Смоленский БОМЖ по собственному желанию?

Общество
Смоленский БОМЖ по собственному желанию?Вдову защитника Родины, изгонявшего фашистов в Великую Отечественную войну, проживавшую в райцентре, в доме, где из удобств только холодная вода (остальное - на улице), власти и суды признали как обеспеченную нормальным жильем. Ей отказали в постановке на очередь для получения жилплощади с удобствами за счет средств государства. 86-летняя прапрабабушка стала пятым членом семьи своей дочери, проживающей в малогабаритке.
Житье-бытье

Вера Киреевна Баранова всю жизнь прожила на сельских просторах, привыкла к крестьянскому труду, грядкам в огороде. Теперь в ее распоряжении угол в «каменном мешке» на предпоследнем этаже девятиэтажки по улице Лавочкина в Смоленске. На 26,5 кв. м жилой площади, кроме вдовы ветерана Великой Отечественной войны, там ютятся ее дочь, зять-инвалид, правнучка и совсем маленькая праправнучка. Иногда Вера Киреевна спрашивает домочадцев: «Я член вашей семьи или нет?» В ответ на их лицах появляются грустные улыбки. Тогда старушка достает из шкафчика картонную папочку со старыми фотографиями, где лежат и поздравительные телеграммы президентов России, адресованные лично ей по случаю Дня Победы: «...Ваше героическое поколение громило фашистов на фронте, отважно сражалось в партизанских отрядах, бессменно трудилось в госпиталях, на фабриках и заводах, его не сломили ни страшные испытания блокады, ни ужасы концлагерей. Мы никогда не забудем, что пережили и выстрадали дети военных лет, - уже с трудом читает Вера Киреевна одно из последних высоких посланий, и на ее глазах появляются слезы. - Наш священный долг - сделать все возможное, что бы вы на деле чувствовали поддержку государства и общества. Желаю вам доброго здоровья, благополучия и всего наилучшего». И подпись: «Президент Российской Федерации Д. А. Медведев».
Дочитав последние слова, старушка невольно сжимает сухенькие кулачки и тяжело вздыхает - ничего из того, что пожелал глава государства, у нее нет. А ведь еще 7 мая 2008 года президент Медведев подписал Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Потом были изменения. Вначале полагалось 18 кв. м на ветерана, теперь 36 кв. м жилой площади. А для них, одиноких вдов, эти ограничения были сняты, потому что не могут они в таком возрасте проживать самостоятельно. Но, видно, закон писан не для всех.
Жизнь прожить - не поле перейти
После Победы Александр Баранов вернулся в родную деревню Шашки Шумячского района раненый, контуженный. Вместе с женой Верой восстанавливали колхоз. Жили в чудом сохранившейся полусгнившей избе. Подрастали трое детей, и еще крепкие крестьяне взяли ссуду на строительство просторного дома. Время брало свое. Дети разъехались, фронтовые увечья подорвали здоровье Александра Федоровича.
В 1990 году Вера Киреевна овдовела. Нелегко ей было одной переживать смутное время перестройки. А вскоре и деревня Шашки, где в советские годы процветало сельхозпредприятие, были неплохая школа, клуб, приказала долго жить. 76-летняя вдова осталась там одна. И если бы по ночам не донимал вой голодных волков, женщина так никуда бы и не уехала из родных мест. Старшая дочь Галина уговорила мать переехать к ней в Шумячи, где на окраине поселка ее семья занимала полдома. К тому, что воду надо таскать ведрами из колодца, каждый день топить печь дровами, в стужу пробираться к дощатому туалету, Вере Киреевне было не привыкать.
Но очередная беда нагрянула неожиданно - внезапно заболела и умерла Галина. Позже одна из внучек переехала в другой район. Вторая осталась с бабушкой, а долю матери оформила по наследству на себя. После замужества она перебралась на жилплощадь «второй половины», там же, в Шумячах. Бабушка продолжала жить в квартире. Однажды, по просьбе Веры Киреевны, ее привезли в родные Шашки. Увиденное сразило ее наповал - от дома, в который они с покойным мужем вложили сколько труда, денег, где выросли их дети, остался лишь фундамент. Неизвестные разобрали и увезли все - от крыши до пола.
Летом Вера Киреевна кое-как еще справлялась по дому. Но зимой ей приходилось туго. Внучка периодически наведывалась к бабушке, чем-то помогала. Но возиться с печкой, за 30 метров через огромные сугробы пробираться к туалету, греть воду, чтобы помыться, 85-летней женщине стало не под силу.
На власть надейся, а дрова готовь
В 2010 году (приняты дополнения к Указу президента о предоставлении жилья ветеранам ВОВ) Вера Киреевна обратилась к местной власти с просьбой признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на очередь. 22 декабря того же года ей ответили: «Вам необходимо в срок до 30.12.2010 представить в Администрацию Шумячского городского поселения документы, определяющие родственные отношения ... справку о площади и техническом состоянии занимаемой вами квартиры, выданную организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности».
Диву даешься, читая подобные письма, - чем думают чиновники, сочиняя такое? Да невозможно за восемь дней (включая выходные и не считая доставки корреспонденции) решить вопрос с БТИ, которая находится в Рославле. У нас имеется копия акта обследования части дома, где проживала Вера Баранова, и который чиновники предлагали представить в течение недели. Утвержден документ Администрацей Шумячского горпоселения 16 марта 2011 года.
Однако все старания Веры Киреевны и ее родственников оказались напрасными. Уже в начале апреля прошлого года Барановой В.К. сообщили: «Вы не признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий и не приняты на учет...»
И даже пояснили причину: хотя комиссией и установлено, что жилплощадь (58 кв. м) на праве собственности ей не принадлежит, но зарегистрирована на ней только Вера Киреевна. А по шумячским же меркам, учетная норма жилья на одного человека - 10,5 кв. м.
Вот и получается - гуляй, вдова ветерана, по холодным «хоромам», выноси ведра, расчищай лопатой заснеженные тропинки к надворным удобствам...
Почему-то никого не интересовало, что бабушка проживает в Шумячах, по сути, на птичьих правах. Нет у нее собственного жилья. А лишилась она его не по своей воле. Нельзя умолчать и еще об одном примере бездушия чиновников. В письме из сектора соцзащиты населения в Шумячском районе, датированном 17 января уже 2012 года, главный специалист сообщает В. К. Барановой, что ей прекращена выплата денежного эквивалента по коммунальным услугам. Чтобы ее восстановить, главспец предлагает 86 -летней вдове ветерана: «... явиться в сектор социальной защиты... и иметь при себе следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала)...» Всего бабушка должна собрать и доставить в соцзащиту девять различных справок и документов. А если бы посмотрел чиновник на лицевой счет, по которому Вера Киреевна оплачивает коммунальные услуги, то увидел, что из всех благ цивилизации она получает только холодную воду, за которую исправно вносит 15 рублей в месяц, может быть, не поднялась бы у него рука писать «явиться»...
К сведению, в декабре прошлого года Вере Киреевне определена 2-я группа инвалидности.
За справедливостью - в суд
Возмущенные бездушием местной власти близкие Веры Киреевны пошли по вышестоящим инстанциям. Везде их понимающе выслушивали, возмущались, но разводили руками и советовали обратиться в суд. «Ваше дело выигрышное», - обнадеживали их чиновники. Даже помогли составить исковое заявление. И вот настал судный день. В Ленинском районном суде Смоленска представитель администрации из Шумячей по уже отработанному сценарию заявила, что в 2001 году Вера Киреевна Баранова вселялась в квартиру дочери, проживавшей с внучками, в качестве члена их семьи. А посему она приобрела равное с ними право пользования жильем, площадь которого предостаточна.
Суд тоже отметил, что Вера Киреевна вела с семьей Галины общее хозяйство, то есть стала пресловутым членом ее семьи. После смерти дочери ее долю в праве на жилье унаследовала внучка, но она не оспаривает право пользования бабушкой жилплощадью, посчитал суд. И дополнил: хотя В. К. Баранова проживает в квартире одна, внучка осуществляет за ней уход. К тому же дом крепкий - износ жилья, согласно документам, составил лишь 25 процентов (то, что права собственности на жилплощадь у вдовы ветерана нет в принципе, роли не играет? - Авт.).
«При таком положении суд приходит к выводу о том, что истица, с учетом размера общей площади квартиры ... не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, что свидетельствует о необоснованности заявленных ею исковых требований», - констатировал в решении от 19 июня 2011 года председательствующий судья Кудряшов. И соответственно в удовлетворении иска отказал. Вроде бы по закону, беспристрастно. Коллегия областного суда, куда обжаловали решение районного, оставила его в силе - не полагается, значит, вдове ветерана хотя бы комната с отоплением без дров, с ванной, с горячей водой, с теплым туалетом.
Потеряв всякую надежду на помощь от государства, вторая дочь Анна забрала Веру Киреевну к себе в Смоленск. Теперь у Анны Александровны ни минуты покоя, то с правнучкой нянчится, то за престарелой мамой ухаживает. И все бы стерпеть можно - родные ведь люди, да больно тесно в квартире, будто в сказке про утерянную рукавичку. А еще обидно за мужа-инвалида, он вынужден спать на полу.
Сроки обжаловать решения смоленской Фемиды в Верховном суде близкие Веры Киреевны упустили - не до того было с ее переездом, да и не подсказал никто.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Адвокат Александр Ефимович:

- На мой взгляд, Вера Киреевна Баранова, проживая в квартире, ранее принадлежавшей ее дочери, в Шумячах, не может являться членом семьи своей внучки. Совместно они не проживают, общее хозяйство не ведут. Более того, для человека в таком возрасте жизнь в помещении без элементарных удобств - явное издевательство. Но пересмотреть судебные решения в ситуации, когда упущены сроки их обжалования в Верховном суде, возможно лишь по вновь открывшимся обстоятельствам. В данный момент таковых нет. Но в случае если собственник в Шумячах продаст квартиру, а препятствия для этого нет, вдова ветерана лишится жилплощади и получит статус бомжа. Тогда у нее появится основание для подачи нового искового заявления.
А пока Вере Киреевне остается одно: писать письмо президенту страны, чтобы он знал, как на деле выполняются указы и законы.







Загрузка комментариев...
Читайте также
58 минут назад

О данной проблеме они сообщили в социальных сетях.

22 минуты назад
Интересную статистику опубликовало ГУ ЗАГС Смоленской област...
сегодня, 10:07
Сенатор от Смоленской области занимает 48 позицию в медиарейтинге...
сегодня, 09:52

Спустя четыре дня пострадавший скончался. Делом заинтересовались...

Новости партнеров