Школьные перемены Смоленской области

Общество
ИваниченкоПравильно сказано: закрывается школа - умирает село. Но заложниками этой ситуации не должны становиться дети! Об этом на пресс-конференции в «Рабочем пути» говорила начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи Людмила Иваниченко.
Школы будут жить по новым правилам
- Людмила Борисовна, после окончательного принятия Госдумой новой редакции Закона «Об образовании» учителям запретят заниматься репетиторством?

- Вопрос очень сложный. Я не думаю, что вступление в силу нового закона каким-то образом сразу изменит ситуацию. Документ не предусматривает запрета или разрешения этого явления, более того, оно не регулируется законодательными актами. Другое дело, что впервые появилось понятие «индивидуальная предпринимательская деятельность». Однако не надо путать этот термин с репетиторством. Он относится исключительно к фирмам, которые предоставляют услуги наряду с образовательными учреждениями. Теперь деятельность этих частных организаций станет лицензированной и подконтрольной. Например, абсолютно все известные смоленские «лингвистические школы» - просто кружки по изучению иностранных языков. А после выхода закона им потребуется специальное разрешение.
- А что означает словосочетание «на договорной основе» применительно к образованию? Оно станет платным?
- Нет, в законе декларируются общедоступность и бесплатность образовательных услуг. Ранее муссировались слухи о том, что в Госстандарт внесут набор обязательных предметов. Возможно, так оно и произойдет: новый учебный план будет содержать перечень этих дисциплин, а у школ появится возможность включить в него дополнительные, которые можно изучать на договорной основе.
Кадровый голод
- Выпускники вузов, получившие педагогическое образование, не спешат устраиваться в школы. Это приводит к нехватке предметников. Какие специальности сейчас испытывают острый дефицит кадров?

- Сказать, что у нас переизбыток или нехватка учителей, нельзя. Есть дефицит, например, преподавателей иностранных языков и информатики. Это вызвано тем, что спрос на знания по этим предметам в последнее время заметно возрос. А раз так, то молодые специалисты идут работать в частные организации. Наряду с этим на начало 2012/2013 учебного года было 27 вакансий учителей математики, 30 - начальных классов и английского языка, 20 - физической культуры, 10 - русского языка.
- Это связано с маленькими зарплатами?
- Сейчас уже предпринимаются определенные шаги для исправления ситуации, но этого пока недостаточно. Средняя заработная плата учителей (начиная с молодых специалистов и заканчивая директорами школ) на сегодняшний день - 16,5 тысячи рублей. Чтобы увеличить ее до средней по экономике, нужно повышать не фонд заработной платы, а базовую ставку. На сегодняшний день требования к молодому педагогу на порядок выше, чем десятилетие назад. Но ведь и запросы самих выпускников педвузов выросли. К сожалению, практически ни в одном муниципальном образовании им не могут предоставить достойное жилье. Это, на мой взгляд, главная проблема. По последним данным, при наличии 215 вакансий жилье предоставляется лишь в 11 случаях. Еще в 49 случаях предлагается аренда жилья или общежитие. В результате около 155 специалистов не пришли в образование только потому, что им негде жить.
Новшества не перейдут дорогу традициям
- В начале этого учебного года на редакцию нашей газеты обрушился шквал телефонных звонков от читателей, возмущенных, что их вынуждают покупать для своих детей школьные учебники...
- Школы должны предоставлять учебники. Однако до недавнего времени они не в полном объеме обеспечивались литературой. Вместе с тем существует и другой принцип образования - вариативность, когда школа и учитель имеют право выбирать методику и учебную программу. При правильной организации учебного процесса школа работала на протяжении многих лет по принципу преемственности этих программ, а книжные фонды постепенно обновлялись. К сожалению, такой логичный подход применялся не всеми. Отсюда и нехватка учебников. Начальная школа уже перешла на федеральный государственный образовательный стандарт. За 2011 - 2012 годы удалось обеспечить литературой всех учеников первых-третьих классов и в пилотном режиме - пятиклассников. Теперь пришла очередь взяться за следующую ступень (шестые-девятые классы). В ближайшее время мы справимся и с этой задачей. Еще раз повторю: образование у нас бесплатное, и родители имеют право требовать учебники.
- Смоляне не спешат подавать иски в суды, ведь их ребенку еще предстоит учиться в этой школе. К тому же на отказавшихся покупать книги вешают ярлык «самый бедный».
- Бывает и такое, но это, скорее всего, исключение из правил. Ни один педагог не имеет права так относиться к своему ученику, и уж тем более бросать такие фразы. Есть определенная планка этических норм и педагогической этики, которую учитель не может переступать.
- В начале октября уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов заявил о росте численности безграмотных подростков, которая, по его мнению, достигла критических масштабов. Каждый шестой ребенок в возрасте от 7 до 18 лет никогда не учился в школе. Каково положение дел на Смоленщине?
- Всего в области около 78 тысяч школьников. В 2011/2012 учебном году детей, не посещающих образовательные учреждения, было 203 человека. В основном это те, кто не может обучаться по состоянию здоровья. Но также имеются единичные случаи, например, трудные подростки, убежавшие из дома или интерната. Еще порядка 85 детей - из цыганских семей.
- Сколько малокомплектных сельских школ закрылось за последние годы, а какие только готовятся к упразднению?
- Решить проблему малокомплектных школ призван процесс оптимизации образования, цель которого - сокращение неэффективных расходов. Они возникают там, где в школах недостаточно учеников, слабая материальная база, соответственно, низкие качество преподавания и уровень финансирования.
С 2008 по 2012 год образовательных учреждений стало на 92 меньше. Но даже после этого в области есть школы, средняя наполняемость которых - от 3,11 до 4,91 человека. Конечно, в этих школах существует своя атмосфера: ребенок и учитель могут общаться на своем, понятном только им языке. Но ведь мы должны понимать: выпускник выйдет в большой мир и ему будет сложно добиться успеха в жизни. А сколько в деревнях одаренных детей, медалистов!
И перспектива сельской школы зависит не только от того, как будет развиваться образование, но и как будет развиваться деревня.







Загрузка комментариев...
Читайте также
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
28 минут назад
Новости партнеров