Как школьники Смоленска боролись со словами - «перевертышами» и коварными метаграммами

Общество
Знаете ли вы, что из слова «простокваша» можно составить свыше… 200 новых слов – имен существительных?  «Аорта», «штопор», «каста», «корова», «сатрап», «росток» - «простоквашный» список можно продолжить! Увлекательным словообразованием  (и не только!) занимались участники познавательно-игровой программы «Остров бесценных сокровищ». В отборочном этапе конкурса, стартовавшего в зале «Молодость» на прошлой неделе, приняли участие команды 32 школ Смоленска.   
Программа «Остров бесценных сокровищ» проводится в рамках Международного проекта ООН, посвященного десятилетию грамотности. Главные цели лингвистического соревнования – повысить интерес учащихся пятых-седьмых классов  к русской культуре и ее основному носителю – языку; любить, беречь и сохранять родную речь, гордиться ее многообразием, гармонией и красотой. 
В полуфинал вышли пять самых «подкованных» в плане знания русского языка  школьных команд. Экзамен на знание   «великого и могучего» успешно выдержали учащиеся 30, 38, 6, 40-й школ и  гимназии им. Н.М. Пржевальского, а также пять средних учебных заведений, набравших максимум баллов по результатам пяти состязаний. Ребятам пришлось «сражаться» с коварными метаграммами (это слова, которые отличаются друг от друга одной буквой – например, «луг» и «лук»), а также  проявить находчивость в подборе омонимов. Попробуйте-ка с ходу найти слово-омоним в задании «лиса мягко двигалась по выпавшему за ночь первому снегу и наткнулась на еловую ветку». Правильный ответ - «лапа».    А «бомбардировка» фразеологизмами  даже отличников порой загоняла в тупик!   
Многим школьникам «не по зубам» оказалось творческое  задание с литературным уклоном – озвучить автора и название стихотворения. Желающим попасть на «Бесценный остров сокровищ» предложили «опознать» несколько слов, вырванных из контекста, и прочесть наизусть поэтические строки из произведений, которые входят в школьную программу. Проблемы возникли с Некрасовым (об отрывок из главы «Крестьянские дети» - поэма «Кому на Руси жить хорошо» - «споткнулись» несколько участников   конкурса).  А кое-кто даже стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, опираясь на хрестоматийные  «кроет», «крутя», «завоет», «дитя»,  не смог назвать! Видимо, очень сильно испугался аудитории.  К счастью, знатоки литературного наследия оказались в большинстве, да и русский язык ребята знают на крепкую «четверку» с плюсом. По крайней мере, так решило строгое жюри под председательством преподавателя русского языка и литературы  средней школы №9 Татьяны Максименковой. В состав судейской комиссии  вошли сотрудники библиотек и журналисты - обозреватель «Рабочего пути» Анастасия Петракова. Участникам конкурса помогли преодолеть трудности болельщики, которые хором читали слова-перевертыши, склоняли имена существительные и отгадывали загадки.  
Полуфинал конкурса «Остров бесценных сокровищ» пройдет в феврале следующего года, в апреле Смоленск узнает имена победителей-учеников, блестяще владеющих русским языком и не понаслышке знающих, что этот предмет ничуть не легче математики. Преподавателей, подготовивших лучшие команды, ждут награды от организаторов конкурса - управления образования и молодежной политики г. Смоленска и МУК «Центр культуры».
«РП» - информационный спонсор проекта.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
вчера, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров