Смоленскому инвалиду поможет... чудо?

Общество
Олег и Виктория десять лет ждали ребенка, но так и не дождались. Пришлось прибегнуть к услугам современной медицины. Волшебная аббревиатура ЭКО подарила счастливым супругам двойняшек. Вот только можно ли назвать их счастливыми? Маленькие Оля и Виктор больны. Диагноз – ДЦП. Виктору четыре года, и он не может ходить, так и не научился разговаривать. Оля страдает от недуга в меньшей степени, но…  Виктория мучается только одним вопросом: за что?!
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание  многоликое, оно наносит удар по центральной нервной системе -  головному и спинному мозгу ребенка, вызывая разные по степени тяжести отклонения в развитии. Могут возникнуть и нарушения мышечной деятельности, тогда ребенок будет частично или полностью ограничен в движении. Заболевание у каждого выражено индивидуально. И от того, насколько сильно эта болезнь поразила центральную нервную систему малыша, зависит вся его будущая жизнь.
Но жизни, перспектив на будущее у ребенка и его родителей нет: из-за грубых двигательных расстройств 80 процентов больных ДЦП нуждаются в посторонней помощи, поэтому 75 процентов матерей вынуждены бросить работу. Эти люди создают большие социальные проблемы государству, потому что им необходимы выплаты пособий по инвалидности, финансирование лечебного процесса, содержание детских домов для отказных детей, домов инвалидов, специальных детских садов, центров реабилитации, специализированных клиник и санаториев. И, несмотря на колоссальные усилия врачей, участвующих в комплексном, непрерывном и длительном лечебном процессе, эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий крайне низка. 
«Социальный дарвинизм» или равнодушие?
По официальным данным, в Смоленской области зарегистрировано 4,5 тысячи детей-инвалидов. За последние 20 лет эта цифра выросла вдвое - в 1990 году на Смоленщине было  2,5 тысячи маленьких инвалидов.
Инвалидность – естественная выбраковка?  Четырехкратный чемпион сурдо-олимпийских игр Иван Кассин, бронзовый призер паралимпийских игр по дзюдо Алеся Степанюк, чемпион международной олимпиады по гонкам на  колясках Александр Васильев на собственном примере доказали, что ограничение физических возможностей не является  преградой  к нормальной жизни. Однако наше бездушное общество продолжает сознательно вычеркивать людей с ограниченными возможностями из жизни, стараясь не замечать их проблем. Срабатывает принцип «социального дарвинизма» -  инвалидов не берут в детские сады, в школах их тоже практически  невозможно обучать, потому что ни в одном учебном заведении  нет пандусов. Смоленский Гуманитарный университет - единственный вуз в Смоленске, разработавший специальную программу обучения детей-инвалидов, которых с каждым годом становится все больше. Ребенок и его родители по-прежнему остаются один - на один со своей бедой. С детьми-инвалидами работают только  реабилитационный центр «Вишенки» (100 мест), реабилитационный центр в Шумячах (15 мест), Ново-Никольский дом-интернат (270 мест), дом-интернат в  деревне Черныш Краснинского района  для слабовидящих детей. А также детский сад для слабовидящих детей в Смоленске, школа для глухонемых и слабослышащих и только один-единственный детсад №3  для детей-инвалидов с тяжелыми патологиями. 
 Бодался инвалид со здравоохранением…
  Ольга Новикова – инвалид с детства.  В 1975 году ей поставили страшный диагноз – ДЦП.
- Лечение мне не помогало, - рассказывает Ольга. – Я не могла передвигаться до 17 лет. Надежды на то, что я смогу встать на ноги, не было никакой. В 1992 году узнала о новой методике лечения детского церебрального паралича, которую разработали в Институте клинической реабилитологии Валерий Ульзибат и Сергей Шишов. После нескольких операций я могла сидеть и даже с помощью матери передвигаться. К сожалению, я слишком поздно попала к Шишову, а заболевание было очень серьезным, поэтому самостоятельно ходить так и не смогла, хотя так мечтала об этом… Решила больше не оперироваться, но через четыре года  снова обратилась к Сергею Витальевичу – возобновились сильные боли, через несколько месяцев я уже не могла опираться на правую ногу. О том, чтобы ходить, и речи не было. Шишову было достаточно сделать две операции, и мое состояние улучшилось. Я удивилась, почему удалось так быстро восстановиться? Мне даже не нужно было соблюдать постельный режим! Оказывается, Сергей Шишов усовершенствовал методику профессора Ульзибата, и теперь положительный результат виден после первой операции.
Если в 35 лет золотые руки доктора смогли помочь пациентке, на которую врачи давно махнули рукой, то детей с ДЦП доктор Шишов легко ставит на ноги! У меня возникла мысль пригласить Сергея Шишов в Смоленск для проведения консультации на базе реабилитационного центра «Свобода». Очень хотелось помочь больным ребятам и их отчаявшимся родителям.
10 декабря прошлого года Ольга Новикова обратилась к начальнику здравоохранения Смоленской области Андрею Касьянову. Завязалась долгая переписка инвалида с «инстанциями и лицами». Вначале Касьянов пообещал, что решит этот вопрос и, возможно, пригласит доктора Шишова в Смоленск. Но вскоре Ольгины надежды рассеялись, как дым.  2 марта областная Дума приняла 119-е Постановление об оказании бесплатной медицинской помощи на территории Смоленской области, в соответствии с которым официальное приглашение Шишова для проведения консультации от лица департамента не представляется возможным. Центр новых медицинских технологий, в котором практикует этот врач, является коммерческим медицинским учреждением. Платная медицина с бесплатной сотрудничать отказывается?     
Ольга обратилась к заместителю губернатора Сергею Кривко,  в департамент по социальной защите, но и Сергей Ростиславович не смог переломить ситуацию.  «Доктор коммерческий, помочь ничем не можем». Ольге посоветовали  написать письмо председателю ВОИ Г. Печкареву, быть может, он поможет доставить Шишова в Смоленск? Но и Печкарев не захотел взять ответственность на себя.
Проекты оказались прожектами -  Ольга так и  не нашла понимания и поддержки у чиновников.  «Вы же понимаете, что мы  нарушим закон,  разререкламировав методику   Шишова и обеспечив его новыми потенциальными пациентами?» Ольга не понимает. Она всего лишь хотела помочь больным детям:
- ДЦП – очень коварное заболевание, и его нужно лечить в раннем возрасте. Чем раньше начинается лечение, тем больше у ребенка шансов полностью реабилитироваться. В Смоленске сотни детей с таким диагнозом, пусть Шишов их осмотрит и проконсультирует, и те ребята, у которых есть возможность оперироваться в Туле, выздоровеют. По крайней мере, их состояние значительно улучшится. От департамента здравоохранения всего лишь требовалось официальное приглашение, а консультации могли бы оплатить родители инвалидов или спонсоры. Я разговаривала на эту тему с Шишовым, он готов к сотрудничеству - достаточно договоренности с департаментом и оплаты проезда, и он непременно приедет в Смоленск. Шишова приглашают для консультаций многие российские регионы, и только в нашем городе инвалидов почему-то лишают надежды безжалостной формулировкой «коммерческая деятельность»… Наверное, местным чиновникам и президент не указ, хотя Дмитрий Анатольевич недавно заявил, что в лечении ДЦП все методы хороши, и что нужно повсеместно внедрять современные эффективные методики.         
Медведев требует пересчитать больных ДЦП россиян
Кстати, Дмитрий Медведев всерьез взялся за детский церебральный паралич: президент распорядился подготовить статистическую базу детей с диагнозом ДЦП и наладить систему постоянного мониторинга подобных заболеваний в России. Глава государства подчеркнул, что, к сожалению, статистики количества больных детским церебральным параличом не существует. Медведев заявил, что «нужно понять объём проблемы.  Только в Москве на учёте стоят 4,5 тысячи. Если спроецировать на страну, это как минимум в 10 раз больше. Это огромные цифры». По данным тульского профессора Валерия Ульзибата, в 1996 году в России   на учете состояло свыше 70 тыс. больных детским церебральным параличом. Получается, что больных ДЦП, кроме Ульзибата, с тех пор никто не считал?
Метод Ульзибата-Шишова
Суть метода - рассечение рубцов в мышцах специально сконструированным скальпелем  без обширного кожного разреза. Операция малотравматична и позволяет выполнить оперативные вмешательства сразу на нескольких мышечных рубцах.
По сравнению с традиционными методиками, метод значительно снижает продолжительность послеоперационного восстановления (от одного дня до двух недель). Вероятность рецидива сведена до минимума! Результат - уменьшение болевого синдрома, увеличение объема движений и облегчение ухода за больным.
Доктор Шишов убежден: «Метод Ульзибата имеет ряд недостатков: место воздействия определяется субъективно – пальпаторно, по точкам максимальной болезненности. Проведение скальпеля до мышцы осуществляется вслепую, что может привести к ранению кровеносных сосудов и образованию гематом. Эта методика требует необходимости повторных вмешательств, приводит к травме окружающих тканей и увеличению размеров послеоперационной гематомы».
Как Сергей Шишов, участвовавший в разработках современных схем и технологий, применяемых для лечения больных с ортопедическими последствиями ДЦП в амбулаторных условиях,  усовершенствовал этот метод?
-  Врач проводит пальпацию и ультразвуковое сканирование мышц больного. Пациент сообщает, где он чувствует  сильную боль, и хирург визуально оценивает протяженность и объем рубцовой ткани в мышце. С помощью ультразвукового сканирования выбирает наиболее безопасный участок мышцы. После обезболивания по наклонной вводит режущий инструмент в измененную ткань. При этом глубина проникновения и точность попадания инструмента в патологический очаг контролируется!  Затем хирург, держа скальпель под наклоном,  рассекает мышечный рубец…
Вероятность гематомы минимальна, послеоперационный восстановительный период в большинстве случаев занимает не более двух, может быть, трех дней. После таких операций ребенок начинает ходить, его больше не мучают невыносимые боли в мышцах.
Эта методика позволяет лечиться в амбулаторных условиях, причем 70 процентов больных не нуждаются в больничном листе,  настолько эти операции нетравматичны.
Сергей Шишов готов делиться наработками с врачами из других регионов: «Представленный опыт работы может использоваться поликлиниками и хирургическими стационарами любых форм собственности, так как проведенные нами исследования могут помочь организаторам здравоохранения и специалистам, занимающимся проблемой ДЦП, определить наиболее эффективную тактику организации специализированной помощи».
Вот только хотят ли в Смоленске внедрять новые медицинские технологии, за которые ратует президент? Вопрос остается открытым.
Справка «РП»
Сергей Шишов - заместитель главного врача ООО «Центр новых медицинских технологий», врач травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук. С 1989 года  занимается оперативными вмешательствами на мышцах при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Около 20 лет проработал в клинике профессора Валерия Ульзибата (Институт клинической реабилитологии). Совместно с Ульзибатом разрабатывал метод лечения больных с ортопедическими последствиями ДЦП.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
вчера, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров