Село Григорьевское в Смоленской области: про испанское TV, «Понтия Пилата» и швейцарский сыр

Общество
Григорьевское«Рабочепутейцы» проехали по маршруту испанских телевизионщиков, снявших в Новодугинском районе сюжет «Россия 20 лет спустя».
В Григорьевское мы прибыли вовремя - за неделю до нас здесь побывала съемочная группа испанского телевидения. Правда, в фокусе иностранных камер оказалась не старинная дворянская усадьба Лыкошиных, а памятник испанским антифашистам.
- Они погибли в схватке с немцами в 1942-м году, а обелиск им поставили только в 1992-м, - рассказывал корреспонденту «РП» учитель Григорьевской школы Валерий Кривцов. -
Испанские репортеры, появившиеся здесь 20 лет спустя, снимали у нас все: бабушек в галошах, трактора, сельскую живность... Видимо, старались показать красоту нашей
матушки России, где и дома пониже, и асфальт «пожиже». Хотите взглянуть на памятник? Но идти нужно километра два по полю и лесу. Пойдете?
Я посмотрела на свои ботинки и вздохнула. Когда мадам Помпадур, любовница одного из Людовиков, изобретала обувь на каблуке, она вряд ли предполагала, что в России на ней
будут ходить по лесам и прыгать через ямы, вырытые кабанами.
- Вам повезло! Сегодня солнечно и сухо, сапоги в грязи практически не вязнут! - подбадривал меня Кривцов, по-хозяйски отодвигая руками высокую траву и ломая низкие ветви деревьев.
Через 20 минут в лесной тиши перед глазами предстал скромный памятник с яркими цветами. Когда слышишь эту историю про испанских антифашистов, невольно вздрагиваешь: жители Мадрида уже 20 лет посещают Григорьевское на самолетах, чтобы почтить память всего трех своих земляков. Пишут статьи и снимают сюжеты. А у нас всего в 20 километрах от Григорьевского, в «Вяземском котле», полегло около миллиона человек. Десятки лет об этом даже не говорили, а мемориал открыли только три года
назад. Кстати, благодаря Виктору Кулакову - директору музея-заповедника «Хмелита».
ГригорьевскоеПро сыровара Карла и сеньора Кривцова
Наш проводник Валерий Кривцов живет в соседнем Александровском. По будням учит истории сельских ребятишек в Григорьевском, а в выходные подрабатывает экскурсоводом в Хмелите. Он - стопроцентное воплощение в жизнь формулы «хочешь жить, умей вертеться».
- Меня испанские телевизионщики так и спросили: не хотите ли вы, сеньор, переехать и работать в более крупной школе? А я им ответил по-русски: где родился, там и пригодился.
Учеников у Кривцова немного - на всю школу 12 человек. В 1893 году, когда в Григорьевском открывали земскую школу, ребятишек насчитывалось значительно больше - 60! Тогда и расписание было другим: помимо традиционного чистописания, арифметики и чтения, в школе были дополнительные предметы - рукоделие и пчеловодство. Современная школа находится в зданиях барского винокуренного завода.
- В конце XVIII века здесь выкуривалось почти 20 тысяч ведер спирта в год, а уже через 50 лет производство выросло на 83 %! Он поставлялся в Москву, Тверь и Старицу, - перечисляет Валерий Дмитриевич. - Посмотрите, с каким вкусом построены эти производственные помещения, какая оригинальная форма у зданий! Какие карнизы!
Если школу вдруг закроют, Кривцову и редким туристам восхищаться станет нечем - здания без присмотра быстро погибнут. Сыроварню, в которой в советское время ремонтировали колхозную технику, уже растаскивают по кусочкам. Хотя совсем недавно старожилы еще помнили швейцарца Карла, который заведовал «сырными» делами в Григорьевском до революции...
- Действительно, в начале ХХ века здесь работал сыровар Карл Шильдт, -
подтверждает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России СмолГУ Анастасия Тихонова. - Производство швейцарского сыра было очень популярным у смоленских помещиков. Ведь для его приготовления не нужно специального оборудования: только помещение с чистой посудой, котел, качественное молоко и хороший мастер. Важно было соблюдать непростые технологии, которыми владели только швейцарцы и держали рецептуру в секрете. Однако в России сыр все равно назывался русско-швейцарским. Видимо, наши коровы давали не совсем такое молоко, как альпийские. Хотя в нашей стране был специально завезенный для этого швейцарский скот - например, симментальский.
Есть сведения о том, что Карл Шильдт оставался в Григорьевском и после революции: в 1918 и 1919 годах он просил вид на жительство. Больше о его судьбе архивам ничего неизвестно. В 20-е годы всем швейцарцам было предложено вернуться на историческую родину. Многие откликнулись на этот призыв. А большая часть тех, кто остался, пополнили сталинские лагеря.
О судьбе последних владельцев Григорьевского известно гораздо больше. Григория Лыкошина арестовали и он погиб за решеткой в кровавом 1937-м. Его жена и дети жили в
Подмосковье.
Григорьевское«Понтий Пилат» родом из Григорьевского
- Сейчас почему-то принято произносить ЛыкОшины. Я же своих учеников учу говорить правильно - ЛЫкошины, - уточняет Валерий Дмитриевич. - Один мой родственник родился в 1904 году и в детстве играл с барскими детьми. Тогда, до революции, их называли именно так - ЛЫкошины, с ударением на первый слог.
Последний владелец Григорьевского, Григорий Лыкошин, оказался дедушкой известного артиста Кирилла Лаврова. У Кирилла Юрьевича сохранились старинные фотографии
Григорьевского, а также дневник бабушки. Когда та была ребенком, то часто навещала свою любимую бабушку и дядю, а потом описывала эти усадебные прогулки в дневнике.
Сам актер рассказывал об этом так: «Моя бабушка Ольга Леонидовна, мама моей мамы, урожденная Лыкошина. Это старинный дворянский род, происходящий из Польши.
У Лыкошиных в Смоленской губернии была усадьба в селе Григорьевском недалеко от Вязьмы. В трех верстах от Хмелиты, имения Грибоедовых. Как-то мы с дочкой и сестрой поехали на машине искать это Григорьевское. У мамы сохранился детский дневник, в котором она очень хорошо описывает дорогу до Григорьевского. Он-то и стал нашим путеводителем. Все точно сходилось: «...Пригорок, на нем три сосны, за пригорком парк нашей усадьбы». Господский дом стоял до 60-х годов, потом его уничтожили, я его не видел, застал только фундамент и взял из него на память кирпич».
Справка РП
Кирилл Лавров родился в 1925 году в семье народного артиста СССР Юрия Лаврова. Много лет проработал художественным руководителем Большого драматического театра в Петербурге. Самые яркие театральные роли - в постановках Георгия Товстоногова «Пять вечеров», «Океан», «Мещане», «Ревизор». Самые известные кинороли - в картинах «Живые и мертвые», «Укрощение огня», «Братья Карамазовы», «Мастер и Маргарита».
Умер народный артист СССР в 2007 году.
Григорьевское«Мерзость запустения»
У господского дома действительно печальная история. Первый дворец был деревянным, в 1791 году его разобрали и выстроили каменный. В пожаре 1812 года он погиб, поэтому
вновь пришлось возводить хоромы. После революции здание не тронули - переселили туда школу. А во время войны во дворце находился немецкий госпиталь. Умерших хоронили здесь же, неподалеку. При отступлении фашисты подожгли дворец. Огонь «съел» весь верхний этаж. В 1956 году его решили восстановить, но запала хватило ненадолго. Работы свернули, а оставшийся этаж разобрали на стройматериалы. Валерий Дмитриевич грустно констатирует: «Сейчас у нас царит «мерзость запустения». Несмотря на то что от церкви Преображения уцелела лишь небольшая часть, под потолком очень хорошо сохранились фрески на евангельские сюжеты - своды в конце XVIII века расписывали столичные мастера. Православной вере не была страшна даже революция - по воспоминаниям местных жителей, службы в церкви шли до 1941-го года. Великая Отечественная война всерьез «подкорректировала» облик храма - отступавшие фашисты взорвали колокольню. А во время хрущевской оттепели, когда всколыхнулась новая волна борьбы с религией, церковь разобрали на стройматериалы уже местные жители. В начале 1990-х начинали реставрировать храм. Но по-настоящему дело дошло до восстановления только в 2008 году: благодаря Кулакову остатки церкви накрыли кровлей, заделав огромную дыру.
- С постройкой храма в 1794 году вышла целая история, - рассказывает Валерий Дмитриевич. - Лыкошину давно хотелось возвести у себя в Григорьевском храм, но этому препятствовал его хмелитский сосед, гвардии поручик Алексей Грибоедов. Чтобы получить разрешение на строительство церкви, Лыкошину пришлось обращаться в Священный Синод. Вы не поверите, но по архитектурному исполнению таких храмов всего два в России: церковь Георгия на Всполье во Владимире и наша, в Григорьевском. Изначально храм был белым - в Хмелите хранится фотография церкви, сделанная местным учителем в 1947-м году. А вот здесь, за церковью, были гробницы. В детстве я сам туда спускался, но ничего интересного не увидел - они к тому времени уже были разграблены. Мой брат до сих пор вспоминает, что возле гробов вперемешку валялись человеческие кости и остатки мундиров. Мародерам было чем поживиться - среди захороненных могли быть кавалеры ордена Анны. Эта награда с бриллиантами, на черном рынке даже в советское время она оценивалась в астрономическую сумму!
В 1980-х годах на родовой могиле еще стояли два памятника, а потом они при таинственных обстоятельствах исчезли. Один из них обнаружили в 2001 году в Вязьме, у забора частного дома по улице Докучаева. Правда, на место возвращать не стали, а установили на территории Предтечева монастыря.
Как пингвины на льдине
- Вам бы сюда лет 15 назад приехать, - с сожалением говорит мне Кривцов. - Как тут все цвело и пахло! И контора, и почтовое отделение были свои... А сейчас даже медпункта нет! Для больных и пожилых людей это катастрофа! Некому дать таблетку, сделать укол... Последняя медсестра ушла на пенсию и уехала в Смоленск еще три года назад. А с 1999 года мы лишены автобусного сообщения, живем как пингвины на льдине. Хочешь добраться до райцентра - выкладывай 600 рублей за такси или «попутку». Уже который год просим власть отремонтировать дорогу на Хмелиту - это всего семь километров. Она в очень плохом состоянии, большие трудности с проездом возникают осенью и весной. Грейдером ямки не почистишь - песка нет, один гравий остался. Мы просили отремонтировать дорогу, писали письма губернатору, в приемную президента, но ничего не изменилось.
- Из-за отсутствия нормальной дороги любые работы в Григорьевском проводить очень трудно,
- подтверждает директор музея-заповедника «Хмелита» Виктор Кулаков. - В деревню ведет только грунтовая дорога, необходим асфальт. В ближайшее время будем пытаться решать этот вопрос.
Эх, а когда-то Григорьевское было чуть ли не главной транспортной артерией - через здешние места проходил известный Бельский тракт...

Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
8 минут назад
32 минуты назад
Мероприятие реализуется в рамках федерального проекта «Профессионалитет»....
сегодня, 19:54
Объявление в интернете о покупке билетов оказалось уловкой жуликов....
сегодня, 17:10
Смоленской региональной общественной организации ветеранов л...
Новости партнеров