Рославльский Автоагрегатный: перспективы неизвестны

Общество
Рославльский Автоагрегатный: перспективы неизвестныКазалось, несколько месяцев назад здесь все дышало оптимизмом. Руководство автоагрегатного завода охотно шло на контакт с прессой, рассказывая о перспективах предприятия. Бывший первый заместитель губернатора Михаил Курков заявил, что достигнута договоренность с правительством Москвы о передаче Рославльского и Смоленского автоагрегатных заводов в собственность области, а РААЗу, кроме того, отводилась роль головного среди сохранившихся шести заводов-сателлитов ЗИЛа.
Однако нынешней весной ситуация внезапно изменилась. Работники стали говорить, что уж быстрее бы этот переход состоялся, иначе из завода «высосут все соки». Поначалу не было понятно, кого они имеют в виду, поскольку о директоре Рафаэле Халилове отзывались в целом положительно. Однако 5 июня завод был похож на кипящий котел, с которого сорвало крышку. В тот день у центральной проходной собралось более половины списочного состава заводчан. По разные стороны баррикад оказались руководство Рославльского автоагрегатного завода и управляющая компания (ООО УК «Автокомпоненты»), организованная в октябре 2011 года руководством ЗИЛа для работы с заводами-филиалами.
Управляющей компании переданы полномочия единоличного исполнительного органа. Это означает, что она теперь занимается вопросами снабжения, сбыта, финансового планирования, бухгалтерских услуг, а также выполняет функции части производственных служб. На самом предприятии эти службы частично или полностью сокращаются или серьезно оптимизируются. Говоря простым языком, завод полностью лишен хозяйственной самостоятельности и возможности принятия без согласования свыше оперативных решений.
«Судьбоносный» документ был принят на ЗИЛе 14 ноября 2011 года. Рославльские рабочие почувствовали на себе его действие в виде несвоевременной выдачи и без того мизерной заработной платы. Хотя приложением №1 к «Договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ЗАО «АМО РААЗ ЗИЛ» управляющей компании ООО УК «Автокомпоненты» ежемесячное вознаграждение управляющей организации составляет 2 596 000 рублей, выделяемых из заводских средств.
Как отметил в своем интервью газете «Московский автозаводец» гендиректор ЗИЛа Игорь Захаров, эта сумма сформирована не произвольно, она основана на всестороннем анализе затрат, рисков и т. д. Фактически - на расчете того, что экономится в случае сокращения ряда служб на дочернем предприятии. Вот только если бы подобные «гениальные» решения приходили в голову руководству головного успешного предприятия, а не того, что в сутки выпускает полтора автомобиля.
Доля узлов и деталей РААЗа в производственной необходимости ЗИЛа на данный момент составляет 1 - 2%, продукция его универсальна, отправляется не только на МАЗ и КамАЗ, но и в страны ближнего и дальнего зарубежья. Завод, если ему не мешают, работает с прибылью. РААЗ должен был стать головным предприятием, правда, это предполагало передачу ему зиловского оборудования. По теперешним меркам - металлолом, на нем хорошую продукцию не выпустишь.
Директор Рафаэль Халилов на это не согласился и быстро впал в немилость у новых управленцев. Конкурентная продукция должна осваиваться на новом оборудовании, считает Рафаэль Рашитович.
Раньше на предприятии регулярно внедрялись окупаемые проекты, по всем направлениям деятельности был детальный план развития. Но чтобы обновить производство, нужны оборотные средства и инвестиции.
На головной ЗИЛ серьезный инвестор не идет. Зато фотографиями заводских руин пестрит Всемирная паутина. При этом Халилов в минувшем году разговаривал в Москве с представителем одного из крупнейших российских банков, и там ему ясно сказали: если произойдет выделение Рославльского автоагрегатного завода из-под ЗИЛа как самостоятельной единицы, они готовы инвестировать в развитие и модернизацию до миллиарда рублей.
Но если сегодня завод в распоряжении одной управляющей компании, а завтра - другой, непонятно куда активы выводятся - то никто сюда, конечно, не сунется. Никакой оптимизации не надо, считают на заводе. Все оптимизировал прежний директор Анатолий Климашин, когда в кризис 2008 года упал вдвое объем выпускаемой продукции и пришлось сократить (практически тоже вдвое) весь заводской персонал. Это был болезненный, но необходимый шаг, после чего производство вновь пошло в рост и отдел кадров стал приглашать специалистов и работников.
В 2011 году по сравнению с годом ранее объем производства вырос на 34%. Это было время, когда завод имел относительную самостоятельность. С приходом сюда УК «Автокомпоненты» и передачей ей всех рычагов управления ситуация резко ухудшилась. По словам работников завода, продукция ниже себестоимости отправлялась на ЗИЛ, а он через свой торговый дом, сделав наценку, производил дальнейшую реализацию комплектующих. За все время работы управляющей компании завод в ответ не получил «ни гвоздя»! Долг торгового дома РААЗу на сегодняшний день исчисляется 70 миллионами рублей.
Раньше на предприятии сами решали, как пополнить оборотные средства, чтобы увеличить заказы, сейчас этой оперативности нет. Нужно согласование с управляющей компанией, а это потеря времени и заказа.
Завод был на подъеме. Это показали результаты работы в 2011 году. Зачем нужно было производить колоссальные структурные преобразования? Понятно, когда предприятие на дне лежит, рабочие бастуют, надо меры принимать. А тут митинг состоялся против действий новых управленцев, а не против родного заводоуправления. Есть пища для серьезных размышлений. Все-таки 2,5 тысячи живых душ там остается на сей день...
P. S. 2 июля генеральный директор Рославльского автоагрегатного завода Рафаэль Халилов был уволен новым руководством ЗАО «АМО ЗИЛ». Это произошло спустя месяц после его встречи с первым заместителем губернатора Смоленской области Михаилом Питкевичем, на которой Халилову обещали полную поддержку. Исполняющим обязанности генерального директора РААЗа назначен Павел Созонов, представитель управляющей компании «Автокомпоненты», курирующий вопросы оптимизации производства. Вслед за директором собираются покинуть завод и ряд ведущих специалистов. Недавно уволился замдиректора по развитию производства Федор Бадак, знаковая фигура на предприятии... Что будет дальше?







Загрузка комментариев...
Читайте также
17 минут назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

сегодня, 16:48
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
Новости партнеров