сломленной психикой?

 

 

Смоленск: «Антисиротский закон»: «за» и «против»
 

 

 

           Почему сирот возвращают обратно?
- Причины различны, - утверждает Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области Наталья Михайлова. – Как правило, это конфликты в семье из-за приемных детей, наследственность и проблемы со здоровьем, (либо состояние здоровья опекуна), поведение ребенка или неуверенность замещающего родителя в собственной компетенции. В большинстве случаев причина невыполнения  родителями своих обязанностей - недостаточная подготовленность к решению проблем воспитания приемного сына или дочери, а также неумение учитывать их личностные особенности.  Одиноких детей гораздо больше, чем желающих их усыновить. Однако зачастую требования, предъявляемые потенциальными усыновителями, не позволяют им стать родителями в короткие сроки. Нередко приемные мать и отец высказывают конкретные пожелания – пол, возраст, цвет глаз, цвет волос. Немаловажным фактором является и здоровье малыша. К сожалению, абсолютно здоровые дети не всегда рождаются и в благополучных семьях, что уж говорить об отказниках. С другой стороны, очень много невостребованных детей более старшего возраста или больных ребят, ждущих своих родителей долгие годы...
На мой взгляд, важно, что «закон Димы Яковлева» никого не оставил равнодушным. Он принят, а значит, на всех уровнях будут разработаны и реализованы конкретные меры по его исполнению.

             «Закройте меня в сарае на сутки и не кормите!»
 Как космонавт в первый раз выходит в открытый космос, так и воспитанник детского дома приобщается к жизни в нормальной семье. Но… прошлое берет свое. Сначала ребенок хочет понравиться опекунам, а потом проявляет агрессию, закатывает истерики. Врет, ворует. С капризным озорником говорят по душам, а он заявляет: «Закройте меня в сарае на сутки и не кормите! Я там посижу и сразу исправлюсь». Дети уверены, что ведут себя ПРАВИЛЬНО. Они не виновны в том, что с самого первого дня своей  коротенькой жизни видели только равнодушие. Их били, наказывали. Заставляли голодать…
Еще сложнее, когда в семье есть дети, которые не хотят жить с приемными братом или сестрой. Девочка провела девять месяцев в семье, где было двое сыновей. Мальчишки ее выжили! Старший потом признался: «Мы ее терпели три дня, а потом делали все, чтобы избавиться от противной девчонки». Взрослые не знали о заговоре сыновей…
… Бесконтрольно отправлять детей на чужбину преступно. Но разве бросать «кукушат» на произвол судьбы – это ли не преступление? Жизнь в детском доме – пытка.  Еще хуже оказаться на улице, за дверью интерната, которая захлопнется за тобой после восемнадцати лет. Помню, когда-то я частенько встречала бродяжку, трущуюся около троллейбусной остановке на Кирова. Грязные лохмотья, примотанная скотчем подошва. Палец, торчащий из дыры в грубом мужском ботинке. «Подайте на полтишок водки, а то помру. Сил нет…». Что делать? Подала и… поразилась удивительно красивому лицу девушки, хоть и испитому, в коросте, сквозь которую сияли фиалковые глаза. Ее история мало чем отличалась от сотен других… Родители умерли от алкоголизма. Интернат. Квартира, которой завладела бессердечная, алчная тетка. Улица… И безымянная табличка-номер на Селифоновском кладбище. 
       

 

Смоленск: «Антисиротский закон»: «за» и «против»
 

 

 

  Как отслеживается судьба приемных детей?

Комментарий Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области Натальи Михайловой:
- Орган опеки и попечительства, на территории которого был усыновлен ребенок, обязан в семидневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства приемных родителей информацию об организации контроля за условиями жизни и воспитания малыша. При передаче сведений тайна усыновления сохраняется. Лица, виновные в ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Контрольное обследование проводится специалистом по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно (четыре раза), в течение первых трех лет после приема ребенка в семью. Необходимость подобных обследований по истечении трех лет определяется индивидуально, исходя из конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей. При инспектировании условий жизни и воспитания ребенка тайна усыновления сохраняется.
Специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет, в котором должны быть отражены сведения о состоянии здоровья детей, их обучении, эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.
Представление отчетов по истечении трех лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении и до совершеннолетия ребенка осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ.

Компетентные органы государств, на территории которых проживают усыновленные дети, принявшие на себя обязательства контролировать их условия жизни и воспитания, либо иностранные организации по усыновлению, имеющие представительства в России, обязаны отчитываться перед органами исполнительной власти субъектов РФ.








Загрузка комментариев...
Читайте также
13 минут назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

сегодня, 16:48
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
Новости партнеров