А был ли Павлик, или Нужно ли переименовывать смоленские улицы

Общество
А был ли Павлик, или Нужно ли переименовывать смоленские улицы
Однажды к нам в редакцию пришло письмо: «Сейчас вокруг царят безграмотность и отсутствие культуры. Но то, что я увидела в парке Пионеров,
повергло меня в шок, - пишет смолянка Валентина Макаренкова. - На стеле с именами пионеров-героев на первом месте стоял... Павлик Морозов, «герой и пионер»! Во-первых, его не существовало, это выдуманный персонаж. Во-вторых, его имя стало нарицательным, если говорят о предательстве, часто вспоминают именно Павлика Морозова. В-третьих, если даже допустить, что Павлик-предатель существовал, то он никак не мог быть пионером - в то время их еще не существовало, тем более в деревне. Неужели при оформлении стелы не нашлось ни одного грамотного человека, знающего, кто такой Павлик Морозов? Я хотела написать сразу в Москву, но надеюсь, что этот вопрос решат сами смоляне».Стела появилась еще при советской власти - тогда, когда авторитет Павлика был непоколебим. И какими бы неуместными сейчас ни казались нам слова «Бери пример с героев», лучшие писатели страны от Бабеля до Михалкова писали о Павлике книги, сам Эйзенштейн снял о нем фильм. А совсем недавно на Урале взялись за создание музея коллективизации с мемориальной комнатой Павлика Морозова.
Развенчать миф о пионере-герое взялся писатель Юрий Дружников (подчеркиваю: не историк, не журналист, писатель!), живущий в Америке. Мол, не так уж Павлик был хорош - в школе занимался отвратительно, к 14 годам едва выучил буквы, пионером не был, покуривал и играл в очко на подзатыльники. Что уж говорить о политике - в ней он совершенно не мыслил, история с Павликом была показушной - нужен был пример того, как молодое поколение целиком и полностью поддерживает политику советской власти. Вполне возможно, как предполагает автор книги «Вознесение Павлика Морозова», пионера-героя убили не обозленные родственники, а сами сотрудники ОГПУ. Но никто не сомневался в том, что Павлик существовал - еще лет 30 назад можно было поговорить с его матерью, до недавнего времени были живы его одноклассники и родственники.
К переписыванию истории всегда нужно относиться с осторожностью. Договорились уже до того, что Егоров не первым водрузил знамя над рейхстагом, а Гагарин не первым полетел в космос. Это уже не считая Макаренко, чью любовь к детям стали объяснять... педофилией.
Недавно петербургские пенсионеры потребовали восстановить памятник Сталину - в городе или, на худой конец, в области. Не удивлюсь, если что-то подобное произойдет и в нашем регионе. В Смоленске тоже когда-то был памятник в его честь, установленный возле кинотеатра «Октябрь» незадолго до смерти вождя - в 1952-м. Хотели в его честь назвать целый проспект, но прогремело выступление Хрущева на ХХ съезде КПСС. Поэтому в 1956-м на шею гранитного Сталина накинули тросы и стащили с постамента бульдозером. Было от чего содрогнуться сердцу советского человека.
А помните, чем закончился громкий телевизионный проект «Имя России»? «Тиран» и «деспот» долгое время лидировал, получая наибольшее количество голосов, и в конце концов, занял почетное третье место, обогнав Петра I, Ленина, Пушкина... Можно до бесконечности спорить о том, кто выиграл войну - Сталин, Жуков или миллионы советских людей. Но, как не крути, с именем вождя шли в атаку. Именно он стал символом советской империи, которая еще жива в сознании миллионов россиян. Какие бы страшилки ни показывали в сериалах про жизнь в Советском Союзе - первые 35 лет существования государства население тряслось в ожидании ареста, а последние 35 стояло в очередях, но народ твердо уверен: в СССР было намного лучше жить, чем сейчас. Спорить и переубеждать бесполезно.
Смоленские улицы в честь... террористов
Совсем недавно, в январе, вопросом переименования улиц озадачился губернатор Кировской области. «Все соглашаются с тем, что терроризм невозможно ничем объяснить и невозможно ничем оправдать... Но почему тогда в нашей стране до сих пор сотни улиц, переулков, проспектов, даже станции метро носят имена террористов? - недоумевает в своем блоге Никита Белых. - Задумайтесь, хотели бы вы жить на улице, названной именем организаторов теракта в Домодедове?». Эта запись вызвала оживленные дискуссии в вятском обществе, заставив всерьез задуматься: не пора ли браться за переименование улиц?
Смоляне в этом вопросе более консервативны. У нас до сих пор именем одного из первых российских террористов названа целая площадь. Андрей Желябов в 1879 году подорвал поезд не кого-нибудь, а императора Александра II. В феврале 1880-го Желябов организовал взрыв в Зимнем дворце, в результате которого погибли 11 человек, 56 были ранены...Не менее «замечателен» вклад в русскую историю Петра Войкова, чьим именем названа улица в Ленинском районе. В 1907 году восемнадцатилетний Петр организовал покушение на ялтинского градоначальника Думбадзе. В следующий раз Войков «отличился» только через десять лет, когда принимал участие в расстреле царской семьи. В частности, он подписывал документы о выделении большого количества серной кислоты для полного уничтожения тел.
- В XX веке волна массовых переименований улиц была идеологической, - рассказала корреспонденту «РП» заведующая кафедрой современного русского языка и методики его
преподавания СмолГУ, доцент, специалист по топонимике Вера Картавенко. - Во-первых, получили новые имена все улицы Смоленска, названия которых были связаны с религией.
Большая Благовещенская стала Большой Советской, Ильинская превратилась в улицу Октябрьской революции, а Нижняя Ильинская - в улицу Реввоенсовета. Во-вторых, часть улиц стала называться в честь революционных деятелей: ул. Воскресенская - ул. Войкова, ул. Казанская - ул. Бакунина, ул. Пятницкая - ул. Воровского, ул. Никольская - ул. Тухачевского.
Но кто сейчас помнит заслуги Красина, Кирова, Толмачева, Воровского, Ногина, Соболева, Смольянинова? Кроме того, многие из этих имен вообще не связаны со Смоленщиной. Примечательна история с французским коммунистом Марселем Кашеном. В конце 30-х он ехал в Москву на поезде. На остановке в Смоленске вышел из вагона на перрон, где его пылко приветствовали восхищенные смоляне. Народное признание было таким, что решили назвать в честь Кашена целую улицу. Следуя такой логике, можно «подарить» какой-нибудь переулок «американской босоножке» Айседоре Дункан, которая была в Смоленске проездом, или великой Фаине Раневской, игравшей на сцене нашего драмтеатра.
- Вопрос о переименовании улиц в связи с переоценкой истории очень болезненный и требует детальной проработки, - считает Вера Сергеевна. - И дело не только в материальной стороне вопроса. Помните, чем закончилась история с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург? Сотни людей попали в больницы с инфарктами!
Нельзя забывать одну поучительную историю. При Мао Цзэдуне в Китае уничтожили всех воробьев из-за того, что они клевали рис. Их истребление с тех пор стали считать достижением культурной революции. А в результате рис съели жуки и гусеницы. Мы тоже можем снести памятники и переименовать улицы, но поможет ли это нам? Историю «на помойку не выбрасывают» - с этим утверждением трудно не согласиться.
На фото: Могилу первого учителя Ленина – Василия Калашникова – на Тихвинском кладбище пока можно найти без труда. Вряд ли люди, сдавшие на металлолом половину его ограды, сделали это из-за переоценки истории 







Загрузка комментариев...
Читайте также
37 минут назад
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
23 минуты назад
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
28.03.2023 12:39

Техника, доступная современным аграриям, заставила многих...

сегодня, 12:12

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

Новости партнеров